Модифицировать своё тело можно очень по-разному: от «обычной» татуировки до генетического редактирования мышечной ткани. Кто-то занимается этим ради эстетики и удовольствия, кто-то проводит научные изыскания прямо на себе. Как бы то ни было, модификации тела порой приводят к весьма необычным результатам…
Людей, экспериментирующих с собственным телом, на самом деле не так уж мало — вспомните, например, как много сейчас народу с татуировками и пирсингом. Но лишь немногие отваживаются превращать тело в настоящий перформанс! О таких смельчаках – или чудаках? - сегодня и предлагаю поговорить.
Персонаж, открывающий нашу статью, в этом году определенно может надеяться на удачу — в СМИ он известен как «Человек-тигр». Тигр при рождении получил имя Деннис Авнер, сам всю жизнь предпочитал называть себя Крадущийся Кот — это не прозвище, кстати, а вполне себе настоящее гуронское имя. В предках Кота были гуроны и лакота, и в один прекрасный день он решил приобщиться к наследию исконной Америки; связался с племенным вождём, по его совету взял себе аутентичное имя и, можно сказать, официально получил тотем — тигра. А уже после этого решил начать серию трансформаций — не просто ради эпатажа, а для того, чтобы как можно сильнее походить на свой тотем. В результате многочисленных операций Крадущийся Кот стал практически полностью соответствовать своему имени: нанёс на тело и лицо множество татуировок в виде тигриных полос, сделал пирсинг в виде вибрисс, подпилил и заострил зубы, вытянул и удлинил уши и даже сделал операцию на носовой перегородке, чтобы та стала по-кошачьему широкой и плоской… «Фрик», скажут многие люди. Возможно; с другой стороны, у многих бы нашлась смелость следовать традициям настолько буквально?..
Вторая героиня — Мария Хосе Кристерна, мексиканская тату-художница, известная как «Женщина-Ягуар». Мария официально признана самой татуированной женщиной мира: 96% её тела покрыто изображениями. И это не считая многочисленного пирсинга, ушных тоннелей и художественного шрамирования. Выглядит крайне впечатляюще! Впрочем, как и в случае Крадущегося Кота, Мария модифицирует своё тело не только из чистой любви к искусству: будучи в первом браке, она пережила домашнее насилие, и изменения тела для неё — своего рода знак освобождения от травмы и обретения независимости. Сейчас Мария — известный в неформальных кругах тату-мастер, владелица собственного тату-салона и желанная гостья на всех тематических ивентах. А параллельно с этим она — юрист по уголовному праву! Это к вопросу о том, сочетается ли профессионализм с неформальной внешностью, и как должны выглядеть «серьёзные» и «взрослые» люди.
Третий герой — Стелиос Аркадиу, более известный под именем Стеларк, австралийский художник-перформансер греческого происхождения. В своём творчестве Стеларк исследует возможности и границы человеческого тела, а также его взаимоотношения с машинами и механизмами. Так, на его счету выступления с роботизированной третьей рукой и на шестиногой шагающей машине, управляемой при помощи жестов. А один из самых необычных его перформансов — подключение собственного тела к интернету с помощью электронных миостимуляторов и управление им дистанционно! Как можно видеть, Стеларк не боится смелых экспериментов. Поэтому, пожалуй, он и решился на самую странную и необычную модификацию тела: вживил себе в левую руку… искусственное ухо! Точнее, самое настоящее ухо, выращенное искусственным образом из стволовых клеток. По его словам, это было сделано ради исследования тела как объекта искусства. Выглядит странно, но… есть ли, в самом деле, границы у телесной изменчивости? Между прочим, художник планирует вживить в своё третье ухо микрофон, чтобы начать «слышать» окружающий мир.
А в дополнение к рассказам о людях, творящих удивительные вещи со своим телом, предлагаю почитать книги о том, как и зачем это всё вообще делается. Да-да, про пирсинг, тату и прочие боди-модификации пишут целые книги! Одна из наиболее интересных и обстоятельных имеет длинное название «История культуры татуировок, пирсинга, скарификации, клеймения и вживления имплантов». Автор её — антрополог Джон Э. Раш. В книге исследуется вопрос — зачем люди вообще идут на подобные вещи? Ведь, как ни крути, изменения тела такого рода — это больно и малоприятно. Чего ради люди добровольно терпят боль? Оказывается, причин на то может быть множество — от желания иметь на теле постоянный оберег и маркировки места на социальной лестнице до психологического «очищения» и обновления. Автора интересует не только культурный, но и философский смысл изменений тела — ведь что это такое, если не доступный способ выйти за границы его возможностей, почувствовать себя отчасти «сверхчеловеком»?..
И ещё одна книга, более прикладная, но не менее интересная — «Tattoo in Japan» Манами Окадзаки. Это книга-альбом, рассказывающая об уникальном искусстве японской татуировки со сложнейшими узорами, покрывающими практически всё тело. Чем не экстремальная боди-модификация? Книга разделена на четыре части — по четырём регионам Японии, имеющим свой собственный тату-стиль. Многочисленные иллюстрации показывают, как менялась татуировка — от традиционного стиля, восходящего к эпохе Эдо, до современных интерпретаций западных веяний. Книгу можно рассматривать как настоящий художественный альбом — а можно использовать, как руководство к действию: в одном из приложений указано, где и у кого в Японии можно сделать качественное аутентичное тату.
Экстремальные модификации человеческого тела могут вызывать неприятие и даже страх, но наша непохожесть друг на друга и право на свободный выбор проявляются в таких случаях особенно отчетливо. Если же подобные изменения вас не привлекают, вполне можно остановиться в самом начале биохакинга, проколов уши и наслаждаясь обширным ассортиментом замечательных сережек
Ольга Оринго
Patricia
Чт, 10/02/2022 - 21:56