Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Ах, какая страшная сказка!

Мы привыкли, что сказка – это нечто фантастическое, красивое, нарядное и, чего уж там, не слишком серьёзное. Однако такое восприятие, мягко говоря, отличается от действительного положения дел. Многие сказки, прежде чем попасть к нам, прошли через руки многочисленных учёных и писателей, которые от души их причёсывали, лакировали и… цензурировали.

Нет, дело даже не в сомнительных и малоприличных моментах (хотя бывает и такое). Дело в том, что настоящие, «сырые» сказки с налипшей на них шелухой мифа, весьма странные… а зачастую и откровенно страшные.

Давайте же сегодня, в честь пятницы 13-го, немного попугаемся и взглянем на то, как выглядят сказки без редактуры, обработки и попытки их расшифровать. А заодно попытаемся понять, зачем вообще понадобилось придумывать и рассказывать такое?..

e866e3f13c15320c769d15a798be4854.jpg

 

В принципе, если вдуматься, даже в известных нам сказках полно жутковатых моментов. Красная Шапочка идёт в одиночестве через лес, кишащий волками? Лесорубы извлекают бабушку из брюха волка? Отец уводит детей в лес и оставляет одних?.. Впрочем, если эти моменты можно худо-бедно объяснить (или по крайней мере списать на общую фантастичность происходящего). Но некоторые вещи не объяснимы ничем…

Образцом откровенной жути среди сказок традиционно (и заслуженно) считаются сказки братьев Гримм (помню, как в детстве, почитав подаренный не особенно вчитавшимся папой толстый том этих сказок со вкусно пахнущими страницами и мрачными иллюстрациями, я на ночь от греха подальше придавила его толстым стулом - чтобы никто из "сказочных" персонажей уж точно не вылез кеп). Про них мы и поговорим – но не будем разоблачать известные сюжеты про Золушку и Красную Шапочку, об этом и так писали очень многие. У братьев Гримм в сборнике и без этого хватало страшилок!

28d77757c082f06cb4e8d37c84b840f8.md.jpg

 

Итак, страшная сказка номер один – «Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка». Уже само название вызывает некоторые вопросы. А содержание – и подавно: в семье растёт три дочки: одноглазая, двухглазая и трёхглазая. Одноглазую и трёхглазую родители любят, а двухглазую всячески обижают и насмехаются над ней за… уродство! В один прекрасный день мимо дома этого семейства проезжает рыцарь. Одноглазка и Трёхглазка всячески красуются перед ним, а свою двухглазую сестру сажают в бочку – чтобы гостя не напугала. Однако рыцарь всё равно ухитряется её увидеть и влюбиться с первого взгляда. Двухглазка уезжает вместе с рыцарем, выходит за него замуж, а много лет спустя встречает у ворот замка двух старых, страшных нищенок, в которых узнаёт своих сестёр. Они просят у неё прощения за все причинённые обиды, Двухглазка их прощает… Всё, счастливый конец.

Немало учёных (в том числе и сами братья Гримм) ломали голову над вопросом, что тут вообще происходит. Почему сёстры разноглазые? Почему Двухглазку считают уродиной? Кто они вообще такие? Люди ли они?.. Сами братья Гримм сравнивали одноглазую сестру с… Одином, трёхглазую – с Юпитером, а двухглазую – с обычным человеком, которому, понятное дело, неуютно в такой божественной компании. Прочие исследователи предлагали ещё более дикие варианты. Но объяснить эту странную сказку никто не сумел до сих пор.

f5751db488ce94b3476f074f206e1624.md.jpg

 

Страшная сказка номер два – «Дева Малейн». Сразу скажем, что сказка закончилась хорошо, но не сразу. Далеко не сразу. А сначала было вот что. Принцесса по имени Малейн влюбилась в принца соседней державы, что ужасно не понравилось её отцу-королю. И он, недолго думая, приказал… замуровать дочь в башне на семь лет, чтобы она, как говорится в сказке, «одумалась». Нет, это ещё не очень страшно, в сказке же говорится, что замуровал он там её с семилетним запасом еды (и, надеюсь, холодильником улыбка), так что принцесса, в общем-то, не бедствовала – однако башню она покинуть не могла, ни с кем не говорила и даже не видела солнечного света. 

