Каждый музей по сути является домом для коллекции, будь то картины, скульптуры или скелеты динозавров. Глядя на хранящиеся за стеклом следы древних цивилизаций, может показаться, что музеи существовали всегда. Но по факту эти хранилища гораздо моложе тех же театров. И в том виде, в каком музеи известны нам, они появились лишь в 18 веке. Тогда же стали общедоступными хранившиеся в них коллекции.
Фото из рекламной компании Государственного музея архитектуры им. Щусева
Прототипом дома муз, а именно так переводится с греческого museum, был александрийский Мусейон, основанный в 290 году до н.э. В этом здании было огромное количество комнат, в одной из них — знаменитая Александрийская библиотека, которая не сохранилась до нашего времени. Также в Мусейоне находились залы для чтения, столовая и другие комнаты. Постепенно здание расширялось и туда добавлялись новые экспонаты, такие как чучела животных, которые использовались как наглядное пособие для обучения.
Это учреждение, созданное первым из Птолемеев, больше всего напоминало научно-исследовательский институт, где работали древние мыслители, освобождённые от повседневных забот. Здесь обменивались опытом, искали истину в спорах, отдыхали в саду и трапезничали Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие.
Первое упоминание товарообменной операции с предметами искусства дошло до нас из Древней Греции. Вазописец Финтий, творивший примерно в VI в. до нашей эры, увековечил процесс покупки у него вазы, расписав другую вазу изображениями продавца и покупателя. Там же, в Древней Греции, началось и первое осознанное собирание предметов искусства. Большинство скульптур изначально создавалось для украшения храмов, и местная аристократия, желая уподобиться богам, перевозила часть скульптур из общественных мест в сады собственных домов.
В средних веках произведения искусства представлялись в храмах и монастырях (ювелирные украшения, манускрипты). А экспонатами, захваченными во время войны, расплачивались за выкуп важных персон, например.
В 15 веке разнообразные собрания произведений искусства начинают обретать в Европе более современный дом. Лоренцо де Медичи построил Сад Скульптур.
Стали возводить здания с длинными коридорами, а в них располагать картины и статуи. А со временем и специальные «кабинеты» - помещения, предназначенные для размещения произведений искусства. Были очень известные коллекционеры искусства в эпоху Возрождения. Но о музеях как таковых говорить еще было рано. Ведь если произведения искусства не видит никто кроме хозяина коллекции и его приближенных, это не музей. Чтобы полюбоваться ими, нужно было либо принадлежать к узкому кругу общения, либо заслужить «билет» в захватническом бою.
Самым первым современным музеем является Британский музей в Лондоне, который был открыт в 1753 году, но и его можно было посетить лишь с письменного разрешения. А вот первым публичным музеем стал Лувр, который открылся в 1793 году.
Любой современный музей так или иначе создан на основе частной коллекции. Коллекции передавались музеям по наследству, преподносились в дар, иногда национализировались. Многие мелкие коллекции объединялись в более крупные, так и создавались современные музеи. Именно те правила, по которым та или иная частная коллекция временно открывалась для посещений, легли в основу современного музейного этикета.
Екатерина Вторая провела невероятную работу по собиранию потрясающих произведений искусства, скупая их во Франции, Германии и Великобритании и не показывала их никому кроме заморских гостей и ближайших подданных. И, когда Эрмитаж стал курировать собрание Екатерины, экспозиция открывалась для публики на строгих условиях, начиная от этикета одежды и очень ограниченного времени посещения.
А, например, в Кунсткамере Петра Первого, как и в большинстве современных музеев естествознания и необычных вещей, всячески приветствовали интерес к познанию. Петр был заражен просветительской идеей и очень заботился о том, чтобы туда приходили люди и смотрели его коллекцию. В качестве поощрения гостей угощали цукербродом и рюмкой водки.
Фото из рекламной компании Музея искусств в Сан-Паулу
Сергей Иванович Щукин и Иван Абрамович Морозов — два известнейших коллекционера живописи. Они начали собирать импрессионистов — Эдуара Мане, Клода Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, постимпрессионистов — Сезанна, Гогена и ван Гога, Пикассо и Матисса тогда, когда их не знали даже во Франции. Их никто там не покупал. Щукин очень гордился тем, что он покупал, очень интересовался мнением художников и открывал по воскресеньям свою галерею для публики. Прежде всего, конечно, для художников и интеллигенции. Морозов же почти никого к себе не пускал. Он очень ревниво относился к своей коллекции, и мало кто его собрание видел.
Вклад частных коллекционеров для музеев неоценим, потому первая и основная их задача — собрать и сохранить. Это и придает деятельности музеев консервативный характер, когда экспонаты закрывают за толстым стеклом, смотрители запрещают что-либо трогать и хватаются за сердце от каждого громкого чиха. Вспомните, как показывают посетителям знаменитую "Джоконду".
Но, даже учитывая ряд ограничений, ходить в музеи интересно и полезно. Ни яркий альбом, ни очки виртуальной реальности не смогут выстроить прямой диалог между зрителем и памятником культуры. Это возможность побыть на одной волне с создателем и особенное ощущение погружения, когда понимаешь, великие произведения неисчерпаемы.
Фото из рекламной компании Музея Ван Гога в Амстердаме."Ночь музеев".
А если до дрожи в руках захочется ощутить дух времени и прикоснуться к чему-то невероятному и даже неземному, многие интерактивные музеи, музеи естествознания или экспериментальной науки с радостью утолят жажду знаний.
И новшество для самых «трогательных» посетителей музеев - Британский музей предлагает своим гостям созданные на 3D-принтере копии, которые, кроме материала и габаритов, полностью соответствуют настоящим артефактам древности. Что скажете по поводу идеи украсить гостиную бюстом Юлия Цезаря или статуей Венеры Милосской?
У вас дома есть репродукции музейных экспонатов и произведений искусства? И какие музеи вы больше любите посещать – с открытыми, пусть и не самыми редкими, экспонатами, или тщательно охраняемые?
Наталья Оринго
Кармелита2008
Втр, 04/08/2020 - 20:04
Cleona
Втр, 04/08/2020 - 21:05
Anker (не проверено)
Втр, 04/08/2020 - 22:25
Наталья Оринго
Ср, 05/08/2020 - 08:36
Наталья Оринго
Ср, 05/08/2020 - 08:38
Наталья Оринго
Ср, 05/08/2020 - 08:40