Винная дегустация — необычное, почти магическое действо, наполненное новыми знаниями и свежим опытом. Она расширяет наш кругозор и знакомит с непривычными вкусами — об этом знает каждый, кто соглашается на неё. А что, если до самого финала дегустации о вине на ней вы не будете знать ничего?
Когда мы дегустируем вино (да и любой другой алкогольный напиток), на наше восприятие влияет множество факторов: страна и регион, информация с этикетки, статус, престиж, а для некоторых даже — тип пробки! А уж когда сомелье рассказывает об особенностях производства, нотах аромата и вкуса — эти самые ноты сразу становятся слышны и понятны, и вино как будто становится интереснее и вкуснее… Так работает наш мозг. Отстраниться от ярких картинок и впечатлений, которые он нам рисует на основе услышанного и увиденного, бывает сложно. Для этого и нужна так называемая «слепая» дегустация: когда вся базовая информация о вине скрывается до самого конца, кроме цвета, аромата и вкуса. Оценивать вино не мешает ничего, а наоборот — это самое «ничего» здорово помогает.
Первое правило «слепой» дегустации — рассказать о «слепой» дегустации.
Самому для себя приготовить такую сложно, ведь необходимо подобрать вино и оформить всё так, чтобы бутылки нельзя было отличить. Потому лучше организовать её для друзей или записаться на организованную кем-то.
Второе правило — все вина равны, хоть и кажется, что некоторые «ровнее».
Очень важно, чтобы никакая информация о винах, кроме самой общей, не была оглашена до финала дегустации — иначе это помешает чистому восприятию. Конечно, если тема, например, сорт шардоне — то некоторые характеристики этого сорта будут ожидаемыми, но раскрывать полную информацию нельзя. Также для дегустации вина нужно заранее охладить, открыть (игристые, если они есть в сете, закрыть вакуумными пробками) и спрятать в одинаковые непрозрачные мешочки с порядковыми номерами. На дегустационных листах для участников должны быть написаны порядковые номера, напротив которых нужно будет записать впечатления от вин. Бокалы подбираются универсальные, в которых одинаково хорошо раскроются игристые, белые, розовые и красные вина. Обязательно наличие чистой воды: она нужна для обновления рецепторов перед каждым новым экземпляром.
Третье правило — положиться на «что-то из ничего».
Итак, перед вами дегустационный бокал с неизвестным вином. Теперь предстоит с ним познакомиться в несколько этапов. Сначала оцениваем цвет и плотность: многие для этого наклоняют бокал над белым листом бумаги, чтобы лучше рассмотреть оттенок. Матёрые сомелье при таком осмотре могут даже определить сорт винограда, из которого сделано вино! Но нам с вами это не обязательно: достаточно субъективной оценки.
Далее так называемый «первый нос»: нюхаем вино, не колыхая его в бокале, и слушаем свои впечатления.
Затем «второй нос»: бокал сперва нужно слегка покрутить, чтобы аэрировать вино, насытить его кислородом (и по пути постараться не расплескать), а затем снова понюхать. Вы можете удивиться, ибо ноты аромата после аэрации изменятся, раскроются, станут богаче и понятнее. После делаем первый глоток: можно даже «пожевать» вино, чтобы охватить все области рецепторов, которые отвечают за разные вкусы. Одного глотка, как правило, мало, потому лучше сделать ещё несколько, чтобы охватить все возможные ноты и услышать послевкусие.
Если у вас в дегустации есть ещё и еда, то сначала делаем глоток вина, чтобы услышать его чистое звучание, затем пробуем блюдо, а потом ещё глоток — после блюда, и слушаем, как изменилось вино. Получается, что во время дегустации с гастросопровождением мы фактически не закусываем вино, а запиваем еду. Все впечатления и ноты, которые вы нашли, заносятся в дегустационный лист. Иногда требуется поставить ещё и субъективную оценку — так в финале будет легко по общим баллам узнать, какое вино было для вас и для остальных участников самым лучшим.
Чтобы добавить пикантности, нередко практикуется использование чёрных бокалов: они полностью непрозрачные, чтобы нельзя было определить даже цвет и плотность вина! Тогда остается ориентироваться только на свои ощущения, а потом удивляться новому опыту и неожиданным винным открытиям. Ведь когда раскроются карты (точнее, винные этикетки), может оказаться, что некоторые вина очень даже ничего — в самом хорошем смысле этого слова. В финале дегустации все мешочки снимаются, впечатления сравниваются, и становится понятно, какие вина понравились больше, из каких регионов, какого винограда и какой цены.
Высокая цена, кстати, далеко не всегда залог популярности вина среди участников дегустации: на моей памяти скромный каберне совиньон из ЮАР оказался богаче своих более дорогих собратьев из других стран, а скромная розовая кава почти единогласно победила три экземпляра кавы категории Gran Reserva — каждая из трёх с выдержкой более тридцати месяцев!
Для такой «слепой» дегустации можно использовать множество тем: выбрать вина из одного сорта винограда, но из разных стран и регионов; вина одной страны, но разных сортов и от разных производителей; вина одного региона, но совершенно разные по характеру. Можно подобрать только белые, только розовые, красные или игристые; сравнить вина с выдержкой и без; противопоставить моносортовые вина и купажи. Что бы вы ни выбрали, это всегда будет удивительный опыт и множество положительных впечатлений буквально из ничего!
Приятных вам дегустаций!
Алёна Минакова для Оринго
Summer
Втр, 27/07/2021 - 13:04
Lika
Втр, 27/07/2021 - 14:37
Натали
Втр, 27/07/2021 - 15:45
Minakova
Ср, 28/07/2021 - 09:22
Minakova
Ср, 28/07/2021 - 09:24
Minakova
Ср, 28/07/2021 - 09:29
Yul0k
Ср, 28/07/2021 - 13:40