Бывают такие литературные герои, которых знают все. У Шекспира герои яркие и необыкновенные, а вот героини почти все, как и цветы — обычно красиво украшают полотно спектакля.
Трагичный персонаж из «Гамлета», девушка, что пала жертвою печального стечения обстоятельств. Офелия… Прекраснейшее имя, пробудившее в поэтах страстное желание писать о ней стихи, а в художниках — желание изображать её, и почти всегда уже в воде.
Задолго до возникновения культуры мемов, из драматического финала короткой жизни получился мем — Офелию косплеят в съёмках для модных журналов и в фильмах Дель Торо и фон Триера, рокеры песни о ней поют, в её честь называют небесные тела…
Ох, Офелия, кто ты и как же ты попала в такой переплёт?
Совсем немного строк отведено в «Гамлете» для Офелии, но из этих скупых штрихов вырисовывается контур личности и понятно, что девушка романтичная, ранимая, покладистая, трепетная и влюбленная то ли в принца, то ли в свою мечту о нём. Реальных прообразов у неё, скорее всего, не было, но с нелёгкой руки Шекспира юная дева оказалась живее всех живых.
Что в тебе, Офелия? Цветы, песенки, да сплошные любит – не любит...
«Вот розмарин — это для памятливости:
возьмите, дружок, и помните.
А это анютины глазки:
это чтоб думать…»
Мир образов Офелии такой простой, как проста и она сама, как просто ее отношение к ко всему вокруг. Часть её слов и так немногочисленных слов в пьесе уходят на реплики «Я не знаю, милорд, что я должна думать» и «Я повинуюсь, милорд». Но, как и у многих шекспировских героев второго плана в образе Офелии всё гармонично, комар носа не подточит. Это традиционная жизнь знатной девушки её эпохи: Офелия учится музыке и рисованию, поет баллады и ходит по воскресеньям в церковь. Иногда однообразная жизнь мрачного замка, со стражей у ворот, разбавляется приездом какого-нибудь соседа. Такова жизнь этой девушки, покорной отцу и любящей брата, и весь мир Офелии умещается без остатка в этом описании.
Но почему же самая обычная девушка второго плана, написанная для полнозвучности фона трагедии Гамлета, стала не менее известной, чем принц Датский? Мне кажется, что здесь сыграли два фактора: гениальность Шекспира, его внимание к крохотным деталям и совершенная ординарность образа Офелии.
Что ей оставалось в тех рамках жизни женщины? При более мирных обстоятельствах, без сложного принца рядом, она бы вышла замуж, родила детей и быстро угасла. Но её судьба решалась без её участия, сказано стать нимфой — и стала. Самые знаменитые строки Уильяма Шекспира «To be, or not to be», вложенные в уста горемычного принца Датского, звучат и сейчас потрясающе актуально, и от финала этой беседы Гамлета с самим собой мурашки по коже. А каково было тогда юной Офелии?
«…Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа»
В общем, к чему это я всё вела? Великое благо, дорогие друзья, что в современном мире женщины могут сами выбирать, в каком замке жить, какого принца любить и за кого молиться.
Поэтому имя у нового подвеса, что сегодня появится в каталоге «Другая судьба Офелии». Помнить традиционное средневековое течение женской судьбы и радоваться, что у нас уже всё иначе.
В этом подвесе есть всё: волны реки — крылья ангела — круглая буковка О, как поющий рот — волосы в воде — камень характера… И много воздуха и свободы!
Да, и спасибо Шекспиру за тень и мрак, на фоне которого ярче чувствуется свет надежды!
Елена Маслова
На заставке к новости — фрагмент чудесной картины Врубеля,
здесь Офелия жива и наиболее похожа на ту девушку, что я себе представляю.)
galady
Ср, 20/10/2021 - 10:19
NataRIDNA
Ср, 20/10/2021 - 10:24
larisa-shpakova
Ср, 20/10/2021 - 10:29
Svetlana1707
Ср, 20/10/2021 - 10:32
Nifli
Ср, 20/10/2021 - 10:32
galina_К
Ср, 20/10/2021 - 10:38
Natasha Dziuba
Ср, 20/10/2021 - 10:57
Kitty04
Ср, 20/10/2021 - 12:44
Оринго
Ср, 20/10/2021 - 13:29
Янка Лекич
Ср, 20/10/2021 - 17:15