Говоря об уникальных, неповторимых, по-настоящему эксклюзивных вещах, нельзя обойти вниманием книги. Нет, не сами литературные произведения – хотя творение истинного мастера слова, разумеется, уникально – а их материальные носители. Сегодня мы расскажем о настоящих произведениях искусства, искусства древнего, удивительного и почти ушедшего в небытие – о старинных рукописных фолиантах.
Можно сказать, что в Античности и Средневековье, до повальной механизации и стандартизации, книги были просто вынуждены становиться шедеврами. Трудоёмкость процесса создания книги, налёт некой элитарности на самом умении читать и писать, а также полумагическое отношение к слову – великому, святому, да и просто красивому – превращали практически каждую рукопись в почти священный предмет, воплощение мудрости и красоты. Оттого создатели стремились украсить свои творения красочными иллюстрациями, причудливыми буквицами и богатыми переплётами. И, разумеется, в книгу не попадало абы что – чести быть записанными и переплетёнными удостаивались лишь величайшие образцы слова – мудрейшие и прекраснейшие.
На фото: подвес "Готичное окно"
Неудивительно, что огромное количество средневековых европейских рукописей – это библейские тексты. И самым первым образцом, прекраснейшим и едва ли превзойдённым, можно назвать так называемый Серебряный кодекс – рукописное Евангелие, созданное в 6 веке н.э. Это манускрипт потрясающей красоты и роскоши, написанный на пурпурном пергаменте серебряными чернилами.
В этой книге всё прекрасно и загадочно. Во-первых, её создатели: если, глядя на строгие, чёткие серебряные знаки на пурпуре вы подумали, что это дело рук римлян или византийцев, то вы ошибаетесь – Серебряный кодекс создан готами. Этот народ мы привыкли считать варварами, разрушителями великой римской цивилизации – однако в действительности у готов существовала развитая культура, многое почерпнувшая из византийской, собственное искусство и даже особая разновидность христианства (да-да, готы были христианами). Была у готов и своя письменность, придуманная талантливейшим человеком – епископом Вульфилой, учёным, проповедником, полиглотом и переводчиком. Именно по его инициативе был создан Серебряный кодекс.
Во-вторых, история манускрипта. В 6 веке он был торжественно преподнесён в подарок королю готов Теодориху Великому, однако после его смерти бесследно пропал почти на тысячу лет. В 16 веке он снова загадочным образом появился, причём уже в переплетённом виде – кто и зачем это сделал (аккуратно и старательно, правда, перепутав страницы), остаётся неизвестным. Потом рукопись долгое время переходила из рук в руки, от одного ценителя древностей к другому, пока наконец не оказалась в библиотеке университета Уппсалы в Швеции. Но и там её не торопились оставлять в покое – в начале 19 века неизвестный любитель прекрасного украл несколько страниц кодекса. Правда, позже, уже на смертном одре, видимо, раскаявшись, он завещал вернуть украденные страницы обратно в университет… Глядя на эту потрясающую рукопись, вора понять нетрудно.
Ещё один шедевр книжного дела – Келлская книга, написанная в Ирландии в начале 9 века. Это признанный шедевр, лучше которого мастера Британских островов никогда не создавали – и, возможно, не создадут.
Книга содержит четыре Евангелия с комментариями и, главное, иллюстрациями. Иллюстраций в ней действительно много. Каждый лист рукописи покрыт плотной пёстрой вязью переходящих друг в друга миниатюр, буквиц и орнаментов. Описать это великолепие невозможно, это следует видеть.
Лёгкость, с которой слова Священного писания сочетаются со вполне языческими орнаментами, поразительна – пожалуй, такое умеют лишь ирландцы. Кстати, большая часть известных нам кельтских орнаментов дошла до нас именно в Келлской книге.
Средневековый писатель Геральд Камбрийский, которому посчастливилось увидеть Келлскую книгу собственными глазами, отзывался о ней с восхищением: «Ты обнаружишь лабиринты линий, таких тонких и изящных, полных переплетений и связей, с цветами такими свежими и живыми, что ты можешь сказать, что это — работа ангела, а не человека».
Впрочем, искусного и богатого оформления удостаивались не только священные тексты. И образцовый пример тому – Манесский кодекс (или Гейдельбергская рукопись – по названию «приютившего» рукопись университета). Это настоящее произведение искусства, в котором форма идеально гармонирует с содержанием. Форму лучше видеть – яркость, живость и выразительность изображений в манускрипте не передать словами. А иллюстрируют эти прекрасные изображения стихотворения средневековых немецких поэтов-миннезингеров.
