Этот книжный обзор будет несколько необычным: в нём вы встретите не только художественную, но и научно-популярную литературу. В конце концов, убеждение, будто научная литература сплошь скучная и не может увлекать – всего лишь миф, и весьма вредный. Впрочем, и художественные произведения мы тоже стороной не обойдём. Итак – что же читают Оринговцы в последнее время и на какие книги стоит обратить внимание?
Раз уж мы заговорили про научную литературу, но откроем мы наш список восхитительной книгой «Земля. Тайная история драгоценных камней» британской журналистки Виктории Финли. Книга недаром обозначена как «роман»: повествование о различных камнях и их роли в истории человечества вышло настолько динамичным и увлекательным, что назвать его иначе сложно. Книга поделена на главы, каждая из которых посвящена тому или иному камню. Разумеется, охватить весь объём самоцветов в одной книге – задача невозможная, однако Виктория Финли отобрала самые «выдающиеся» камни и самые яркие и запоминающиеся истории. Её «романом» о камнях можно наслаждаться, как хорошей приключенческой книгой – и одновременно узнавать массу нового о любимых драгоценностях.
«… содержимое шкатулки с драгоценностями ценится не только и не столько за редкость, размер или чистоту, самое главное — истории, которые рассказывают нам камни».
Следующая книга тоже будет научно-популярной и отчасти приключенческой – «Занимательная Греция» М.Л. Гаспарова. Кто-то из нас, возможно, знает Гаспарова как маститого учёного, филолога, стиховеда – в общем, человека, не слишком подходящего на роль автора захватывающих повествований. Однако Гаспаров не просто филолог, а специалист по античной литературе. А литературу любого народа сложно изучать, если не знаешь истории этого самого народа. Михаил Леонович в истории своих любимых греков разбирался отлично, и решил поведать её всему миру в форме захватывающей истории о том, как постепенно зарождалась и развивалась знакомая и привычная нам цивилизация.
Книга изначально предназначалась детям и подросткам. Однако взрослого она увлечёт с точно такой же лёгкостью и заставит взглянуть на знакомую со школы античность совсем по-другому. Кое-кому уже известно, что греческие мраморные статуи на самом деле раскрашивались – а знали ли вы, что раскрашивались ещё и стены храмов? Что афинским гражданам платили за посещение театра? Что греки представляли себе числа в виде геометрических фигур? Что уже в античную эпоху греки изобрели почти современную кровать… и не додумались до матраса? В книге Гаспарова античная Греция предстаёт совсем иной, нежели на страницах учебников – живой, беспокойной, дышащей, ужасно странной и столь же прекрасной.
«Все, что для нас сейчас само собой разумеется, когда-то было открыто впервые. И то, что надо слушаться закона; и то, что параллельные прямые нигде не пересекаются; и то, что биение пульса в человеке — от сердца; и то, что мысль о вещи может больше о ней сказать, чем взгляд на эту вещь; и то, что интересные истории можно разыгрывать в лицах и тогда это называется драма… Лучше узнать древнегреческую культуру — это значит лучше понять и Шекспира, и Рафаэля, и Пушкина. И в конечном счете — самих себя».
Масштабная мировая история так или иначе складывается из историй поменьше – и истории эти могут быть самыми разными, смешными, нелепыми, постыдными, жуткими, величественными – как и люди, проживающие их. И раз уж мы заговорили об истории, то отвлечёмся, пожалуй, от научно-популярных трудов и обратимся к художественной литературе – а именно к историческому роману «Чёрный город» Кальмана Миксата, классика венгерской литературы.
Действие происходит в начале 18 века – время относительно цивилизованное и прогрессивное. Но в неспокойной, Венгрии, воюющей то с турками, то с австрийцами, эпохи словно перемешались: новое время соседствует с глубоким средневековьем, а то и почти первобытной древностью. Точно так же причудливо перемешаны в романе и события: драматическое военное повествование – с откровенно трикстерской выходкой, романтическая линия – с жутким (и реальным!) эпизодом, словно взятым из «Игры престолов».
Основной сюжет прост: богатый дворянин ссорится с бургомистром близлежащего города, конфликт быстро перерастает во вражду, и в конце концов дворянин бургомистра убивает (точнее, смертельно ранит; что было потом, лучше читать, Мартин бы одобрил). Город одевается в траур и объявляет убийце своего рода бойкот. У обеих сторон начинается «холодная война». И как раз в это время любимая дочь дворянина умудряется влюбиться в юношу из враждебного города… Не покупайтесь, это только фон, приманка для любителей романтики; на самом деле событий и линий куда больше. Отдельно стоит сказать об умении автора выписывать удивительно живых героев. Тут и взбалмошный дворянин, настоящий феодальный деспот прямиком из Средневековья, на поверку оказывающийся честным, принципиальным и, как ни странно, добрым человеком; и хитроумный торговец-аферист, этакий средневековый Остап Бендер; и даже (в эпизодической роли) сам Ференц Ракоци, знаменитый венгерский революционер, почти небожитель, словно нисходящий в роман с Олимпа – и совершающий неуместный и глупый жест благородства.
