Оринго фотохостинг

ЗАДАТЬ ВОПРОС

 
Ювелирный дом Оринго
0800-759-550
(бесплатные звонки)

Эстет, сумасброд, модник

Да, сегодня поговорим об Оскаре Уайльде, литераторе викторианской англии. Этот ирландец - один из ключевых персон европейского модернизма, чрезвычайно оригинальный человек с особенными взглядами на искусство и жизнь. Что мы о нём знаем?..

348eff6142981cdc658a1f9b0e4c8dd8.md.jpg

 

"То, что действительно нужно знать, не растолкует никто".

Оскар родился в 1854 году в Дублине. Его отец был врачом и носил титул сэра, а кроме этого писал труды по фольклору и занимался благотворительностью. А мать увлекалась литературой и искренне хотела привить эту любовь и детям. Леди Уайльд считала, что ведёт свой род от Данте Алигьери. До девяти лет Оскар получал образование дома, изучая два языка (немецкий и французский), а позже пошёл в Королевскую школу Портора неподалёку от Дублина и окончил её с золотой медалью. По окончанию школы он получил стипендию на учёбу в Тринити-колледже, что было наградой за успехи в учёбе. В колледже Оскар решил изучать античную историю и культуру - ещё одна страсть его матери, которую он разделял. Именно в колледже начинают формироваться его эстетические принципы, он учится искусству иронии и самоиронии, постепенно приобщаясь и к культуре денди.

После Тринити-колледжа был Оксфорд, и лучшего образования для молодого человека того времени нельзя было и желать. Именно во время учёбы в одном из Оксфордских колледжей Уайльд окончательно избавляется от ирландского говора, и теперь его речь ничем не отличается от чистейшей речи английских аристократов. Однокурсники не очень любили Оскара, которому удавалось выделяться из общества, не прилагая к этому особых усилий, но их одобрения он не искал. Да и лекции частелько прогуливал. В тот период его больше привлекает компания Джона Рёскина и других преподавателей университета. Именно такая компания отвечает его развитию и потребностям в приятном общении. Кстати, примерно в это время к нему приходит первый литературный успех - Ньюдигейтская премия за поэму "Равенна".

a71eaee6b32c4728a7c5b9c58e5d09a4.md.jpg

 

"У меня очень непритязательный вкус - мне достаточно самого лучшего".

В 1878 году мистер Уайльд переезжает в Лондон, наиболее подходящее место для такого человека как он. Здесь он сразу привлекает всеобщее внимание своим внешним видом. Представьте себе мужчину, одетого в куртку с бахромой, зелёным галстуком на белой рубашке, атласные брюки - до колен!, чёрные чулки и лакированные туфли. На голове у него берет, а в петлице подсолнух или лилия. А теперь вспомним, что это же Оскар Уайльд с его природным обаянием, острым умом и неизменным юмором. Конечно же, он моментально становится популярен в столице! На него рисуют карикатуры, сочиняют забавные песенки, критикуют и восхищаются... "Карикатура — всего лишь дань, которую посредственность уплачивает гению", - комментировал Уайльд. Когда молодого человека зовут в гости, то он просит первым делом опустить шторы, чтобы он не видел вульгарности предвечернего солнца, а после - сменить сервировку, так как рисунок на посуде дисгармонирует с обоями. Вопреки всему, его не выгоняют, а приглашают прийти снова, а наутро весь Лондон уже судачит о его выходках. Он был влюблён в драгоценности и выбирал их в соответствии с погодой, настроением и временем года - как и любимые им цветы. Однажды его в шутку назвали минералогом и ботаником в литературе - однако Оскар совершенно серьёзно поправил: "Я скорее ювелир и цветовод". Он часами мог любоваться красотой украшений, сиянием жемчуга в бархатной коробке, с удовольствием приобретал и носил драгоценности, хорошо в них разбирался. Кольца и браслеты таили в себе целые миры, которыми он без устали восхищался. Да и вообще Оскар очень любил всё красивое, роскошное: небольшую комнатку в Лондоне он застелил мягкими коврами, расставил там вазы, минералы, развесил картины.

