Мы с вами уже познакомились с определением этого слова, и знаем, что оно включает в себя не только не только исключительность и неповторимость, но и предназначение для кого-либо или чего-либо одного. Такое, казалось бы, понятное значение — но давайте посмотрим, что сделало с ним медийное пространство, в котором мы с вами сейчас живём.
Понятие «эксклюзив» за десятилетия развития рекламы в ХХ и ХХI веках было размыто и вывернуто наизнанку: «эксклюзивно только у нас», «эксклюзивно привезено из», «эксклюзивный материал» (идет ли речь о ткани или об интервью). Спекуляция этим термином в рекламных текстах и слоганах на сегодня привела к тому, что оно попало в область так называемой «рекламной» или «баннерной» слепоты. Это феномен в маркетинге, когда потребитель не воспринимает (не видит и не обращает внимание) определенную рекламу. Так в нас уже не вызывают трепета слова «оригинальный», «уникальный», «лучший», даже «превосходный» — они не цепляют больше душу и не рассказывают, чем же на самом деле хорош продукт. Возможно, когда-то «сенсационный» и «удивительный» работали на наше восприятие, но не в современном медийном пространстве.
Подобрать громкий пример настоящего эксклюзива проще всего, пожалуй, из мира моды: знаменитая сумка Birkin от Hermès была создана специально для актрисы Джейн Биркин, в единственном экземпляре, и хотя узнаваемая форма повторяется, каждая сумка Birkin делается преимущественно вручную одним человеком. Чтобы получить ее, нужно записаться в очередь, которая может продлиться до 5 лет — зато все условия эксклюзивности будут соблюдены, это будет только ваша сумка, созданная именно для вас.
Кстати, именно так немалый вклад в изменение понимания этого термина вложили и всемирно известные бренды (и не только дома моды, но и ювелирные, и парфюмерные дома) — постепенно и прочно поселяя в наших головах уверенность, что эксклюзивная вещь будет дорогой и почти недосягаемой.
Термин был изъезжен, словно сельская дорога после проливных дождей, и в нем безнадежно увязли одновременно как действительно единичные, искусно созданные вещи, так и массово штампованная чушь, пытающаяся прикрыться громким словом. Ювелирные произведения искусства и гипсовые сувениры с приморских лотков в одном котле.
Таким образом, мы с вами подошли к интересному тезису: сегодня мало сказать «эксклюзив» на ту вещь, которая таковой не является. Эту самую «эксклюзивность» нужно показать и доказать терминами, доступными нашему пониманию, и очищенными от шелухи рекламы.
Настоящий эксклюзив — это не просто вещь в единственном экземпляре. Это идея, мечта и их воплощение через мастера. Это передача движений чужой души, воплощенная в предмете, украшении, аромате, слове. Это желание передать частичку себя в чем-то уникальном другому человеку — и часто определенному человеку! Иногда сами мастера выбирают, кому перейдет их дар, кому он принесет больше счастья. Именно поэтому сейчас хочется обращать внимание на работы не всемирно известных, но преданных делу и тонких мастеров: они создают вещи, которые действительно не повторяются, и восхищают души своей красотой. Когда мы говорим, что это эксклюзивно — именно такой смысл мы вкладываем в свои слова и украшения. Остается только радоваться, что в наш век маркетинга и глобализации истинное искусство и эксклюзив существуют и находят своих ценителей.
Завершая эксклюзивную неделю, хотим спросить: а как вы определяете понятие "эксклюзив"?
Какая вещь имеет право так именоваться?
Алёна Минакова для Оринго
Mawytka
Вс, 19/07/2020 - 19:52
Анастасия Оринго
Пнд, 20/07/2020 - 12:31