Никаких оценок, никакого морализаторства – да разве и можно морализировать в реальной жизни? Автор спокойно и с иронией наблюдает за своими героями и делится своими наблюдениями, оставляя оценки на откуп читателю. Впрочем, роман способен затянуть настолько, что какие-либо оценки покажутся лишь пустой тратой времени.
«Поэты, миннезингеры воспевали вино в своих стихах. Вином лечились ото всех недугов: от тяжелых болезней — токайским, от легких недомоганий — нектаром менее знаменитых гор. (По воробьям из пушек не стреляют!) Герои пили перед сражениями, а после сражений пили снова. (У кого имелась при себе фляжка — те подкрепляли силы и во время битвы!) Родословное древо венгерских вин за это время сильно разрослось и разветвилось. Появилось множество вин, отличавшихся друг от друга не происхождением, но иными признаками, которые им приписывал утонченный национальный вкус: было вино «замковое» (розового цвета), «дворовое» (для дворни), «арендаторское» (которое арендатор вносил землевладельцу в счет арендной платы натурой), «поповское», «немецкое» (кислое), «запричастное» (сладкое), «повыетчикское», "вырви глаз" (прокисшее), «турецкое» (густое), «асу», "особо крепкое", «гвоздичное», «коричное» и т. д. Само собой разумеется, для такой разросшейся винной семейки потребовались и новые поводы к выпивке, но недостатка в них не оказалось».
Раз уж речь зашла о исторических романах, расскажем об ещё одном прекрасном произведении, которое в принципе можно отнести к этому жанру – хотя по сути своей это, скорее, развёрнутая философская притча. Речь о романе американского классика Дж. Стейнбека «К востоку от рая» (или «К востоку от Эдема»). Это масштабное произведение, в котором описываются жизни нескольких поколений, насыщенное флэшбеками и отсылками к прошлому, со множеством героев и характеров – и всё это словно нанизано на нить библейской истории о Каине и Авеле, развёрнутой автором в большой и сложный миф.
Роман начинается с войны двух братьев за отцовскую любовь – и заканчивается ею же на поколение позже. Мотив противостояния, противоположности проходит красной нитью – и читатель осознаёт, что он вынужден примкнуть к одной из сторон, вот только сделать это непросто. Герои Стейнбека идеалистичные, честные, недальновидные, упрямые, жестокие – какие угодно, но «плохих» и «хороших» среди них нет. Любое достоинство тянет за собой изъян и наоборот. Роман поднимает множество тем – вины и самобичевания, благородства и идеализма, выбора и воли… Звучит как тяжёлая философия, но нет – книга написана увлекательным и лёгким языком, а все перечисленные темы – не отвлечённые понятия, не пустые слова пастора на проповеди, а реальные, живые и больные вопросы каждого из героев.
Пересказывать сюжет нет смысла – во-первых, велик риск наделать спойлеров, во-вторых, сюжет сам по себе практически не отражает сути и идей романа. Издалека его можно принять за банальную семейную сагу, любимый и избитый американский жанр. Вблизи же… Вблизи стоит посмотреть самим.
«Я думаю, значимость человека в этом мире измеряется числом и природой посетивших его озарений. И хотя в миг озарения человек одинок, именно озарения единят нас с миром. Озарение есть начало всякого творчества, оно наделяет человека индивидуальностью».
И завершим мы наш обзор ещё одним романом-сагой – «Женщины Лазаря» Марии Степновой. Это повествование, охватывающее практически весь двадцатый век со всеми его перипетиями и трудностями – и на их фоне разворачивается история учёного Лазаря Линдта и трёх женщин, повлиявших на его жизнь.
Строго говоря, самого Лазаря в романе почти нет. Фокус внимания автора обращён на связанных с ним женщин – первую возлюбленную, супругу и внучку. Каждая из них по-своему любила Лазаря, и в жизни каждой он оставил след… или вовсе сломал эту самую жизнь. Повествование тяжёлое и неоднозначное, герои весьма противоречивы и далеко не всегда вызывают симпатию – порой даже наоборот, недоумение на грани с отвращением. Однако в хорошей истории герои и не обязаны быть симпатичными – для них главное быть живыми, и в «Женщинах Лазаря» они именно таковы.
Отдельного упоминания заслуживает язык книги - плавный, чуть тягучий, как хорошее варенье, он обволакивает с головой и не позволяет оторваться до самой последней страницы. Выдает он и филологическое образование автора, его начитанность и насмотренность. Именно из-под такого пера и выходят умные книги, которые сейчас - на вес золота.
«А Маруся действительно было счастлива. То есть она всегда, всю жизнь, даже в самые отчаянные времена, была счастлива – потому что ей повезло такой родиться. Быть счастливой для нее всегда значило – любить, но только теперь, в семьдесят три года, в эвакуацию, в войну, она наконец-то поняла, что любить – не значит делать своим собственным. Любить можно и чужих, то есть – только чужих любить и следует, потому что только так они становятся своими».
Надеемся, вы найдете на нашей книжной полке томик себе по вкусу - и приглашаем поделиться впечатлениями о прочитанных книгах июля в клубе "Экслибрис"!
Подбирала книги Ольга Оринго