В ночи под полной луной крадутся далеко не только вампиры... Поговорим сегодня о не менее загадочных существах - внешне они выглядят как люди, но раз в месяц, в полнолуние, полностью изменяют свой облик и выходят на охоту. Да-да, речь пойдет об оборотнях.
Что ни вечер, то мне, молодцу,
Ненавистен княжий терем,
И кручина, злее половца,
Грязный пол шагами мерит.
Завихрился над осиною
Жгучий дым истлевшим стягом;
Я тоску свою звериную
Заливаю пенной брагой...
Мельница "Оборотень"
Легенды об оборотнях – людях, способных превращаться в кровожадных хищников – известны по всему миру. В Европе оборотень – это, прежде всего, ликантроп, человек-волк. Однако в других странах привычное для нас место волка могли занимать и другие грозные хищники: в Скандинавии – медведь, в Южной Америке – ягуар, в африканских странах – леопард, в Индии – огромная змея. Образ получеловека-полузверя восходит к глубочайшей древности – возможно, к тому времени, когда люди впервые открыли для себя мораль и нравственность и обнаружили, что многие проявления человеческой натуры совместимы с нею очень плохо. Вероятно, так и появились легенды об оборотнях – днём цивилизованных и культурных, а ночью выпускающих наружу своё разрушительное животное начало…
В отличие от страшных и безусловно вредоносных кровососов-вампиров, к оборотням в культуре отношение достаточно сложное: они могут быть как разрушителями, так и героями, как преступниками, так и жертвами… В древней Греции ликантроп и вовсе был священной фигурой! В горной местности Аркадии (той самой «счастливой» Аркадии, пасторальном крае вечного блаженства) местные пастухи поклонялись Зевсу-Волку. Главные празднества в честь этой весьма необычной ипостаси громовержца проводились на горе Ликеон – то есть, Волчьей. Там проводились ритуалы и приносились жертвы – овцы, козы, изредка даже люди… Самые рьяные почитатели Зевса-Волка, по осторожным упоминаниям напуганных историков, удостаивались чести сами превратиться в волков на семь или девять лет. В таком виде они рыскали по лесам, охотясь на стада своих менее удачливых товарищей, оставшихся в человеческом облике, а по истечении срока вновь становились людьми. Правда, для этого им нужно было все эти годы воздерживаться от человеческой плоти.
Немало оборотней, если верить сагам, обитало и в Скандинавии. Превращение в различных животных вообще было обычным делом для северных колдунов и колдуний. В сагах рассказывается о волках, медведях, хищных птицах и даже чудовищных моржах, способных переворачивать и топить корабли! Впрочем, и рядовые скандинавы вполне могли превращаться в хищников: так, например, в «Саге о Вёльсунгах» рассказывается о двух разбойниках, отце и сыне, раздобывших волшебные волчьи шкуры и начавших выходить «на дело» в волчьем облике. Видимо, они небезосновательно решили, что так разбойничать проще.
Кстати, а чем защищались от оборотней? Тут снова не обошлось без любимого нами серебра - пулей только из такого металла, по поверью, можно было убить оборотня. Хорошо действовал против клыкастых недружелюбных гостей и обсидиан - этого камня они не переносят. Существовали и более оригинальные способы: украсть у оборотня одежду, обороняться от него "змеиным" топором (тем, которым до этого убили змею) или "поприветствовать" хищника нецензурной бранью - ее звери также боятся. Если же встреча с чудовищем произошла без оружия, в лесу, нужно было немедленно скинуть с себя одежду, найти два камня, стать на снятую одежду и колотить камень о камень, пока хищник не уйдет восвояси (подозреваю, что от такого зрелища разбежались бы не только волки).
На фото: подвес "Волки" с серебристым обсидианом" - идеальный талисман от оборотня: сразу и серебро, и обсидиан
В средневековой Ирландии времён святого Патрика оборотней считали не столько чудовищами, сколько людьми… скажем так, с некоторыми особенностями (помните, как в "Гарри Поттере" друзья говорили об оборотне Люпине, что у него проблемы по "мохнатой" части?) Собственно, как раз Патрик и наложил проклятие на целый ирландский клан, который никак не хотел креститься – его члены всячески высмеивали святого и даже выли по-волчьи на его проповедях. За это Патрик превратил их в волков на семь лет – правда, с сохранением человеческого разума и речи. А один из коллег и современников Патрика даже проводил последний обряд над волчицей-оборотнем, которая некогда была знатной женщиной и стала жертвой похожего проклятия.
В средневековой литературе оборотни, как ни странно, часто выступают положительными героями. Так, знаменитая поэтесса Мария Французская в одном из своих лэ рассказывает о бароне, который каждую неделю на три дня превращался в волка. Однажды об этом узнала его неверная жена – и спрятала его человеческую одежду, из-за чего барон не смог вернуть себе прежний вид и остался волком…
В Новое время отношение к оборотням резко меняется. Если в 12 веке трубадуры могли слагать о благородных героях-оборотнях изысканные песни, то в 16 веке подобные существа стали восприниматься резко враждебно и считаться исключительно вредоносными. Пожалуй, именно легенды об оборотнях Нового времени самые страшные… и дело тут отнюдь не в мистике. В 16-17 веках Европа буквально корчилась в судорогах: Реформация, религиозный раскол, восстания, нескончаемые феодальные войны и наконец чудовищная Тридцатилетняя война, достойная «предтеча» обеих мировых. Жить в таком мире было невыносимо страшно, и люди искали, во что бы воплотить свой страх – проще говоря, искали козлов отпущения, уничтожив которых, можно было бы создать иллюзию спокойствия. И люди их нашли.
На фото: кольцо "Волк"
Конец 16 и первая половина 17 века ознаменовалась настоящим «бумом» оборотничества. Жалобы и доносы на предполагаемых вервольфов сыпались нескончаемым потоком, а суды над ними практически не прекращались. Одно из самых страшных дел состоялось в немецком городе Бедбурге. Фигурантом его стал зажиточный крестьянин, уважаемый человек и убеждённый протестант Петер Штуббе. Его обвинили в оборотничестве и под пытками вынудили признаться в сотнях убийств, каннибализме и даже съедении собственного сына! После таких признаний его сначала задушили, потом сожгли на костре – не иначе, опасаясь, что «оборотень» восстанет из мёртвых.
К сожалению, это было предказуемо – соседи Штуббе были католиками и, видимо, надеялись, что уничтожение одного протестанта способно магическим образом остановить раскол и войны… Их надежды, разумеется, не оправдались. Зато это послужило лишним доказательством того, где на самом деле прячутся самые опасные звери…
Что почитать об оборотнях поздним вечерком?
Вот такие они - грозные серые тени под серебряной луной. А любите ли вы страшные истории?
Ольга Оринго
Mikurianka
Чт, 04/06/2020 - 16:40
ВОЛНУШКА
Чт, 04/06/2020 - 18:54
Оля-Оринго
Чт, 04/06/2020 - 18:57
ВОЛНУШКА
Чт, 04/06/2020 - 19:07