Созданный примерно в 1300 году, Манесский кодекс – по сути, поэтическая хрестоматия, в которой собрано по нескольку стихотворений каждого поэта. А красочные, живые и немножко ироничные иллюстрации изображают самих миннезингеров, перекликаясь с их творчеством.
Вот печальный Рейнмар фон Хагенау, «схоласт несчастной любви», воспевавший красоту безответного чувства, сидит напротив прекрасной дамы и, по видимости, читает ей стихи. Картинка словно оживает: кажется, со страниц слышатся слова песни:
Наш судия неколебимый -
Бог - красоты не пожалел,
Чтобы обрел в лице любимой
Я свой целительный удел.
На чувство чувством отвечая,
Иного счастья на земле не чая,
Завистникам наперекор,
Я целый мир отдать готов
За этот нежный взор.
А вот ученик и коллега Рейнмара, Вальтер фон дер Фогельвейде, задумчиво сидит на камне и размышляет о судьбах мира – точь-в-точь как в своём знаменитом философском стихотворении:
Сидел я, брови сдвинув
И ногу на ногу закинув,
А щеку подперев рукой,
И обсуждал вопрос такой:
Как надо жить на свете.
Но кто решит задачи эти?..
Некоторые иллюстрации весьма необычны для стихотворного сборника. Вот здесь, например, кому-то накладывают шину на сломанную ногу.
Последствия сражения за прекрасную даму?..
А что изображено на иных иллюстрациях, даже представить сложно. Интересно, с каким лицом художник рисовал, к примеру, вот это?
Изображения Манесского кодекса удивительно живые и тёплые – их хочется рассматривать бесконечно.
И, наконец, ещё один уникальный образец книжного мастерства. Это не Священное писание, и не творения поэтов, однако не менее достойный и важный текст – историческая хроника. Этот восхитительный манускрипт был создан в Венгрии во второй половине 14 века и предназначался в подарок королю Лайошу Великому. Автор рукописи, королевский капеллан Мартин Кальти (кстати, редкий случай, когда нам доподлинно известно имя автора) трудился над ней много лет, но, увы, не успел завершить свою работу – и манускрипт в прямом смысле обрывается на полуслове. Однако это ничуть не умаляет его красоты и производимого впечатления. Неизвестно, как сам Кальти хотел озаглавить своё творение, но благодаря огромному количеству миниатюр он вошло в историю как Венгерская иллюстрированная хроника.
Иллюстрации в рукописи действительно поражают. Яркие, нарядные, подчёркнуто декоративные, они в то же время очень выразительны и в чём-то реалистичны. Художник тщательно и с любовью прописал каждого персонажа – люди на иллюстрациях удивительно живые, каждый герой – со своим выражением лица, за которым можно уловить и характер, и эмоции. Старательно прописаны даже глаза!
Отличный пример – иллюстрация с изображением семи легендарных венгерских вождей, приведших свой народ из-за далёкого Урала в Паннонию. У каждого вождя – своё выражение лица, своё настроение и, судя по всему, своё отношение к необходимости кого-то куда-то вести. Обратите внимание на блики и тени на лицах – это сейчас светотень для нас привычна и естественна, а для 14 века это был настоящий прорыв!
Изображая реальных исторических личностей, художник использует более традиционные приемы – его портреты королей более схематичные, яркие и декоративные, однако при этом они ничуть не менее выразительны и динамичны.
А здесь он вовсю экспериментирует со светотенью и зачатками перспективы.
…Мы живём в прекрасное время – из предмета роскоши книги превратились для нас в привычную часть будничной жизни. Теперь книге необязательно содержать в себе исключительно прекрасные и возвышенные слова и незачем наряжаться в дорогие переплёты и миниатюры. Наслаждение чтением теперь доступно каждому, а сами книги из эксклюзивных превратились в будничные (хотя и сегодня можно залюбоваться редким изданием). И всё-таки книжные мастера далёкого прошлого, для которых знание и учёность был настоящими сокровищами, могут многому научить нас. Например – взвешивать ценность слов и видеть их красоту.
Ольга Оринго
celenitty
Пт, 17/07/2020 - 20:10
Anker (не проверено)
Вс, 19/07/2020 - 15:30