Встретить сейчас ювелирные украшения из чугуна можно лишь в музеях и частных коллекциях. А ведь еще 18-19вв их с удовольствием носили аристократы и члены королевских семей. Почему золоту и бриллиантам пришлось уступить пальму первенства чугуну?
Для этого было несколько предпосылок. Расцвет металлургической промышленности позволял осуществлять даже самые безумные идеи, испытывая возможности металла. Фабрики производили все – от мостов и садовой мебели до ваз и канделябров. В середине 1790-х годов мастера начали пробовать свои силы в изготовлении все более миниатюрных форм. Литейный завод графа Штольберга первым произвел украшения из чугуна. Было обнаружено, что при использовании чистого железа расплавленный металл был более текучим и мог использоваться для отливки предметов с очень мелкими деталями. Расплавленный чугун заливали в восковую форму и оставляли для охлаждения. После этого подвергали ручной обработке. Чтобы чугунные миниатюры не покрывались ржавчиной, их покрывали льняным маслом - оно придавало глубокий чернильный цвет. В заключение покрывали лаком для защиты поверхности от окисления.
Лаковое покрытие дало матовую, а не блестящую поверхность. Этот эффект оценили по достоинству и чугунные украшения стали популярны во время траура, так как ношение ювелирных украшений из драгоценных металлов и драгоценных камней считалось моветоном. А поводов для печали в Прусском королевстве было много.
27 октября 1806 года Наполеон в сопровождении своих четырёх маршалов и гвардейских егерей торжественно въехал в Берлин. Наполеон традиционно брал в завоеванных странах все, что, по его мнению, могло иметь значение для французской экономики. Большинство образцов и форм для железных украшений были изъяты из Королевского прусского железного литейного завода, упакованы и отправлены во Францию. Французы легко освоили новую технику и даже добавили свой стиль этому виду ювелирных украшений. Во Франции чугунные украшения и аксессуары получили название Fer de Berlin. А вскоре распространились за пределы страны, дойдя до Великобритании.
В то же время для поддержки сопротивления прусская королевская семья попросила патриотически настроенную аристократию сдать свои золотые и серебряные украшения, чтобы финансировать Освободительную войну против Наполеона и французов. В обмен на ценный вклад граждане получили железные украшения, как символ преданности. На многих из них красовались надписи «Gold gab ich für Eisen» («Я отдал золото за железо») или «Eingetauscht zum Wohle des Vaterlandes» («Обмен на благо Отечества»).
Использование восковых форм позволило мастерам делать настолько тонкие украшения, которые не уступали в изяществе своим золотым или серебряным собратьям. Цепочки, серьги, броши, гребни и даже тиары в популярном тогда неоклассическом стиле, медальоны с мифологическими сюжетами и нежная – казалось, не было предела возможностям чугуна.
После 1815 года дизайнеры черпали вдохновение в готическом искусстве, архитектуре и природе. Спрос достиг своего пика в 1830-х годах, когда в одном только Берлине было 27 литейных заводов. Тогда историю берлинского чугунного ювелирного дела писали Карл Фридрих Шинкель, Леман, Хоссауэр, Деваранн и Гейсс.
Чугунные украшения потеряли свою актуальность в середине девятнадцатого века. Переменчивая мода смогла вывести чугун с ювелирного Олимпа, оставив ему сугубо утилитарное назначение.
Наталья Оринго
markisa-07
Чт, 14/03/2019 - 23:49
tysen6ka
Чт, 14/03/2019 - 23:49
Наталья Оринго
Пт, 15/03/2019 - 00:16
dora2014
Пт, 15/03/2019 - 00:45
ircha1
Пт, 15/03/2019 - 08:20
shursh
Пт, 15/03/2019 - 09:09
Marysay
Пт, 15/03/2019 - 13:02
Наталья Оринго
Пт, 15/03/2019 - 13:24
Little Lynx
Пт, 15/03/2019 - 16:57
slivka178
Пт, 15/03/2019 - 17:08