Приключенческое кино, детективы и триллеры - во многих жанрах кино сюжетообразующим элементом являются различные шифры, загадки и числовые коды. Давайте вспомним некоторые из них?
"Код да Винчи", Рон Ховард, 2006 г.
Причём тут цифры? Это экранизация одноимённого романа Дэна Брауна. Куратор музея Лувр убит, однако перед смертью он оставляет странное послание, зашифрованное при помощи последовательности Фибоначчи (последовательность чисел, в которой первые два числа равны либо 1 и 1, либо 0 и 1, а каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел). Чтобы расследовать убийство, послание нужно разгадать, а справиться с этим сможет известный специалист в области символики Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс). Помогать ему будет внучка убитого, криптолог Софи Невё (Одри Тоту). Вместе они обнаруживают кое-что невероятно странное: в работах Леонардо да Винчи спрятаны несколько головоломок, разгадав которые, напарники столкнутся с новой проблемой...
На что смотреть? Кроме Хэнкса и Тоту, в фильме также снялись Иэн Маккеллен, Жан Рено и Альфред Молина - в итоге подобрался чудесный актёрский состав, отыгрывающий свои характеры в полифонической манере и не мешающий друг другу раскрывать персонажей. А кроме игры актёров, фильм стоит посмотреть уже для того, чтобы составить о нём своё впечатление - мнения очень различны. Для религиозных зрителей фильм может показаться несколько крамольным, но не стоит забывать, что книги и кино - в первую очередь вымысел. Заодно прогуляетесь по коридорам Лувра вместе с героями!
И что потом? Сочетание в фильме конспирологии, динамики, символизма и мистики оказалось удачным, этот коктейль действительно имеет свой вкус. Да и в целом получился не просто интересный фильм, а некая лекция по истории и искусствоведению длиной чуть больше чем два часа. Если ещё не смотрели и собираетесь, поищите режиссёрскую версию - она немногим длинее, но там есть пояснения отрывков на латыни, что приблизит вас к правильному пониманию сюжета.
"Игра в имитацию", Мортен Тильдум, 2014 г.
Причём тут цифры? Сюжет повествует об историческом факте и исторической личности - тому, как учёный и криптограф Алан Тьюринг (Бенедикт Камбербэтч) взламывал - и взломал! - код немецкой шифровальной машины "Энигма". Идея Тьюринга состояла в том, что для того, чтобы разгадать код машины, нужен не человеческий ум, а разум такой же машины. Так появился "Кристофер" - электромеханический дешифровальщик. Но против Тьюринга и его команды играет само время: код для "Энигмы" меняется каждый день, и если его не разгадать в промежутке между 6 часами утра и до полуночи, завтра придётся всё начинать сначала. Однако, когда код наконец-то разгадан, в ход идёт математическая статистика, чтобы не дать противнику понять, что британцам известны все планы нацистов.
На что смотреть? Как и любой биографический фильм, да ещё и с хорошим бюджетом, здесь прекрасная картинка: костюмеры, бутафоры и декораторы постарались на славу и разобрали культурный и модный код сороковых до самой последней цифры после запятой. Костюмы и причёски, мебель, автомобили и прочие составляющие грамотной кинокартинки здесь просто загляденье! Само собой, составленный по всем законам американского кино сценарий грамотно изложит историю, не забудет о конфликте и подведёт зрителя к развязке. Какой она будет? Такой же, как и в жизни...
И что потом? Главный спойлер к фильму нам известен из мировой истории - нацистская Германия падёт, и немалая заслуга в этом именно работы Алана Тьюринга. Возможно, вас заинтересует сама личность учёного, его изыскания, которые заложили основы информатики и теории искусственного интеллекта. И обязательно поинтересуйтесь тестом Тьюринга и поразмыслите над вопросом, которым задавался и он сам: "Может ли машина мыслить?"
"Роковое число 23", Джоэл Шумахер, 2007 г.
Причём тут цифры? Вас когда-нибудь преследовало одно и то же число - на билетах, часах, на страницах книги? Уолтер Спэрроу (Джим Кэрри) получил от жены подарок - книгу "Число 23". Роман оказывается зеркальным отражением жизни самого Уолтера! Всё то, что происходит с героем книги, Уолтер может с уверенностью применить и к себе. Вскоре его, как и героя книги, повсюду начинает преследовать число 23. В результате чего фаталист Спэрроу приходит к выводу, что он не должен прерывать это сходство и обязан совершить такое же убийство, как и персонаж детектива. Число 23 поможет Уолтеру пройти по следу автора книги и понять, откуда ему так много известно о нём и о подробностях его жизни.
На что смотреть? В фильме отлично раскрывается некомедийный талант Джима Кэрри, и если вы привыкли видеть его кривляющимся комедиантом, вас ждёт кое-что новое. Уверяю, что уже к середине фильма вас затянет его достоверность, и вы сами наперегонки с персонажами будете искать число 23 и пытаться разгадать загадку автора роковой книги. Секрет не только в игре Кэрри и сюжете, здесь отлично сделали свою работу абсолютно все: постановщик, оператор, композитор, светотехник... Многие отмечают, что картинка чем-то напоминает графический роман (здесь любят сравнивать этот фильм с "Городом грехов", но разве что потому, что других классно экранизированных комиксов сразу вспомнить нельзя).
И что потом? По большому счёту, многие из нас в той или иной степени подвержены апофении, склонностью видеть взаимосвязи в неупорядоченных данных. Полудетективная, полумистическая история Уолтера Спэрроу понятна нам с первых же минут - мы сами можем припомнить, когда вели себя как он, находя ассоциации и повторяющиеся знаки вокруг себя. Только не увлекайтесь, пожалуйста, после титров!
А какие фильмы о шифрах, кодах, нумерологических загадках смотрели вы?
Впереди ещё целая неделя, давайте соберём небольшую фильмотеку для весенних вечеров перед экраном!
Анастасия Оринго
Iro4ka
Пнд, 20/04/2020 - 20:42
ekos
Пнд, 20/04/2020 - 21:22
Itsoma
Пнд, 20/04/2020 - 22:22
Sunshine
Пнд, 20/04/2020 - 23:36
Oksanushka
Втр, 21/04/2020 - 10:31
natadema
Втр, 21/04/2020 - 13:19