Долго такую жизнь терпеть, разумеется, невозможно, и принцесса начала мало-помалу разбирать стену башни по камушкам. И спустя много лет ей это удалось! А дальше следует эпизод, достойный хорошего современного фильма ужасов. Принцесса выходит из башни и видит вокруг себя… пепелище без признаков жизни. Она блуждает по нему и не находит ни одного живого человека, даже собственного отца. Королевство словно исчезло… Оказывается, пока Малейн сидела в башне, её отец вступил в войну – и проиграл… Совершенно чудовищный эпизод, пугающий безо всякой мистики!

d8fb85ef6c5724351dd91f5a4db0462f.md.jpg

 

Дальше героиня направляется в соседнее королевство – то самое, которым правит её возлюбленный, и устраивается в королевский дворец посудомойкой. Там же она слышит, что король, убеждённый, что принцессы Малейн уже нет в живых, решает жениться на другой. Вот только эта другая ужасно некрасива и идти к алтарю стесняется (!), поэтому просит красавицу Малейн подменить её на время венчания. Разумеется, Малейн соглашается, отправляется на свадьбу, жених её узнаёт, и они венчаются уже по-настоящему… И снова счастливый конец. Жутковатый осадок, впрочем, остаётся – и от оригинальных методов убеждения отца Малейн, и от эпизода с пробуждением на пепелище… 

Страшная сказка номер три – действительно страшная, уже с самого названия: «Девушка-безручка». Собственно, как в названии заявлено, так там и есть. Завязка стандартная для большинства плохих историй: мельник по глупости вляпывается в сделку с дьяволом, обещая ему взамен на богатство «то, что стоит на заднем дворе». Разумеется, мельник твёрдо уверен, что ничего, кроме старой яблони, на заднем дворе у него нет. Вот только ровно в момент удара по рукам в мельников двор выходит его единственная дочь… В назначенный срок дьявол приходит за ней, но девушка сдаваться не собирается – очерчивает вокруг себя круг и всячески нечистого от себя отгоняет. А дальше начинается собственно жуть. Разъярённый дьявол приказывает мельнику отрубить дочери руки! И мельник соглашается… Отец года, нечего сказать. 

b2215871136007389f72397d1838212b.md.jpg

 

Естественно, дальше жить с таким отцом девушка не хочет и из дома уходит. По пути она забредает в королевский сад и какое-то время живёт там, срывая с дерева груши (как ей это удаётся, никто не рассказывает, намекают только, что «с Божьей помощью»). Король, регулярно недосчитывающийся груш, очень удивляется и решает, что их ворует дух. В один прекрасный день он устраивает под деревом засаду, желая на духа посмотреть. Однако видит он перед собой прекрасную девушку, в которую тут же влюбляется и, недолго думая, берёт в жёны, а вместо обычных рук велит сделать для неё серебряные.

Счастливый конец?! Не тут-то было! Вы же помните, что в сказке есть ещё и дьявол? ниндзя

8d8d0b868b6bbb481654e0618cc32212.md.jpg

 

Так вот, дьявол дожидается, пока король уедет на войну и оставит дома королеву с новорожденным младенцем, и тут же шлёт ему письмо, что королева, дескать, родила оборотня. Но король, видимо, сам в детстве читал сказки и знает, что на такое вестись не следует. Он посылает домой ответное письмо своей матери с наказом беречь супругу и сына. Но дьявол перехватывает это письмо и отправляет другое – с наказом выгнать королеву с ребёнком на все четыре стороны. Мать короля сказок не читала, поэтому свою невестку она изгоняет. Наша героиня уходит в дремучий лес и скитается там семь лет – с ребёнком и без рук, да-да… 

На этом моменте, видимо, все рассказчики дружно уставали накручивать жуть и устраивали сказке просто замечательный конец в духе «бога из машины»: по прошествии семи лет героине является ангел и… просто возвращает её обратно во дворец к мужу, они мирятся и живут себе дальше счастливо. А руки у неё отрастают сами «за благочестие» – да, в сказке так и говорится! Всё, счастливый конец!

d4b8bd1cf9fef9f3c63e6f301a19ebdf.md.jpg

 

Самое удивительное, что у этой странной и жуткой сказки без морали и вывода, с кучей страшных эпизодов, есть ещё и масса альтернативных вариантов. И все они ещё хуже. Почему эта история пользовалась такой популярностью – загадка… 

Вот еще один из таких вариантов.

