Ювелирные украшения всегда считались лучшим подарком. Причём это подарок не только красивый и ценный, но и универсальный: дарить украшения можно практически кому угодно, причём даже не только людям, но и высшим силам! Давайте же узнаем чуть больше о том, как люди одаривали Бога и церковь драгоценностями и зачем они это делали.
Традиция преподносить высшим силам разнообразные красивые вещи стара, как само человечество. Неудивительно, что как только люди научились делать ювелирные украшения, тут же появились так называемые вотивные ювелирные изделия - от латинского votivus, "посвящённый богам". Традиция вотивных даров благополучно пережила Античность и расцвела пышным цветом в Средние века - именно тогда окончательно сложилась и укрепилась традиция использовать в качестве таких даров разнообразные драгоценности.
Корона-реликварий Людовика IX Святого, Франция, XIII в.
Так, в 1327 году, после смерти архиепископа Кентерберийского Вестминстерское аббатство получило настоящую сокровищницу - архиепископ завещал аббатству все свои драгоценности, в том числе два епископских кольца. А английский король Генрих III преподнёс Вестминстеру дар столь же ценный, сколь и странный: золотую статую своей супруги Элеоноры! Сложно сказать, что король хотел этим продемонстрировать... Хочется представить себе романтическую версию – но кто разберет мотивы королей, особенно после стольких лет…
Трогательный дар храму Богоматери Уолсингемской оставила некая Энн Баррет, завещавшая церкви розарий и обручальное кольцо – вполне возможно, свои главные и единственные ценности.
Епископские кольца, Англия, XV в.
Впрочем, у таких даров было два мотива. Первый - древний и понятный: почтить высшие силы самым ценным и красивым, что есть у человека. Второй менее прозрачен и происходит из христианства: он состоит в стремлении отказаться от мирской суеты и избавиться - хотя бы на смертном одре - от её атрибутов. Именно по этой причине драгоценности отправлялись именно в церковь - то, что должно было быть атрибутом суетности и привязкой к бренному миру, чудесным образом превращалось в священный предмет, посвящённый Богу.
Внутреннее убранство собора Божьей Матери Пилар в Сарагосе, в котором хранится немало вотивных даров
Нередкими были и случаи, когда какие-либо драгоценности с самого начала делались как вотивные. Именно такова корона Людовика IX, средневекового французского короля, который славился своим благочестием, иногда доходящим до исступления. Выглядит корона просто потрясающе - сложно поверить, что этот ювелирный шедевр создали в тринадцатом веке. Работа поражает своей тонкостью - чего стоят только фигурки ангелов, на крыльях которых видно каждое пёрышко! Однако Людовик и не думал носить такую прекрасную корону - она с самого начала задумывалась как вотивный дар. Более того, это даже не совсем корона! Это реликварий - в ней хранятся священные предметы, например мощи. Именно в таком качестве она изначально и задумывалась, а о том, чтобы надевать её на голову, даже речи не было.
Вестготские вотивные короны, Испания, VII в.
А порой подаренные Богу и святым драгоценности могли вернуться обратно к смертным в качестве ответного подарка - по крайней мере, в легендах. При подготовке этой статьи я не раз вспоминала одну средневековую историю, которой не могу не поделиться.
"Во времена Людовика Святого жил в Эльзасе один жулик. ... Однажды вечером, так ничего и не украв, он с досады зашёл в пустую церковь, чтобы помолиться о грядущей удаче. Но, встав на колени перед статуей Святой Девы, он что-то раздумался и сообразил, что вряд ли Она станет помогать ему в его ремесле, как бы горячо он об этом ни молился. ... И так он постоял, постоял на коленях перед святым изображением, а потом встал, протянул руку, снял со Святой Девы одну из Её серёг, сунул себе за пазуху и быстренько покинул храм, пока кто-нибудь не вышел из ризницы.
Наутро он отнёс серьгу ювелиру и спросил, сколько он даст за неё. Но увы – ювелир как раз и оказался тем самым жертвователем, который не далее как две недели назад сам повесил эти серьги на статую Пресвятой Девы в знак благодарности за чудесное избавление от боли в суставах. Конечно, он тотчас узнал свою работу, крепко схватил вора за руку и принялся звать на помощь. Понабежали люди, немножко помяли вору бока, а потом отвели к судье.
— Как ты мог дойти до такого кощунства? – спросил у него судья. – Красть у самой Святой Девы! ...
А вор тот слыхал о том, что иногда изображения Святой Девы чудесным образом одаривают своих почитателей. ... Был ещё один менестрель, который пел гимны и играл на виоле перед Её статуей, и тогда статуя сбросила ему в руки золотой башмачок с ноги.
— Ах, господин судья, - сказал он, - ведь я не вор, и отродясь такими вещами не занимался. Всё дело в том, что Она сама подарила мне серьгу.
— Что ты плетёшь, мошенник? – возмутился судья.
— Ах, господин судья, я говорю чистую правду. Сам я – менестрель, хоть теперь при мне нет ни лютни, ни виолы. Этим вечером я зашёл в храм помолиться и, увидев статую Божьей Матери, решил воспеть Ей хвалу. В храме никого не было, и никто не помешал мне излить мою душу в песне. А когда я умолк, Она сбросила одну из своих серёг прямо мне в руки. ...
— Тогда вот что, - решил судья. – Спой нам тот гимн, который ты пел в Её честь. Если ты и вправду ты поёшь так сладко и трогательно, что Она могла одарить тебя… что ж, тогда, пожалуй, ступай себе с Богом.
И вор перекрестился, набрал полные лёгкие воздуху и запел Salve, Regina. При первом же его вопле с ближайших крыш шарахнулись и разлетелись голуби, в зале потухло четыре свечи, а лица у присутствующих сделались задумчивыми и почтительными.
— Довольно, - сказал судья. – Я понял, как всё было. Когда ты подобным образом заголосил в Божьем храме, конечно, Пресвятой Деве ничего не оставалось, как зажать Себе уши. При этом Она уронила одну серьгу, а ты её поднял и с нею сбежал. Иначе и быть не могло.... — Вот тебе мой приговор. Верни серьгу Пресвятой Деве, – ведь Она и не думала тебе её дарить, – и поклянись Ей, что никогда больше не отворишь свои уста ни для лжи, ни для пения гимнов в Её честь. Тогда я тебя прощу и помилую".
"Дневник библиотекаря Хильдегарт"
На фото: подвес "Вифлеем" с кубическим цирконием
Как видите, не только человека можно порадовать украшением. Издавна высшим силам посвящали самые чудесные, самые искусные творения ювелирного мастерства. Самый драгоценный дар, который только можно создать с любовью к прекрасному.
Ольга Оринго
Елена Маслова
Втр, 09/02/2021 - 13:19
На первый взгляд, не совсем понятны расположение и форма камней и кастов, но потом всматриваешься и восхищаешься.
Такой ритм красок и линий вызывает благоговение. А ещё благоговение вызывают люди, сохранившие эту красоту для нас, ведь сколько раз могло всё уйти в переплавку и на разборку...
Олечка, спасибо за интересные статьи!
Cleona
Втр, 09/02/2021 - 13:52
galina_К
Втр, 09/02/2021 - 15:14
Kell
Втр, 09/02/2021 - 15:31
Cvetochnayafeya
Чт, 11/02/2021 - 10:51