Конечно же, речь идёт о красавице Эсмеральде. Вспомним сегодня, как этот образ воплощали на экране в разнообразных трактовках.
«Она была невысока ростом, но казалась высокой — так строен был её тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днём у её кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, — так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда её сияющее лицо возникало перед вами, взгляд её больших черных глаз ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы были прикованы к ней, все рты разинуты. Она танцевала под рокотанье бубна, который её округлые девственные руки высоко взносили над головой. Тоненькая, хрупкая, с обнажёнными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем её талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным…»
Так Виктор Гюго описывает образ танцовщицы из табора. Интересно то, что, согласно первоисточнику, Эсмеральда – не цыганка по крови, её украли в младенчестве. Однако многие экранные адаптации игнорируют этот факт, так как полностью раскрыть эту линию за два-три часа невозможно, а весь главный сюжет реально построить и без побочной арки «Эсмеральда и её мать».
Самый известный экранный образ Эсмеральды – это работа Джины Лоллобриджиды в 1956 году. При разработке её костюма художники столкнулись с тем, что не смогли найти достоверных сведений о том, как одевались цыганки в Средневековье, и поступили очень просто и логично: взяли за основу французское платье того времени, ведь наверняка девушки подстраивались под местную моду. И добавили к образу стереотипные элементы «цыганщины», которые привычны зрителю – рваный подол и рукава, босые ноги, косынка, шаль, фестоны, тоже имитирующие лохмотья, крупные серьги и браслеты… Всё эти детали были настолько убедительно проработаны, что именно в таком образе в дальнейшем чаще всего и изображали Эсмеральду – современное платье, доработанное историческими деталями.
В 1997 году в фильме «Горбун из Нотр-Дама» роль Эсмеральды сыграла Сальма Хайек – интересный выбор из современных актрис, и вполне себе попадание в роль. Смуглая кожа, копна рассыпающихся локонов и грация актрисы сделали своё дело, и такую Эсмеральду зритель запомнил и полюбил. Кстати, эта Эсмеральда – обутая, тогда как Джина Лоллобриджида отказалась играть в обуви.
Что же касается сюжета, то в него было внесено несколько поправок – для кого-то они показались незначительными, а для поклонников точных экранизаций такое вмешательство в канон оказалось возмутительным. Главных героев сделали старше, Эсмеральда полюбила поэта Гренгуара, да и в конце Квазимодо умирает «от любви». Не обошлось и без свадьбы – Гренгуар ведёт Эсмеральду под венец по собору Парижской богоматери…
На самом деле, переиначивать книгу под голливудские стандарты начали за год до этого. В мультике «Горбун из Нотр-Дама» все, кроме злодея Фролло, остались живы и здоровы, хэппи-энд случился, как ему и положено: Эсмеральда и Феб – добрый, честный солдат – остались вместе, а Квазимодо обрёл истинно американскую уверенность в себе благодаря хорошим друзьям. На самом деле, неплохое знакомство с известным сюжетом для ребёнка: если в будущем он захочет получше узнать первоисточник, его ждут новые повороты событий – и ни одного спойлера!
Здесь Эсмеральда выглядит как классическая цыганка, и образ цитирует предыдущие экранизации – платья здесь не просто французские, а корсажные, но свободная блуза, открытые плечи и россыпь золотых украшений добавляют этники. Похоже, что Сальму Хайек одевали уже с оглядкой на этот диснеевский образ. В оригинале Эсмеральду озвучивает Деми Мур – думаю, она и сама неплохо бы справилась с ролью, а уж за кадром тем более работа вышла отличная.
И наконец, самая любимая народом сценическая адаптация – 1998 год, французско-канадский мюзикл Коччанте и Пламондона. Здесь Эсмеральда одета не в красное, не в белое и вообще не в разноцветное. Нет у неё и обилия украшений – со сцены всё равно они были бы незаметны. Костюмы создавала стилистка из Марселя Фред Саталь, по её задумке Эсмеральда должна быть похожа на легкий листок: «Лист, который трепещет под дуновением ветра, изгибается и сияет на солнце». Поэтому она носит платье цвета травы, цвета своего имени – «Изумрудная».
Правда, эффекта трепещущего листочка всё равно не вышло: платье оказалось тяжелым, подол у него совсем не летал и не взметался, и миниатюрная Элен Сегара в нём, конечно, напоминала жительницу Двора Чудес, но вот от цыганки почти ничего в образе не осталось. Это не помешало невероятному успеху мюзикла – он даже попал в Книгу Рекордов Гиннесса как имеющий самый большой успех в первый год работы.
Вот такая получилась подборка воплощений образа самой известной цыганки телеэкрана и сцены. А за рамками обзора остались и балетные постановки, и концертные шоу, и несколько опер. А какая Эсмеральда - ваша любимая?
Анастасия Оринго
Svetlana1707
Ср, 12/08/2020 - 13:35
Вера Морозова
Ср, 12/08/2020 - 14:27
Анастасия Оринго
Ср, 12/08/2020 - 15:45
Фантасмагория
Ср, 12/08/2020 - 22:56
Minakova
Чт, 13/08/2020 - 13:23