0e57984b0d1bbcc8fba9f6ce53f3df22.md.jpg

На фото: кольцо "Ханами. Новая весна"

 

Уже через несколько лет выходит его первый сборник стихов, а сам автор уезжает читать лекции в Америке. На вопрос таможенника о багаже, подлежащем декларации, он ответил: "Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности!" За американскими гастролями своего любимца следит весь Лондон, да и вся Британия, о нём всё время пишут газеты. Уайльд не стеснялся ни смелых выражений, ни изящных ответов прессе, ни откровенной саморекламы. Американцы восхищались его речью и дикцией, связностью мыслей, идеями и находками. Покорив Америку, он уезжает в Париж, чтобы там свести самое тесное знакомство с Верленом, Золя, Гюго, Малларме... О, если бы звукозаписывающие устройства изобрели хоть немного пораньше!

81105663ba82f683588db85f24d02a35.md.jpg

 

"Опытом люди называют свои ошибки".

В неполных тридцать лет Оскар Уайльд решает остепениться и женится на Констанс Ллойд. Становится отцом двух сыновей, которых они называют Сирилом и Вивианом. Для них Оскар выдумывает множество сказок, которые позже выпустит двумя сборниками. Осев в доме, где тепло и всегда есть еда, он не теряет желания творить и быть успешным автором. Редактирует журнал "Женский мир", выпускает рассказы, например, знаменитое "Кентервильское привидение". И пишет единственный роман среди многих произведений малых форм, но зато именно он приносит Уайльду оглушительный успех.

В 1890 году он выпускает свой "Портрет Дориана Грея", и, с одной стороны, роман был более чем благосклонно принят читателями. Но, с другой стороны, читатели - это ещё не всё. Критики выпускают разгромные рецензии, в которых обвиняют мистера Уайльда в отсутствии морали. В ответ мистер Уайльд называет их лицемерами. "Прошу сделать мне одолжение - передать эту книгу вечности, которой она принадлежит", - вот так пытался урезонить критиков автор. Эта борьба заканчивается тем, что роман перевыпускают через год со значительными изменениями, а в предисловии к нему Оскар Уайльд пишет о том, как он видит направление, в котором работает и которое, по сути, сам и создал - эстетизм. По сути, это такое британское ответвление декаданса, провозглашающее искусство ради искусства.

dd1c2be6bf976964893fd31cb48e5ef1.jpg

 

Дальше - больше. Уайльд публично выражает мнение, что человек не создан для "копания в грязи" и отвергает идею брака и частной собственности, провозглашая солидарность с идеями социализма. Он мечтает о временах, в которых не будет бедных и богачей, а счастье будет доступно любому из живущих. В литературе это - уайльдовский драматический период. После премьеры первой своей пьесы он вышел на сцену, закурил, а после произнёс: "Дамы и господа! Вероятно, не очень вежливо с моей стороны курить, стоя перед вами, но… в такой же степени невежливо беспокоить меня, когда я курю". Надо сказать, зал пришёл в восторг от такого обращения. 

В это же время происходит событие, повлиявшее на дальнейший ход жизни Оскара Уайльда - знакомство с Альфредом Дугласом. Сын маркиза Куинберри искал общества писателя и сумел такового добиться. Они становятся близкими друзьями, появляются на публике вместе, вступают в переписку. Сплетники приписывают им роман, а Альфред становится жертвой шантажистов. Волнуется и жена Оскара Констанс... Но вместо того, чтобы разорвать отношения, мужчины уезжают в заграничную поездку, только подогревая слухи.

В конце концов вмешивается отец Альфреда, который хочет защитить имя сына, которое на устах у всей столицы. Что там будет с Уайльдом, для него неважно, ведь личные увлечения эпатажного писателя могут быть какими угодно. Сначала он пытается поговорить с Оскаром, но результата не добивается. Тогда решает передать ему записку с оскорблением, давая повод подать в суд на клевету. И вспыльчивый Уайльд поддаётся на эту провокацию, обвиняет маркиза в суде, но получает в ответ встречный иск: маркиз просит суд разобраться с Уайльдом на основании показаний свидетелей и личной переписки. Писатель решает защищать себя самостоятельно, надеясь на собственное красноречие. Надо сказать,что защита действительно была остроумной и красивой, но чисто юридически совершенно бессмысленной. Уайльд понимает, что события развиваются не в его пользу и отзывает иск. Но процесс уже запущен. Маркиз советует бежать из Англии, как сделали до этого несколько их общих знакомых... Оскар отказывается, и его арестовывают по обвинению в нарушении норм общественной морали. Суд присяжных признал его виновным и приговорил к двум годам каторги. В заключение судья позволил себе высказаться: "Это самое дурное дело, в каком я участвовал". Осуждённый писатель ответил: "А я?.."

f8594407a4033ad3ff5c18f0cff1c619.jpg

 

"Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую".

