Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Читать невозможно не читать

Запятые в этой фразе скачут с места на место в безумной пляске, стоит только выбрать для чтения фолиант с эргодическим текстом. Как физика проникла в литературу во что это вылилось для читателя, давайте сейчас посмотрим.

Эргодическая литература словно экзотическое блюдо с нагромождением ингредиентов, в котором ничего ни убавить, ни прибавить. Причем непонятно, повар задумывал десерт или закуску, настолько необычным кажется результат. Нарушен температурный режим, попраны правила сочетаемости, пряности оттягивают все внимание на себя, а соус тщетно пытается связать компоненты воедино.  И от того, выберете вы это блюдо в качестве неспешного завтрака выходного дня или закажете для ужина, будет зависеть послевкусие.

Эргодические книги заставляют наше воображение работать в полную силу. Нелинейность повествования, загадки и ребусы на каждом шагу, альтернативные линии сюжета щедро сдобрены магическим реализмом. Сам читатель является активным участником составления текста, так как способ чтения эргодического текста меняет его смысл.

 

9bd1f2c8cd9603f1d34ce59249c858d4.md.jpg

Браслет "Шибори"

Раймон Кено в своей коллекции "A Hundred Thousand Billion Poems" использовал 10 сонет с каждой строкой, написанной на отдельной части листа. Все эти строки могут быть смешаны и соединены. Результатом - являются потенциальные миллиарды вариантов сонет.

"Composition No 1" Марка Сапорты является романом, состоящим из 150 отделенных страниц. Фрагментированная природа книги позволяет читателю структурировать и читать роман в любом порядке, который ему нравится, что приводит к различному окончанию.

Одним из главных представителей этой разновидности текстов был Милорад Павич. Он говорил о своей эргодичности: "…мои романы можно читать от начала до конца, а можно употреблять, как шведский стол. С какого краю не подойти – все равно можно взять то, что вам нужно".  Произведения сербского мастера аллюзий и метафор изобилуют символами, кочующими из книги в книгу, отсылают к мифологии, истории и пульсируют в ритме времени, в котором живет читатель, позволяя примерить художественный образ к современности.

"Человек похож на судовой компас: вертится вокруг своей оси и видит все четыре стороны света, однако то, что происходит снизу и сверху, остается скрытым. Но как раз это-то и хочется узнать, это-то и интересует: любовь снизу и смерть сверху". Милорад Павич, "Внутренняя сторона ветра".

Книги Павича охватывают все пространство, снизу до верху, а нестандартная форма повествования уводит вас сразу на все четыре стороны света. Пусть даже для этого приходится остановить время или повернуть его вспять.

 

650518874b17fd358aac495b94e500bf.md.jpg

 

"Внутренняя сторона ветра" - роман-перевертыш, клепсидра, состоящий из двух частей. Чтение можно начать с любой стороны, в середине истории сойдутся. Сюжет основан на красивой античной легенде о любви Геро и Леандра. Древний миф сплетает две разные жизни, превращая волны вод в волны времени. Нити судьбы протянуты от одной истории к другой, сжаты во временных оковах песочных часов, чтобы встретиться в их самом узком месте.

 

20953d061824aa6fdd82bc39718dcbb7.jpg

Как облака в небе – те, что ниже, плывут в свою сторону и со своей скоростью. Более высокие увлекаемы уже другим ветром. В каком месте они столкнутся и быть ли грозе?

«Для души не существует пространства, для сердца не существует времени». Милорад Павич, "Ящик для письменных принадлежностей".

 

c0d5fc3bd03525d5896e37c946587651.md.jpg

Еще один роман Павича, в котором он играет со временем и пространством с легкой непосредственностью ребенка. Осколки и отрывки любви, спрятанные в старом ящике и облеченные сербским писателем в литературную форму, понятную всем пяти чувствам. Задействованы обоняние, осязание, вкус, слух и зрение, и от вашего внимания не скроется ни одна малейшая деталь повествования.

facf648eae186a8e771b22e9fe8d6892.md.jpg

Подвес "О. памяти"

В библиографии автора вы найдете также роман-словарь ("Хазарский роман", изданный в двух версиях – мужской и женской), роман-кроссворд "Пейзаж, нарисованный чаем" и роман-пособие по гаданию на картах таро "Последняя любовь в Константинополе".

1726261d4c74cfd0345d87cdf5358eec.jpg

Сет "Театр Диониса"

"На самом деле каждый из нас - театральная пьеса, которую смотрят со второго акта. Все очень мило, но ничего не понять". Хулио Кортасар «Игра в классики».


Изначально аргентинский писатель Хулио Кортасар был мастером рассказа, именно ему принадлежит фраза: "Роман побеждает всегда по очкам, рассказ должен выиграть нокаутом". 
Его небольшие рассказы за 15 минут способны увлечь вас в миры магического реализма, перевернуть сознание и вернуть обратно. Недавно мною прочитанные "Автобус" и "Захваченный дом" как концептуальные короткометражки - стремительные, странные, прицельные. Необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей, многослойная символика и игровой дух. Все это писатель объединил в своем самом известном романе-головоломке "Игра в классики". Первыми двумя частями романа ограничивается "линейное" чтение, однако Кортасар предлагает и иную возможность: следуя особой схеме очередности глав, можно прочитать альтернативный сюжет. И потом спорить до хрипоты, какой все же лучше.

 

eabcde45f0b7a908feadf4a70f556d38.md.jpg

Павич в своем произведении "Пейзаж, нарисованный чаем" писал: "книгу...следует читать дважды. Один раз следует прочитать в молодости, пока вы моложавее героев, второй раз – когда вошли в возраст и герои книги стали моложе вас. Тогда вы увидите их с обеих сторон, да и они смогут учинить вам экзамен с той стороны времени, где оно стоит. Это значит, впрочем, что иной раз бывает вообще поздно читать какие-то книги".  Почитатели Кортасара считают, что перечитывать любимого аргентинского автора во взрослом возрасте противопоказано - сплошное разочарование.  Истина, как всегда, где-то посередине. А еще эти книги изумительны в печатном виде. Путешествие сквозь текст под шелест упругих страниц добавляет чтению магию, виртуальный скроллинг лишен этой прелести.влюбленность

Есть ли у вас любимые авторы в этом стиле и любите ли вы возвращаться к прочтению понравившихся эргодических книг?

Наталья Оринго

Nifli
Втр, 09/07/2019 - 20:45

Как раз Игра в классики Кортасара - любимейшее произведение!
Наталья Оринго
Втр, 09/07/2019 - 20:47

Юлия Александровна, а какой вариант прочтения Вам больше по душе?
Loana
Втр, 09/07/2019 - 21:39

О, спасибо, Хулио Кортасар - один из моих любимых писателей. Когда-то прочитала все его рассказы, которые смогла найти. Запомнились "Непрерывность парков", "Другое небо", "Ночью на спине, лицом кверху" - завораживало переплетение действительности и сна, путешествие из одной реальности в другую. Потом несколько раз читала "Игру в классики" - в разных вариантах прочтения. Еще понравился ранний его роман "Экзамен" - он вроде бы реалистичный, но порой эта реальность кажется декорацией, скрывающей нечто неведомое и непостижимое.
Nifli
Втр, 09/07/2019 - 21:44

Конечно, интереснее по номерам, листая страницы) В первый раз читала в институте в рамках программы, до этого с подобного рода книгами не сталкивалась - было захватывающе просто!