Уже два месяца - только и разговоров, что о чёрных слонах, эстетике шестидесятых, советских гроссмейстерах и красоте рыжеволосых женщин. Да, весь мир захлестнул эффект Netflix. Команда Оринго не осталась в стороне и тоже с удовольствием посмотрела мини-сериал "Ход королевы". Обсудим? И никаких спойлеров!
***
К неделе магического реализма обсуждение "Хода королевы" подходит как нельзя лучше. Ведь сериал снят действительно на грани настоящего и сна, реальности и бэд-трипа. Мир шахмат - вообще благодатная тема для писателей, которые хотят вывести героев в мир нереального. Взять хоть бы того же Кэрролла с его Алисой, бегущей по доске. Мир, расчерченный на 64 клетки, населённый контрастными своими и чужими - извечное пристанище романтиков. А чёткие правила, определяющие внутренний ритм жизни в этом мире, однако в своём сочетании рождающие невероятное количество комбинаций, делают шахматы ещё и самым желанным убежищем вундеркиндов и савантов, слишком непохожих на остальных. Интеллектуальный эскапизм высшей степени, лучшая галлюцинация наяву.
Именно таким миром, ждущим тебя в любое время - в него можно уйти даже не закрывая глаз - шахматы становятся для маленькой рыжей Бет Хармон, главной героини "Хода королевы". И не только для неё: в пространство шахматной доски убегает от беспросветной тоски дворник детского приюта, там же прячется за пешками молодой гений, а где-то на соседней клетке находит принятие и наконец-то самоуверждается отвергаемый обществом мужчина. Шахматы влияют на жизнь и тех, кто не играет сам: связующей нитью дружбы оказывается красная обложка "Современных шахматных дебютов", а международный турнир становится местом для свидания с последней страстью на излёте жизни.
Универсальный язык шахматного спорта, понятный без перевода, вроде как ставится в оппозицию сложной политике холодной войны. Однако рыцарство гроссмейстеров не позволяет говорить о соперниках из США и СССР, будто о представителях правящих партий. Нет буржуев и нет комми, есть один ум против другого - и победить его с помощью политики невозможно. На этих встречах представителей супердержав переводчики не рискуют сделать непоправимую ошибку, а стенографисток и вовсе нет, потому что партию игроки записывают собственноручно.
Да, всё это противоречит истине с её гонкой вооружений и пока реальные короли встречаются в Женеве и Варшаве, лучшие умы мира заняты тем, что двигают фигурки с клетки на клетку. Однако что есть весь мир, когда на доске - атака Раузера в варианте дракона? И пусть без присутствия агента спецслужб нельзя ни показать ребёнку обезьянок в зоопарке, ни выйти из собственного гостиничного номера, это не имеет никакого значения. Ведь всё равно самые значимые для игрока животные - слоны и кони, а выйти он рассчитывает разве что из дебюта.
Наконец, образ королевы создает важную связку в сознании, начиная уже с заголовка. Игра слов, понятная в английском (The Queen's Gambit - дословно всё же "Ферзевый гамбит"), несколько теряется в переводе, однако каждому известно, что королева в шахматах - своевольная персона, и для важности даже называется ферзём, то есть визирем. Как не вспомнить самого мудрого визиря султана Османской империи, рыжеволосую королеву Роксолану...
Очевидно, что образ является сюжетообразующим. Да, эта королева ходит, как хочет, ещё будучи принцессой! "When you lose the queen, you resign" - "Ты должна сдаться, когда теряешь ферзя", - говорит малышке Бетти её первый учитель. Что, если единственная королева на этой доске, где ценные фигуры почти что сплошь мужского рода, это сама Бет? Да, ей придётся запутаться, сделать неверный ход, попасть в ловушку - но ни разу она не потеряет себя.
Алиса робко смотрит на деревянную Королеву. Маленький Саша Лужин находит на чердаке клетчатую доску с трещиной посредине. Мисс Хармон чистит тряпку от мела под стук фигур. Осталась 61 клетка - занимайте свою позицию. Сыграем?
Анастасия Оринго
azzurro
Чт, 17/12/2020 - 15:37
Sunnyray
Пт, 18/12/2020 - 17:31