Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Где небом кончилась земля...

Небо всегда было для человека средоточием и воплощением высокого, божественного; противопоставленное низкой, повседневной, профанной земле, оно неизменно воспринималось как нечто далёкое и прекрасное. И сегодня мы поговорим о том, как небесную красоту воспринимали и отражали в своих творениях художники. Ведь это только кажется, что нарисовать небо – проще простого: знай, закрашивай синим, и всё. На самом же деле у неба в живописи долгая и интересная история…

А наверху — там тишина бездонна,

там пьет она по каплям сладкий сок

из колокольной грозди перезвона,

украсившей небесный потолок.

Р. М. Рильке

Любопытно, что, несмотря на восприятие неба как средоточия всего священного и прекрасного, художники долгое время его практически «не видели». На античных фресках небо выступает не более чем декорацией; на средневековых миниатюрах его нет вообще – все персонажи помещены на некий нейтральный фон, который, как правило, даже закрашивать не утруждались. Впрочем, это можно объяснить: античным художникам куда интереснее были сюжет и персонажи, на которых смещалось основное внимание, а средневековые изображения были преимущественно иллюстративного характера. Иными словами, средневековый миниатюрист рисовал не столько картину, сколько что-то вроде комикса, «пересказывающего» текст. С таким прагматичным подходом, ясное дело, не до символизма – на небо и смотреть-то особо некогда, не то, что рисовать.

81d1c30d0de01c8673d9d16f0a8f889e.md.jpg

 Фра Беато Анжелико "Благовещение". Неба нет, но зато какие прекрасные крылья у ангела!

 

Первым на небо обратил внимание итальянский живописец Джотто ди Бондоне, творивший в начале 14 в. – самое начало эпохи Возрождения. На его фресках впервые нейтральный фон сменяется лазурной синевой. Джотто вошёл в историю как мастер живописных экспериментов – например, он первым стал использовать в своих работах светотень и перспективу для создания эффекта трёхмерности. Перемещение персонажей фрески на фон «почти настоящего» голубого неба – ещё один эксперимент мастера. Впрочем, у Джотто небо всё ещё оставалось не более чем фоном и даже не особенно прописывалось. Однако тон для будущих последователей он определённо задал.

a734cf68aaa1a44c2fda9c939d6d4776.md.jpg

На фото: комплект "Цвета неба"

 

Чем больше набирало силу Возрождение, тем чаще смотрели художники вокруг себя – и вверх, и закономерно задумывались о связи человека и природы. С начала 15 в. их начинает интересовать не только сюжет картин, но и пейзаж на них. Фон на полотнах постепенно оживает, становится интересным и разнообразным. На картинах итальянского мастера Сассетты можно видеть, как художник превращает пейзаж из условной декорации в полноценный действующий элемент сцены.

Особенно хорошо это видно на его работе «Шествие волхвов». Торжественная процессия уже не чинно и благородно шествует по прямой, как это было бы у средневекового художника, а движется сверху вниз, спускаясь со вполне себе реального заснеженного холма. На заднем плане – другие холмы, серо-зелёные, неприветливые, поросшие редкими голыми деревьями (а как ещё в разгар зимы?). А сверху, над процессией – ярко-синее, светлеющее к краю небо, по которому тянется стая птиц.

799e78fe02a008ab02c1ec69b45bac55.md.jpg

«Шествие волхвов». Обратите внимание на Вифлеемскую звезду на переднем плане, делающую картину несколько сюрреалистичной.

 

Глядя на эту картину, так и хочется завернуться в тёплый плащ и глотнуть горячего вина. Впрочем, при всех претензиях на реалистичность и узнаваемость пейзажа, символическое противопоставление земной обыденности и небесного великолепия передано очень выразительно: только сравните эти грузные серые холмы с небом, словно сияющим изнутри!