Никакого дьявола тут нет, есть отец и дочь. Дочь очень набожная и постоянно крестится. Отца это отчего-то безумно злит, и в приступе ярости он отрубает дочери руки. Девушка поступает разумно и из дома сбегает, какое-то время блуждает по окрестностям и в конце концов поселяется на графской псарне вместе с егерем. Так они и живут, можно сказать, семьёй – героиня, егерь и собаки. Потом в один прекрасный день девушка отправляется купаться на реку, и тут к ней течением приносит отрубленные руки, которые тут же к ней прирастают (просто так, безо всякого волшебства). Она возвращается на графский двор, там её видит граф, моментально влюбляется и женится. Всё! Морали нет, сумасшедшего отца никто не наказывает, да и за егеря немного обидно…

7a1d069bcb23e2ae63d6c6d7d6cf8bbd.md.jpg

 

Разумеется, все эти сказки вызывают множество вопросов. И главный из них – зачем это вообще рассказывалось? Сложно ответить… Даже маститые учёные-фольклористы регулярно ломают копья о такие вот истории. Рискну сделать собственное предположение. Во-первых, подобные сказки сочинялись и рассказывались в совершенно иные времена – когда многие вещи, которые мы сегодня считаем страшными и мерзкими, воспринимались как совершенно нормальные (ну или по крайней мере приемлемые). Мачеха/муж/отец колотят до полусмерти? Ну да, бывает, у всех так, ну хотя бы не до смерти. Отец заводит детей в лес и оставляет одних? Ну да, в голодные годы и не такое случается, в лесу они хотя бы коры пожуют… Ведьма варит детей в котле и ест? Ну да, наёмники-ландскнехты в соседнем селе давеча ещё хуже устроили, кто знает, может, и съели кого… Мир был жестоким, грубым и страшным, а сказки просто чуть заостряли впечатления.

Во-вторых, сказка – как ни крути, всё-таки условность. Сказочные истории очень «концентрированные», в них некогда выстраивать сложные логические цепочки и подводить основания: главное – впечатлить, создать сильный образ, который застрянет в памяти. А теперь сами посудите, что такого нужно выдумать для впечатления человека, каждый день живущего в атмосфере сказок братьев Гримм?..

Сказка – ложь, да в ней намёк, а ещё жуть, безысходность и остатки древних жутких мифов. Что не мешает им быть популярными и любимыми! А знаете ли вы какие-нибудь страшные сказки (или страшные варианты привычных историй)? Любили ли их в детстве? 

e3fab7157920ca31c62622ff40f21d61.md.jpg

На фото: кольцо "Спящая красавица" с кубическим цирконием

___

Для статьи использованы иллюстрации проекта Tin Can Forest

Ольга Оринго

celenitty
Пт, 13/11/2020 - 13:44

Хотела спросить откуда такие картинки интересные,но уже увидела про проект. Спасибо за познавательно-жудковатую пятницу 13))
Sunshine
Пт, 13/11/2020 - 14:00

Помню, приобрела я большой сборник русских народных сказок когда-то (без редактирования), как говорится в оригинале ... и что же Вы думаете - читала я эти сказочки ребёнку и через слово заменяла там высказывания на свои - более-менее не настолько жуткие (так как там то головы отрубывали, то сжигали и т.п.) и сама думала, как мы слушали раньше такие сказки - они нам вроде не казались уж такими ужасными)) может и нам те сказки родители на свой лад читали)
Оля-Оринго
Пт, 13/11/2020 - 14:13

Елена Игоревна, какой день - такие и картинки, подбирала от души  Проект искренне советую, это два канадских художника с украинскими, кстати, корнями воплощают в жизнь страшные сказки и выходит у них притягательно до жути.
Спасибо, что читаете!
Оля-Оринго
Пт, 13/11/2020 - 14:16

