Школьный дневник как чемодан без ручки. Выбросить нельзя, а нести бывает ой как тяжело. Но все же это 100% верный способ окунуться в вихрь школьных воспоминаний.
Именно на его страницах, а не в виньетке с портретами причесанных и улыбающихся школяров, сохранилась настоящая школьная жизнь. А по записям учителя и редким ответам остроумных родителей в дневнике можно понять, какие страсти подчас бушевали в классных кабинетах и школьных коридорах.
Иногда ситуация обретала поистине детективный сюжет и ученику приходилось ловко жонглировать сразу двумя дневниками. Один — с отличными оценками для родителей, второй, растерзанный красной ручкой, для учителя. Те, кто обладал хорошей мелкой моторикой и был фанатом игры «Эрудит», аккуратно затирали лезвием фрагменты букв, переписывали гневные слова наново, наделяя замечания новым смыслом.
Самый простой и радикальный выход – вырвать ненавистную страницу и вместе с ней стереть из памяти позорный эпизод. Тем более, что издательства будто ненароком толкали ученика на «преступный путь». Так, предусмотренные кем-то запасные листы в дневниках оказывались для многих провинившихся спасательным кругом.
В нулевых были робкие попытки использовать жидкий корректор, но белое пятно на уставшей пожелтевшей бумаге выглядело вызывающе и учителями воспринималось как насмешка. В результате на каждое «замазанное» замечание приходилось два новых.
Беспрекословными идолами в клубе «дневниконенавистников» были счастливые обладатели домашних животных. Сюда входили и начинающие аквариумисты, и кошатники, и даже заводчики флегматичных черепашек, но лишь авторитет собачников был незыблем. Ведь если твой дневник «нечаянно» погрыз невоспитанный питомец, аргументы заканчивались даже у самых строгих преподавателей. А смотреть на обслюнявленное нечто в качестве доказательства никому не хотелось. Так школьник в буквальном смысле начинал жизнь с чистого листа нового дневника, пес удостаивался сахарной косточки, а менее удачливые одноклассники обещали все фантики мира за возможность заглянуть в гости и оставить на растерзание уже свой дневник.
Думаю, у каждого в запасе окажется любопытнейшая история взаимоотношений с дневником. Я даже немного сочувствую школьникам зарубежья, в школах которых система оценивания сильно отличается от нашей. Например, Канаде, Финляндии, Японии и Южной Корее оценки носят конфиденциальный характер. В американской школе учитель молча подзывает к себе и показывает твою отметку. И всё – нет ни драмы, ни надрыва. Скукотища!
Но даже у наших прапрабабушек и прапрадедушек школьные годы были не такими увлекательными, а записи учителей в дневниках не такими отчаянными. Давайте посмотрим, что представлял из себя главный школьный документ до того, как стать объектом шпионских игр и химических опытов.
Школьный дневник появился, когда среднее образование стало доступным широким массам. Общепринятой считается версия, что он был изобретен в Англии в 1789 году неким Рональдом Кейрманом. Увы, мне так и не удалось найти упоминания об этом событии в авторитетных источниках. Зато несколько гимназистских дневников начала 19 века и сейчас обитают в музеях постсоветских стран.
Такие дневники без преувеличения были главным документом учащихся. Например, без него иногородние гимназисты не могли поехать погостить к родителям во время праздников. Проездные билеты печатались прямо в дневнике и заполнялись педагогом. На билете ставили гербовую печать, и он становился официальным документом. Пометки на другой стороне билета ставили родители, провожая гимназиста в обратный путь. За культурной жизнью также следили преподаватели, заполняя театральные билеты все в том же дневнике.
Много внимания уделялось правилам поведения учеников и уставу самих учебных заведений. Интересно также и то, что в те времена оценки ставили не только за поведение и прилежание, но и за внимание. Неудивительно, что учащихся 19 века любят ставить в пример современным проказникам.
В остальном же структура дореволюционных дневников вполне привычна – списки предметов, баллы за них, графа для заданий, подпись родителей. Каждый день порядка 5-6 уроков, но при этом 6-дневная учебная неделя.
В начале ХХ века появились необычные издания, что-то наподобие органайзера. В них кроме всего прочего содержалась информация о праздниках и выходных днях, постах. Красиво оформленные издания с вензелями успешно соседствовали рядом с тетрадями поскромнее.
Существовали также разновидности школьных «календарей для учащихся» (по сути ежедневников или записных книжек), в которых на 250 страницах умещалась масса полезной информации. «Спутник», «Подруга», «Товарищ» - так назывались верные помощники учеников. Здесь можно было найти абсолютно все – от истории семьи Романовых до таблицы мер и весов, от сроков изоляции при инфекционных заболеваниях до глоссария и таблицы спряжения французских глаголов. Девушки по этим справочникам учились ухаживать за комнатными цветами, а юноши играть в футбол.
Издания не утратили своей популярности и после революции. В сети до сих пор можно найти справочники-календари 1960-х годов издания. Желающих заглянуть в историю приглашаю на сайт виртуального «Отраслевого канцелярского музея».
За дневниками же на волне всеобщего упрощения, напротив, оставили сугубо утилитарные функции: места хватало для расписания уроков, оценок, домашнего задания и посланий родителям. Так дневник превратился в средство коммуникации между учителями и родителями и не утратил этой функции и поныне.
Храните ли вы свои школьные дневники? Есть на их страницах замечания, за которые щеки до сих пор стыдливо покрываются краской?
Наталья Оринго
Ivolga
Пнд, 05/10/2020 - 18:41
Наталья Оринго
Пнд, 05/10/2020 - 19:04
Lina2018
Пнд, 05/10/2020 - 19:28
ВОЛНУШКА
Пнд, 05/10/2020 - 20:27
Наталья Оринго
Пнд, 05/10/2020 - 20:34
Елена Маслова
Пнд, 05/10/2020 - 21:12
Вспомнила начальную школу: "Читає своїкнижки на уроці", "Ваша Олена умисно дає усім зписувати невірну відповідь", "Малювала коня"... "Знову малювала коня", "Чому Олена малює коней?", "Побила хлопців на перерві", "Вважає себе розумнішою за вчителя"...
У Антона тоже с дисциплиной было так себе, поэтому дневники часто терялись.)) А у Фёдора пока всё школьно-безоценочно, но с надеждой жду третий класс.
Наталья Оринго
Пнд, 05/10/2020 - 21:27
SEMENOVNA89
Пнд, 05/10/2020 - 21:35
Наталья Оринго
Пнд, 05/10/2020 - 21:45
vladia
Втр, 06/10/2020 - 06:37