Чеканные, сканные, с напаянным орнаментом, зернью, резьбой, украшенные жемчугом, изумрудами, янтарем – пуговицы когда-то были настолько популярны, что даже нашивались на одежду без практической необходимости. Кто бы мог подумать, что у такой небольшой безделушки очень длинная история – со взлетами и падениями, обожанием и временами забвения.
Кто первым придумал пуговицу, ученые вряд ли когда-то смогут узнать. Это могли быть греки, римляне и даже древние народы Азии. Любовью же пуговки пользовались повсеместно.
Пуговица, в отличие от обычных ювелирных украшений, помимо эстетического значения имеет утилитарное. Именно практичность этого незамысловатого аксессуара вывела пуговку на модную арену, и только потом она стала предметом культа.
Изначально наши предки скрепляли края одежды небольшими кусочками кости или дерева. С развитием прикладного искусства появились декоративные пряжки, броши. Портные украшали платья шнуровкой. По сути это были единственные интересные детали в свободном наряде с довольно простым кроем.
Все изменилось, когда в XII-XIII веках свершилась настоящая революция в мире одежды. Свободный крой уступил место приталенному. Шить костюм по фигуре – теперь это умение считалось высшим пилотажем у портных, а от желающих обзавестись модным нарядом не было отбоя. Но тесная посадка делала затруднительным надевание и снимание костюма. Модникам оставалось либо распарывать и сшивать швы каждый день, либо использовать надоевшую шнуровку.
На помощь пришли пуговицы! При чем их достоинства оценили в первую очередь мужчины. Пуговицы на мужских камзолах спускались от ворота к поясу и от локтя к запястью – это сотни экземпляров. Их реальное количество значительно превосходило необходимое (а нас еще упрекают в транжирстве). У щеголей в Богемии на костюме размещалось 500 и более пуговиц. В летописи XV века упоминаются четыре туники одного вельможи. Каждая туника имела от 40 до 126 золотых пуговиц.
Французский король Франциск I был обладателем бархатного камзола с 13600 маленьких золотых пуговиц. Его сын Генрих II приказал изготовить 216 серебряных пуговиц в виде оскаленных черепов. Венгерский король Рудольф II в погоне за пуговицами с драгоценными камнями почти разорил казну.
Средневековый период был эпохой, когда пуговицы стали статусной вещью. В то время время вы легко могли погасить долг, отпоров драгоценную пуговицу со своего костюма.
Во время Возрождения века пуговицы с камнями украшали шляпы, рубашки, рукава и куртки не только джентльменов, но и дам. Это были пуговицы с серебряным или золотистым фоном, художественно оформленные, часто заполненные эмалью и жемчугом, бриллиантами, рубинами, гранатами, изумрудами или горным хрусталем.
Простолюдины довольствовались пуговицами из кости, дерева, олова, меди, бронзы, кожи.
В Париже повсеместно возникают союзы ремесленников, объединившие пуговичников, работавших с определенным материалом: металлом, костью, камнем, а позднее и стеклом.
Небывалый спрос на пуговицы способствовал развитию новых технологий в пуговичном деле. В XVI веке в Венеции появились пуговицы, сделанные по технологии кракелаж - стеклянная раскалённая пуговица быстро погружалась в холодную воду. Образовавшиеся при этом трещины снова заливали стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях.
Через 100 лет во Флоренции вошли в моду мозаичные пуговицы, собранные на золотом или серебряном каркасе из крошечных кусочков камней или стекла. Затем мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу.
В шестнадцатом веке стала популярна техника эмали. В XVII веке появились пуговицы из дерева. Также вошли в моду пуговицы, обтянутые тканью. Во Франции закон требовал обтягивать пуговицы только лионским или парижским шелком, чтобы стимулировать шелковое производство. А вот в Англии развивали металлургию, поэтому пуговицы разрешались только металлические.
Пуговицы бережно хранили, передавали по наследству, дарили, многократно использовали, перенося с обветшалых одежд на новые. Пуговицы делали в виде стилизованных плодов шарообразной, миндалевидной, грушевидной формы, в виде многогранной бусины. Нередко пуговица представляла собой сосновую или еловую шишку. Но наиболее распространенной была яйцевидная форма. Поверхность драгоценной пуговицы украшалась орнаментом, многоцветной эмалью, сканью, зернью, чеканными розетками с вставками бирюзы, камней, стекла, жемчуга.
XVIII век считается золотым веком пуговиц благодаря разнообразию их стилей. Стоимость украшений мужского ансамбля в этот период могла составлять до 80 процентов стоимости костюма.
Плоские пуговицы использовали в качестве палитры для рисования. В качестве сюжета могли быть портреты, сцены рококо, исторические события, пейзажи и архитектурные памятники.
Век роскошных пуговиц длился примерно до 1815 года. Следующие 35 лет получили пуговицу более функциональной и скромной, хотя качество исполнения и мастерство не пострадали.
В 19-м веке в США были популярны perfume buttons – парфюмерные пуговицы, или пуговицы для духов. Эти пуговицы зачастую изготавливали из меди и обтягивали бархатом. Бархат впитывал духи, и аромат сохранялся надолго. Во время Гражданской войны в США, южанки дарили их на пам'ять мужьям, уходившим на фронт. Те носили их в кармане или пришивали к мундирам.
Лишь по мере развития промышленной революции были изобретены новые материалы, налажено массовое производство и качество пуговиц сильно изменилось в худшую сторону. Пуговицы теперь обтягивают машины, роспись по фарфору делается по трафарету. После открытия процесса вулканизации каучука, американец Нельсон Гудьир начал выпуск резиновых пуговиц. Появление пластмассы стало настоящей революцией в истории промышленного изготовления пуговиц.
С появлением домашних швейных машин и выкроек, дамы с удовольствием создавали свои наряды у себя дома. В ответ галантерейная промышленность предлагает огромное количество разнообразных пуговиц по низким ценам. Хотя у них на то время уже появился серьезный конкурент в виде замка-молнии.
Вторая мировая вызвала дефицит материалов для изготовления пуговиц. В Германии тогда начали делать пуговицы из лобового стекла списанных истребителей. В СССР наладили производство из размягчённых на огне патефонных пластинок.
Подвес "До завтра"
Целлулоид, изобретённый в 60-х годах 19в., сделал новый яркий виток в истории аксессуара. Этот материал легко обрабатывался и окрашивался в любые цвета.
Сейчас пуговицам не видать былой славы - в современном мире высоких скоростей люди предпочитают свободный крой и мягкие трикотажные ткани, различные липучки и застёжки-молнии. Но все же в каждом доме найдется горстка разноцветных кругляшков, которые выручат там, где не справляются даже самые технологичные замочки.
Серьги "Живой механизм"
Наталья Оринго
Натаники
Чт, 29/11/2018 - 00:06
Сона
Чт, 29/11/2018 - 08:47
Эрикола
Пт, 30/11/2018 - 00:48
solncesilber
Сб, 01/12/2018 - 10:52