Безусловно, экономику нельзя описать одним правилом, но на бытовом, ежедневном уровне любая покупка сводится к ответам на два вопроса «Что я покупаю и сколько это стоит?»
Торговые отношения в любой отрасли строятся вокруг товара, интересов продавца и покупателя, а обобщенным мерилом каждой составляющей служит цена. И тут перед посетителем ювелирного магазина открываются безграничные возможности - «эксклюзивные изделия «luxury», «премиум-класса» и «украшения не для всех», «созданные в стиле мировых брендов», по «уникальной цене за 1 грамм». Этот «винегрет» из рандомно выбранных шаблонов прекрасно описывает суровую действительность ювелирного рынка – в подавляющем большинстве случаев и производитель, и покупатель не имеют верного представления о самом украшении.
Это незнание легко объясняется пробелом в развитии украинской ювелирной отрасли длиной в полвека – как на образовательном уровне, так и на производственном этапе. А когда власть имущие подумали и решили, что украшения создавать можно и нужно, за реализацию идеи взялись с присущим тому времени азартом – ударным трудом за год выполняя «пятилетку». В наследство с тех пор нам остались крупные заводы с конвейерным производством и новое представление о «классической ювелирной школе» (память о дореволюционной осталась на попечении у музеев и единичных мастеров-хранителей традиций).
Еще в конце прошлого века ювелирные изделия четко делились на «классы» по своему дизайну. Дорогое украшение с бриллиантами нельзя было спутать с обычным колечком – существовал особый подход к «дорогому» дизайну. А попытки создать сколь-нибудь большой тираж украшений в отличном от классического стиле были похожи на робкие побеги, выбивающиеся из ровно подстриженного куста.
Сейчас ювелирная классификация стала более широкой и вместе с тем расплывчатой. Новые термины были позаимствованы у западных коллег – там-то ювелиры всегда были удостоены лучших похвал, даже в периоды затяжных экономических катаклизмов. А старейшие ювелирные дома Англии «Garrard» (основан в 1735 году) и Франции — «Mellerio dits Meller» (в 1613 году), «Chaumet» (функционирует с 1780 года), «Cartier» (с 1847 года), «Boucheron» (основан в 1858 году) существуют и поныне.
С характеристиками высокого сегмента еще можно совладать, признав эксклюзивными украшениями те, что создаются в единственном экземпляре. Люксовым брендом - тот, что производит изделия стоимостью в десятки тысяч долларов, а премиальным – в десятки тысяч гривен. Это область торжества индивидуального подхода и безупречного качества. Такие украшения по определению не могут стоить дешево или оказаться на сезонной распродаже.
В отличие от популярных украшений для массового рынка, где однажды созданная модель тиражируется пока на нее есть спрос. Здесь не столь важна идея, как приемлемое соотношение цены и качества. Любое массовое производство - важная часть отрасли, ведь удовлетворяет львиную часть запросов покупателей. Часто серийные украшения универсального дизайна или в рамках конкретного стиля становятся базой, основой ювелирной коллекции, которую при желании можно дополнить миниатюрами с выраженной авторской идеей.
Для нашего рынка термины «украшения люкс», «эксклюзивные» или «премиум» превратились в штампы, частично утратившие смысл из-за активной рекламы ювелирных производителей и скорее действующие во вред. Прибавьте к этому тенденцию последних лет, когда мировые бренды создают коллекции с бриллиантами в серебре, либо ставят в премиальные модели более доступные фианиты.
Вот и выходит, что для покупателя самым доступным способом ориентирования в этом «хаосе» оказался линейный метод расчета стоимости украшения в переводе на один грамм или карат. Этот метод иногда работает, если нужно выбрать простое и практичное украшение – неброскую цепочку, надежную брошь-булавку для драпировки шали, удобные серьги для прокола ушей. Чем дальше круг ваших интересов уходит от утилитарности к эстетике, тем больше погрешность в расчетах.
На фото работа нашего современника, художника-ювелира, члена Союза дизайнеров Украины Юрия Анатольевича Кочубеева - золотая заколка для волос.
Процесс работы над этим и многими другими украшениями он описал в своей книге "Проба":
Кроме всего прочего Юрию Анатольевичу удалось достичь нужного уровня упругости для золотой защелки.
А это изысканные серьги из белого золота с бриллиантами.
Стоит взгляду чуть привыкнуть к сиянию камней, как замечаешь и невидимую закрепку, и асимметричную конструкцию, в которой вес каждого маленького камешка в конечном итоге решает все.
Видение автора, его чувства, мастерство и фантазия создают настоящую гармонию природы и человеческого творчества. Можно ли оценить подобную работу из расчета на один грамм затраченных материалов? Лично я не готова опираться в выборе украшений на сложные логарифмические функции. Просто потому что не вижу в этом прикладного смысла.
Возвращаясь к вопросу в начале статьи - «Что я покупаю и сколько это стоит?» - важно откровенно ответить себе на первую часть, тогда понимание второй приходит само собой.
Когда понимаешь, что за каждой деталью даже самого простого украшения стоят поиск направления, сложные расчеты, недели и месяцы работы.
Когда в украшении видишь определенные образы, которые ассоциируются внутри с чем-то близким и понятным, или просто поднимают настроение.
Когда хочешь подчеркнуть индивидуальность, стать обладателем чего-то уникального, а не повторять чей-то растиражированный выбор.
Когда надеваешь что-то безумно красивое и в любой момент можешь им любоваться.
Когда начинаешь видеть за силуэтом украшения руки мастера…
…приходит понимание, что это все для тебя!
Наталья Оринго
Kell
Чт, 16/07/2020 - 17:44
Наталья Оринго
Чт, 16/07/2020 - 18:18
И что самое удивительное, на массовые украшения спрос всегда был, есть и будет, для них не нужно придумывать громкие названия и красочные эпитеты. Но рассказать даже о простых вещах можно с достоинством, не впадая в "маркетинговые крайности".
Kell
Чт, 16/07/2020 - 18:32
Kell
Чт, 16/07/2020 - 18:33
Cleona
Пт, 17/07/2020 - 00:36