От заключённого Уайльда отвернулись все: поклонники, друзья, родные... В Редингской тюрьме он страдал от недоедания и холода, мучился одиночеством и бессонницей. А ведь каторга - это ещё и работа: приходилось шить мешки и мять паклю. Особенно тяжело ему было без книг. Со временем удалось выбить разрешение на чтение религиозной и исторической литературы, но характер уже был безвозвратно надломлен лишениями и позором. Подавленного Оскара дважды посещает жена: в первый раз сообщает о смерти горячо любимой им матери, а во второй раз приносит бумаги на единоличную опеку над детьми. Потом Констанс меняет фамилию себе и сыновьям и уезжает в провинцию, а после заграницу.  

Из тюрьмы Оскар Уайльд выходит банкротом: книги больше не издаются, пьесы изъяты из репертуара, ни одна газета не хочет видеть его своим сотрудником. А ведь когда-то его журналистский талант был признан самим Бернардом Шоу! Уайльд не находит в себе сил вернуться в Лондон и едет в Париж, сменив имя на Себастьян Мельмот (Мельмот - герой романа Чарльза Метьюрина, его двоюродного деда). Жена регулярно пишет ему и присылает деньги, но встречаться не соглашается. Находясь в Париже, он создал своё последнее крупное произведение - "Баллады Редингской тюрьмы", под которым вместо имени поставил тюремные инициалы. Также он направляет в правительство "Акт о тюрьмах", на основании которого впоследствии, ещё при жизни автора, были изменены условия содержания заключённых. 

Травма уха, которую Уайльд получил в тюрьме, привела к инфекции, вызвавшей менингит. От этой болезни и скончался Оскар Уайльд в 1900 году, в парижском изгнании. Незадолго до обострения болезни он сказал, что не переживёт девятнадцатый век: "Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия". Похоронили его изначально на небольшом кладбище Баньо, а через 10 лет прах перенесли на престижный Пер-Лашез.

9756ebaf19cc1f14033c718c3ac26fdf.md.jpg

 

К персоне Уайльда можно относиться по-разному. Но к творчеству... Это удивительный пример того, как человек, влюблённый в искусство, самозабвенно его творил. Он считал, что искусство способно сблизить людей, дать им опору, надежду. Известно его выражение: "Мы не будем вести войну против Франции, потому что проза ее совершенна".  Совершенна ли проза самого Уайльда? Не знаю. Думаю, здесь как с драгоценными камнями: даже самый чистый алмаз может быть скучным, в то время как кусок обычной породы вдруг раскрывается удивительными красками и живописью узора. Знаю только то, что о ней нужно сложить собственное мнение. А каково ваше?

 

Анастасия Оринго оринго 2

gillyflower
Сб, 22/02/2020 - 22:16

Спасибо за акценты биографии! Для себя давно решила, что жизнь творца - это одно, а его творчество - совершенно другое, и вовсе они не обязательно должны подкреплять впечатление друг от друга. Да какое мне дело, какие отношения были у этого невероятного писателя с мужчинами, если он писал "никакая услуга не низка, никакая забота не мелка ради того, кого любишь" (Женщина, не стоящая внимания), а еще "когда мужчина перестает говорить приятные слова, у него и мысли меняются соответственно" (Веер леди Уиндермир), а вообще, как бы там ни было, "любовь, а не немецкая философия, - основа жизни" (Идеальный муж). Безусловно, такой человек вряд ли смог бы ограничить свой мир женой и детьми, тем более имея возможности к элегантной эпатажности, но вышепреведенные цитаты, как по мне, дают основания предполагать, что он все же ценил (и, безусловно, по особенному любил) Констанс, да и она понимала уникальность мужа, не отказавшись от него (не было развода, была финансовая поддержка), но и не идя на поводу у эмоций встреч, а оставив вечности чувства, завесу над которыми приоткрывают пьесы и поэзия автора, история которого подтвердила, что "поступки - первая трагедия жизни, слова - вторая" (Веер...).
Little Lynx
Пнд, 24/02/2020 - 00:27

Уайльда обожаю (давно), говорить о нем могу долго (но не буду))) Скажу только одно: при всем нарочитом эпатаже и - временами - напускном цинизме Уайльда, подлинной основой его творчества является доброта, подлинной сутью - простые истины, завернутые в блестящую мишуру острот и парадоксов (а в сказках - высказанные со всей откровенностью). Он был хорошим человеком. И замечательным писателем:)