Говорят, театр начинается с вешалки. Не взывая к спору, вносим поправку – и с афиши тоже. Афиша – то первое, зыбкое звено между пока еще будущим зрителем и театром. А еще всего пара бумажных плакатов когда-то в корне изменили жизнь малоизвестного чешского художника Альфонса Мухи.
Увертюра.
Альфонс Мария Муха родился 24 июля в 1860 году в чешском городе Иванчице неподалеку от Брно. К учебе интереса никогда не проявлял, зато страсть к рисованию была заметна уже с раннего возраста. Его стиль в живописи, архитектуре так и назвали – «стилем Мухи». Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон».
Итак, гаснет свет.
Акт первый. Сара Бернар.
Во второй день Рождества 1894 года в парижскую мастерскую Мухи зашел господин де Брунхофф, владелец типографии «Лемерсье». Ему необходимо было в кратчайшие сроки выполнить заказ от известной французской актрисы и хозяйки театра "Théâtre de la Ville" Сары Бернар — подготовить новую афишу для постановки пьесы В. Сарду "Жисмонда". Проигнорировать просьбу Бернар, одной из ключевых фигур французского театра конца XIX — начала XX веков, было равносильно самоубийство. Вот типографии и пришлось обратиться к не очень опытному художнику Мухе. Кто еще согласится работать в рождественские праздники.
Серьги "Пальмовый лист"
Плакат "Жисмонда" (1895).
Увидев готовую работу, де Брунхофф впал в отчаянье. Плакат был бледный, явно выполнен на скорую руку и, будучи в высоту около двух метров, разделен на два листа, стыки которых не совпадали. Это был провал. А самое ужасное, что первый экземпляр уже был отправлен актрисе.
Диадема "Дива"
Сара Бернар пришла в восторг от афиши. Она увидела в ней элегантное исполнение самой сути своего образа. Парижане также в первые дни появления плакатов на улицах города были очарованы. Коллекционеры дрались за каждую копию, срезая их с заборов.
Браслет "Триумф"
Сара Бернар заключила с художником эксклюзивный контракт на пять лет: он получал три тысячи франков ежемесячно, а за каждую афишу — дополнительно по полторы тысячи франков. Журналист Жером Дусе подвел итог этой работы: "Этот плакат сделал имя Мухи известным всему Парижу за одну ночь". Роскошные, чувственные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шёлковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии "Времена года", "Цветы", "Деревья", "Месяцы", "Звёзды", "Искусства", "Драгоценные камни", которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.
"Времена года".
"Искусства".
"Времена дня".
"Драгоценные камни".
Его работы продаются за огромные деньги, в том числе и коллекционерам. Художник работал с девяти утра до часу-двух ночи, но многое так и не успевал. Поэтому прибегал к уловкам: повторялись позы, композиции, цветовые решения и т.д.
Акт второй. Джордж Фуке.
В 1898 Муха создал очередную афишу с Сарой Бернар к спектаклю "Медея".
Кольцо "Театр Диониса"
Этот плакат увидел Джордж Фуке, известный ювелир. Он был в поисках новых идей и обратил внимание на браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. В 1899 году этот браслет был сделан Фуке для Сары Бернар по эскизу Альфонса Муха.
Он стал неотъемлемой частью костюмов ее Медеи, Клеопатры, роковых женщин своего времени. Чешуйчатая голова змеи выполнена в технике перегородчатой эмали и дополнена опалами, рубинами и бриллиантами. Тоненькая цепочка соединяет браслет с кольцом, которая являет собой также небольшую голову змеи. Браслет был очень гибким благодаря скрытой системе шарниров, которая позволяла свободно двигаться руке.
Фуке предложил Мухе для Всемирной выставки 1900 года создать для него такие же украшения, как на его плакатах и иллюстрациях.
На выставке великолепные украшения для волос и корсажей дома Фуке вызвали всеобщее восхищение. К сожалению, эти произведения искусства известны нам сейчас только по фотографиям, фрагментам или частичным повторениям.
Кольца с камнями и растительными орнаментами, заколки для волос с лотосами, бабочками, броши в виде орхидей из перламутра и подвески с медальонами с изображениями неповторимых красавиц – фантастические и природные мотивы смешивались в фантазии художника.
Сотрудничество с Джорджем Фуке привело к открытию в 1901 году на улице Руайаль торгового дома Фуке по эскизу Муха. Альфонс Муха нарисовал множество эскизов украшений. Но, увы, реализована лишь малая их часть. Сохранившиеся эскизы обещают роскошь и великолепие.
Художник из Моравии создал уникальный образ женщины, прекрасной и грациозной. Она живет в своем мире красоты, окруженные цветами и листьями, символами и арабесками. И, вопреки тому, что сам Альфонс Муха считал главной работой своей жизни 20 монументальных полотен на историческую тематику под общим названием «Славянская эпопея», судьбоносным в его жизни стал именно «модерн». Стиль женщин и цветов, воспетый на полотнах Альфонсом Мухой.
Нимфа
Втр, 24/07/2018 - 17:57
natalyaavto
Втр, 24/07/2018 - 22:27
galina_К
Ср, 25/07/2018 - 09:45
Юлiя_
Ср, 25/07/2018 - 22:21