Окна бывают разные: через иные можно увидеть далёкие чудесные миры, волшебные края, а через иные — наоборот, могут увидеть нас с вами. И, возможно, не просто увидеть, а и предложить нам что-нибудь интересное. Например, бокал вина, как это некогда было в Италии…
Да-да, давным-давно, веке этак в шестнадцатом, в Италии был весьма распространён (и весьма любим народом) интересный обычай: продавать вино через небольшие окошки в стенах домов. Выглядело это буквально так: страждущий гражданин подходил к окошку, стучался в ставни, они открывались, гражданин клал на подоконник монетку, а взамен получал бокал прекрасного итальянского вина. Почему же не в лавке или ином подобном заведении?..
Очень просто: обычай продавать вино через специальные «винные окна» сформировался отнюдь не на пустом месте, а в качестве специальной меры во время эпидемии чумы. Понятное дело, лишний раз контактировать с посторонним человеком никому не захочется, а вино актуально во все времена — особенно в непростые, не только как источник радости и антистресс, но и как неплохой, по тем временам, антисептик. Плюс винные окна использовались ещё и как своего рода благотворительные учреждения: в них часто выставляли бесплатное вино и еду для бедняков, а незаметность и анонимность таких окошек обеспечивали анонимность и самим нуждающимся — тем самым помогая им сохранять достоинство и не выглядеть попрошайками.
Постепенно окна модифицировались: возле них появился специальный молоточек, чтобы покупатели могли сообщить о себе, подносик и бутыль уксуса для дезинфекции денег (да, как ни крути, золото или серебро дезинфицировать проще, чем бумагу или кредитую карту). Разработали даже специальную металлическую трубку для тех, кто хотел купить вино в свою емкость: по ней жидкость легко текла в подставленную флягу!
Шло время, и черная гостья отступила от итальянских городов, но с затейливой выдумкой расставаться никому не хотелось. Через винные окна начали продавать буквально любой товар – и они стали своеобразной достопримечательностью. То, каким почётом и уважением пользовались подобные винные окна, свидетельствует хотя бы тот факт, что их называли не иначе как «винными храмами». В современном же мире существует целая отдельная флорентийская ассоциация винных окон Culturale Buchette del Vino, которая занимается поиском, реставрацией и нанесением на карту винных окон – их каталог насчитывает около 150 окошек.
Чтобы традиция винных окон ушла в прошлое, понадобилось еще одно бедствие, на этот раз стихийное. Страшное наводнение 1966 года скрыло под собой практически все винные окна, сквозь в них в дома хлынула вода. Когда стихия отступила, большинство хозяев домов решили замуровать “лишние” отверстия.
Однако чудесную традицию не так-то просто уничтожить! И вот совсем недавно, во Флоренции, где таких «винных окон» особенно много, обычай продавать вино (и не только) подобным образом был возрождён. Помогла этому... эпидемия коронавируса. В условиях, когда контакт с незнакомым человеком снова стал весьма рискованным, винные окна буквально пережили второе рождение: через них снова начали продавать не только любимое итальянцами вино, но и разнообразный фастфуд (вероятно, в качестве закуски к основному товару). Что, в целом ничуть не удивительно: эпидемия эпидемией, но сохранять присутствие духа и ощущение полноценной жизни важно во все времена.
Думаю, пара таких окошек не помешали бы и в украинских городах, не так ли?
На фото: подвес "Кубок"
Ольга Оринго
Nifli
Ср, 31/08/2022 - 19:55
Оля-Оринго
Ср, 31/08/2022 - 20:59
galina_К
Чт, 01/09/2022 - 11:27