Наши предки овладели техникой изготовления стекла порядка 12 тысяч лет назад. Разнообразные стеклянные амулеты черного, зеленого и синего цветов были найдены в древнеегипетских гробницах. Да, вначале стекло было цветным, его подкрашивали за счет разнообразных добавок: песка, извести, золы, марганца, меди и железа.
Герой этой статьи получил поистине драгоценную окраску. Кубок Ликурга, датируемый учеными предположительно IV век н.э., потрясает воображение не только искусным дизайном, но и прогрессивными технологиями, которые были использованы при его производстве.
На первый взгляд это обычный кубок с резным горельефом. Если быть точнее, то перед нами одна из немногих сохранившихся диатрет – емкости с двумя стенками: гладкой внутренней и резной внешней). Приятный зеленый цвет напоминает нефрит, но на самом деле перед нами стекло. Вот только не совсем обычное. В этом сразу убеждаешься, стоит посмотреть на бокал в отраженном свете и на просвет.
Когда лучи света отражаются от стенок древнего артефакта, бокал остается все того же нежного оттенка. Но стоит разместить его перед источником света, как стенки бокала окрашиваются в яркий винный цвет. Из-за двойного строения и различной толщины стенок горельеф кубка окрашивается неравномерно. Багряные фигуры героев сюжета в сочетании с зеленым абрисом делают всю картину объемной и магически красивой.
Сюжет горельефа на поверхности чаши иллюстрирует сцену из античного мифа о царе Ликурге. Тот потерпел поражение в борьбе с богом виноделия Дионисом. Возможно, кубок служил предостережением от излишеств во время застолий.
Проследить историю чаши до 18 столетия трудно. Ее отнесли к IV веку в основном потому, что этим периодом были датированы практически все найденные на тот момент диатреты. Первому серьезному научному исследованию чаша Ликурга подверглась только в середине XX века в лаборатории «Дженерал Электрик» в Уэмбли. И прежде всего выяснилось, что удивительный факт изменения цвета объясняется наличием коллоидного марганца, золота и серебра. На миллион частиц этого стекла приходилось триста тридцать частиц серебра и сорок – золота, причем драгоценные металлы имеют размеры наночастиц. В противном случае оптический эффект дихроизма отсутствовал бы. Наночастицы вызывают двуцветность, когда при разных условиях освещения вещество по-разному поглощает и рассеивает свет. В кубке Ликурга золото отвечает за красный оттенок, а серебро — за зеленый.
Но на этом тайны кубка не исчерпываются. Стенки древнеримского сосуда также реагируют на жидкость, находящуюся внутри. Наглядные эксперименты с реликвией не проводили, но опыты с искусственно созданным аналогом подтвердили, что материал с добавлением наночастиц золота и серебра становился светло-зеленым в воде, а в масле красным. Такое свойство могло быть использовано римлянами для идентификации яда в налитой жидкости.
Все еще ведутся споры о том, можно ли в полной мере утверждать, что наши предки владели нанотехнологиями. Вообще коллоидное золото на тот момент было известно римлянам, как и технология подмешивания в стеклянную массу различных добавок (например, непрозрачные красно-коричневые очки делались путем добавления меди). Но использование настолько мелких частиц при изготовлении кубка Ликурга подразумевает соблюдение ряда нюансов: необходимо было контролировать концентрацию металлов и размер частиц, степень окисления некоторых элементов, время и температуру нагрева. Отталкиваясь от этого, кубок Ликурга скорее причисляют к чуду, случайной находке, чем к результату высоких технологий древности. Хотя приверженцы теории существования высокоразвитых цивилизаций, как Атлантида, не исключают, что технологический прогресс присутствовал в жизни наших предков многие тысячи лет назад.
Также обнаружение других кусочков стекла с такими же пропорциями золота и серебра, дает основание полагать, что римские стеклодувы знали об оптическом эффекте дихроизма. Кто знает, что могло их вдохновить на такие опыты. В природе существует немало примеров этого эффекта — перья павлинов, крылья бабочек. Впервые это свойство кристаллов избирательно поглощать свет различных длин волн в зависимости от направления поляризации было описано французским геологом П.Кордье (P.Cordier) в 1809 году на примере минерала кордиерита.
В современных технология этот эффект применяется в осветительных и оптических приборах, цифровой технике, прикладном искусстве. Стеклами с дихроичным напылением украшают здания в стиле hi tech, и даже обычная ширма, разделяющая световое пространство комнаты на несколько цветных блоков, станет изюминкой интерьера.
Возможно, постоянно экспериментируя с необычным оптическим эффектом дихроизма в различных сферах жизни, мы все же когда-то придем к разгадке создания и истинного предназначения кубка Ликурга.
Наталья Оринго
Людмила Алексеева
Чт, 17/02/2022 - 17:43