Татьяна, Вы знаете, если можно было читать хотя бы через слово, то это еще хорошая редакция, нам из "Русских заветных сказок" Афанасьева преподаватели на первом курсе филфака весьма смущались цитировать frown
Nata_Li
Пт, 13/11/2020 - 14:54

В детстве очень любила волшебные сказки - был у меня сборник русских народных сказок и, видимо, редакция была вполне подходящая для детей. А потом, уже будучи студенткой филфака, прочла "Исторические корни волшебной сказки" Проппа и подумала, что какие-то я совсем не те сказки в детстве читала.)) То есть вроде и фабула похожа, только многих подробностей не хватало.) А вообще, с учётом реалий того времени, когда эти сказки формировались, наверное, не удивительна их откровенная жутковатость. С тех пор я отношусь к сказкам очень настороженно - по крайней мере, я как-то сразу задумалась, смогу ли читать сказки своим детям, понимая их исходное содержание...
evka
Пт, 13/11/2020 - 15:14

Ужасающе толстый том Сказки братьев Гримм - кошмар моего детства. Издания 1961 года (могу ошибаться плюс-минус год). Тяжеленный, со страшными черно-белыми иллюстрациями, для меня, пятилетнего все подряд читающего ребенка, был и остался страшилкой и по прошествии 55 лет))) Гнетущее впечатления от Сказок помню и сейчас. Так и не осилила. В сохранности все мои любимые детские книги (сейчас внуку пытаюсь читать, но как-то пока не особо он доволен))). Хотя переезжали много-много раз почти все книжечки и книги в сохранности. А вот куда, когда и как таинственно исчезли Сказки братьев Гримм, остается загадкой до сих пор...
Anna Pavlova
Пт, 13/11/2020 - 15:18

Дякую за цікавий екскурс! А мені от на честь п’ятниці 13 го пригадався мультик Тіма Бертона про хлопчика Вінсента:



Мультик коротенький і страшно цікавий)))
Mikurianka
Пт, 13/11/2020 - 16:10

Не знаю как учёные, а у меня своя теория. Сказки сочинялись не для детей, а для взрослых. Ну небыло тогда нетфликса)))) А хорошие рассказчики знающие много историй и умеющие привнести своё – наличествовали. В Игре престолов тоже есть драконы и магия, но мы не считаем её детской сказкой. Вопрос правда в какой момент весы качнулись так, что всё условно фэнтезийное начали относить к категории "для детей" и считали так аж до Толкина.
gillyflower
Пт, 13/11/2020 - 16:24

За мифы обидно стало;). Они все же не шелуа сказок, а сакральне онтологические символьные истории. А вот сказки - профанные, и не о становлении мира, а о становлении человека. Да, выглядит жутковато, но: феном детства как такового начал возникать только в эпоху Просвещения; сказка же не рассказывается, как взапрвдашная история, поэтому не так страшна; символизм и модель поведения - основа большинства этих фолькльорных произведений. Так, безрукость дочери - символ, что отцу от неё проку мало - все равно к мужу уйдёт. Потому часто - попытка упрятать дочь (и приданое давать не надо будет) или смерть родителей (став на путь отдельной жизни девочка теряет связь с родней, и пока не станет женой - частью мужнего рода, остаётся никем - духом или прислугой и т. д.). Кроткость и покладистость вознаграждаются. Семилетний цикл - тут можно долго о семёрке, но по простому: переход от девушки к женщине. Блуждание и т. д. - символ инициации. В реальности речь шла о днях-неделя обрядов перехода. Я могу ещё "поумничать", только не воспринимайте так, пожалуйста. Просто в свое время профессионально занималась смежной проблематикой, и кроме Проппа есть кого почитать;). Хотя сама сказки братьев Гримм не любила, Перро больше нравился. И "Сквозь волшебное кольцо". А ещё Божены Немцовой. Это именно из сказок на фольклорно основе. А за тему недели и эту в частности огромная личная благодарность - интересно, красивенно, мотивационно!
gillyflower
Пт, 13/11/2020 - 16:25

Прошу прощения за массу опечаток, автозамена, будь она неладна, "помогла"