Узор бута, он же пейсли, он же турецкий огурец, он же слеза Аллаха и даже персидский кипарис... В день, посвящённый путешествиям на Восток, хочется направить прожектор лампы на коллекцию, которая была и остаётся любимой и важной, но почему-то мы редко уделяем ей отдельное внимание.
Миндалевидный узор с загнутым кончиком мне всегда напоминал восточную туфлю с иллюстрации к "Тысяче и одной ночи". Там у толстых султанов и прочих визирей и беев были именно такие мягкие тапки. Правильно этот узор называется "бута", самое древнее упоминание его обнаружили лет за двести до нашей эры на территориях современного Ирана и Ирака.
В Европе (теперь, по большому счёту, и во всём мире) благодаря модной индустрии прижилось название "пейсли" - в семнадцатом-восемнадцатом веке узор привезли с собой британские колонизаторы Индии, и новым экзотическим рисунком стали разукрашивать ткани. Город Пейсли в Шотландии в то время был главным центром производства дешёвых тканей в Великобритании, так что с бута произошло то же, что и позже - с подгузниками, переименованными в памперсы, или копировальными аппаратами, раз и навсегда ставшими ксероксами. Под названием "пейсли" узор распространился по всему миру, став невероятно модным.
У нас же принято называть этот орнамент турецкими огурцами. Начиная с восемнадцатого века, он встречается на шалях и платках русских барышень. Вначале изделия были привозными, с Востока - а с Востоком у нас тогда плотнее всего ассоциировалась Турция. Со временем его набивку освоили и в Российской империи. А что касается овощной терминологии - так это сейчас мы привыкли к красивым ровненьким огурчикам, а когда-то самой традиционной формой не знавшего особой селекции огурца и была такая, как на рисунке: с толстым раздутым концом с одной стороны и слегка уже подвявшим и скрутившимся - с другой. Вы наверняка видали такие пейслиобразные огурцы на дачной грядке
Персидский (иранский) узор больше всего прижился в Азербайджане. Азербайджанская культура вообще теснейшим образом связана с персидской, в своё время они развивались в одной персидско-исламской цивилизации. Знаменитая Девичья башня в Баку относится к периоду правления иранской династии Ильдезигидов. Персидский писатель Низами Гянджеви жил как раз в это время на территории Азербайджана. Бута здесь - практически национальное достояние: орнамент украшает ковры и ткани, им декорируют архитектурные ансамбли, девушки носят роспись хной с этим мотивом. Национальный головной убор кялагаи (платок из шёлка с набивным рисунком), украшенный узором бута, входит в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В руках мастера - галиб (печать для нанесения рисунков на кялагаи)
Старинные кялагаи на выставке в Баку
Собственно, то, что Азербайджан - бывшая союзная республика, в том числе способствовало распространению узора у нас на родине. В Европе же второе рождение пейсли состоялось благодаря культуре хиппи. Увлечённые Востоком, Индией, буддизмом и местными духовными практиками, дети цветов искренне приняли символику этого узора. Яркие, задорные пейсли как нельзя лучше выражали силу их молодости, брызжущую энергию и кипучую жажду перемен. А продлил этот модный праздник Джиммо Этро, производитель тканей, увидевший в 1981 году чудесный расписной кашемир и сделавший его своим отличительным знаком.
Идея завораживающей коллекции украшений "Шанти", в основу которой лёг узор бута, появилась более шести лет назад. Елена Маслова рассказывает об этом в своём блоге так:
"Началось рождение коллекции с формы, которую мои мама и бабушки называли "турецкий огурец". Когда-то давно обратила внимание, что половина моих цветных вещей украшена весёлыми огурцами, заинтересовалась орнаментом и обнаружила, что это всё производные от "буты", которую в Европе начали именовать "пейсли". Нити судьбы продолжали переплетаться, мне подарили духи "Etro Paisley" и роскошный шарф того же бренда, а немного позже, в 2013 году я обнаружила, что уже рисую эти орнаменты постоянно. Время пришло и весь 2014 год шла работа над коллекцией, которая вначале не имела своего имени..."
Каждое украшение в коллекции - это серебряный ажур, в переплетениях которого скрыт важный смысл. В названии орнамента, который с санскрита переводится как "огонь", - очистительная сила пламени. А его каплевидная форма напоминает о живительной воде. Кроме объединяющей формы пейсли, в серебре легко увидеть и другие природные, растительные мотивы. Некоторые востоковеды считают, что в изображении зашифрован кедр, который посадил Зороастра в раю. Согнутое, но не сломанное дерево - признак силы, но не агрессивной, а мягкой и упрямой. Возможно, поэтому бута сейчас - узор скорее женский, нежели мужской, хотя в древнем Кашмире шелковые платки носили и мужчины. Я думаю, это скорее потому, что шёлк, как и прочая роскошь, всегда был признаком богатства, а демонстрировали его обычно гордые восточные мужчины. Сейчас же серебряное украшение на женской руке или шейке не должно никому ничего доказывать - оно может быть скромным или роскошным, раскрашенным самоцветами или универсально-гладким... Вообще, восточные рисунки потрясающе многослойны и разнообразны, рассматривать их, как и рисовать, подобно мягкой арт-терапии, умиротворяющей энергию и наполняющей покоем.
Название у коллекции появилось не сразу, но слово "Шанти" действительно то самое. Шанти с санскрита - покой, умиротворение, а мантра Шанти - одна из самых распространённых. Шанти - про нахождение в балансе, про тонкий шёлк ежедневного бытия в гармонии с собой и окружающими, про вдохновение и энергетический обмен с миром.
Разделяете вы восточный взгляд на мир или нет, украшения из коллекции "Шанти" порадуют вас и привнесут с собой немного тишины. Коллекция, которая была задумана в тяжелом 2014 году, наполнена искренним желанием мира, всеобъемлющей любви. И сейчас, в сложном, непредсказуемом 2020 мы снова возвращаемся к ней, чтобы зарядиться от неё энергией - и дополнить её. Ведь энергию нельзя просто отдать или получить, ею можно только обмениваться.
Сегодня в каталоге появились новые украшения с важным, глубоким значением, причём самые что ни на есть восточные - браслет и анклет "Шанти".
Совсем скоро высохнут лужи, пригреет уже не по-весеннему, а по-летнему солнце, и мы обязательно сможем прогуляться по речному или морскому песку, по росистой траве, по нагретой земле, звеня серебром на щиколотках. Станцевать в лучах розового заката, раскидывая шелковый платок на ветру. Протянуть руки к ночному костру, звякнув браслетами на загорелом запястье. Будут дни и ночи, наполненные покоем и теплом. Потому что жизнь продолжается, горит огонь и течёт вода. Ом Шанти Шанти Шантихи.
Анастасия Оринго
-------
Леотон
Пнд, 27/04/2020 - 18:53
SvMyrena
Пнд, 27/04/2020 - 21:49
Эрикола
Втр, 28/04/2020 - 11:34
Эрикола
Втр, 28/04/2020 - 11:36
grnt
Втр, 28/04/2020 - 13:44
grnt
Втр, 28/04/2020 - 13:53