Кстати, Сассетта практически на всех своих картинах рисовал небо именно так – с растяжкой цвета, невзирая на изображаемый сезон и время суток. У него даже облака с растяжкой. Не исключено, что в такой манере изображения действительно крылся некий символизм…

Но по-настоящему художники развернулись в эпоху Высокого и Позднего Возрождения – а это весь 16 век. В это время пейзаж окончательно перестаёт быть «статистом» в картине и начинает действовать на равных – а иногда и выходит на первый план, затмевая героев. Практически идеальный пример картины, в которой небо «переигрывает» людей – работа Джорджоне «Буря».

332b566379431228cbe04d55a0b68d2e.md.jpg

 

Очень загадочная картина. Никто не знает, когда Джорджоне написал её и для кого. Никто не знает даже, как она изначально называлась – «Бурей» её окрестили намного позже. Но самая большая загадка – сюжет картины. Множество исследователей пыталось понять, что же тут всё-таки происходит. Предполагали, что художник изобразил миф о Венере и Адонисе, рождение Аполлона, рождение Диониса и даже нахождение Моисея! Но несмотря на все попытки учёных, искусствоведов и простых зрителей, «Буря» всё ещё хранит свои тайны, и, пожалуй, единственное, что можно сказать с точностью – что одним из главных действующих «персонажей» на картине является небо.

Тёмные, клубящиеся облака разорваны молнией и словно освещены ею изнутри. Всё небо пребывает в стремительном, беспокойном движении и кажется, что вот-вот вырвется за пределы картины навстречу зрителю. Тень тьмы и отблески света падают вниз, на землю – однако земля удивительно спокойна: и она, и герои словно готовы встретить что-то великое и пугающее. Недаром некоторые исследователи находят в картине мистический смысл и видят в ней отражение четырёх аристотелевских стихий. Глядя на это изображение, можно почувствовать тяжесть плотного, заряженного грозой воздуха – и твёрдо увериться, что такая картина просто не может изображать простую бытовую сцену.

3d53dafe11bbefcb6c4715c03fa3770e.md.jpg

На фото: серьги "Летний дождь" с кубическим цирконием

 

Ещё один великолепный «мастер неба» - уникальный художник Эль Греко (вообще-то его зовут Доменикос Теотокопулос, а «Эль Греко» - прозвище, означает «грек»). Удивительный мастер, он на машине времени попал в двадцатый век и привёз к себе домой в шестнадцатый кубизм и экспрессионизм. Серьёзно. Посмотрите на его картины и поймёте, почему в родной эпохе его не очень жаловали – путешественникам во времени часто не везёт. Откуда он взял такой стиль – загадка для всех искусствоведов мира.

Его пейзаж «Вид Толедо» просто фантастичен – это самый настоящий экспрессионизм, экзальтированный, «на грани», с обнажёнными нервами. Тёмное грозовое небо, освещённое изнутри всполохами молний, кажется, вот-вот закрутится в спирали ван-гоговой «Звёздной ночи». Резкие, беспокойные мазки судорожно схватывают стремительное движение облаков – и кажется, вместе с ними приходит в движение всё мироздание. Электрическая напряжённость картины видна во всём – от теней на белоснежных стенах города до ослепительных вспышек в разорванных тучах. И совершенно точно можно сказать, что небо здесь – главный герой.

c9ddf6b9a2062690f98e887b1dd2a94b.md.jpg

«Вид Толедо». Да, это 1600 год.

 

А что же было за пределами Италии и Испании? Как изображали небо в других странах, с другими живописными традициями?

Всем нам известно, что, помимо итальянского Возрождения было ещё и Возрождение северное, расцветшее пышным цветом в Нидерландах и подарившее миру крайне необычную и в чём-то противоположную Италии эстетику быта, повседневных зарисовок, приглушённых цветов и многочисленных аллегорий, скрытых за самыми обычными вещами.

Северное Возрождение наступило несколько позже итальянского, а предтечами его можно считать триаду талантливейших художников, творивших в первой четверти 15 века –братьев Лимбург, Поля, Эрнана и Жана. Братья специализировались на создании книжных иллюстраций-миниатюр. Им принадлежит немало прекрасных работ, но более всего их прославил «Великолепный часослов» герцога Беррийского и его потрясающие, во многом уникальные иллюстрации.

28c14b52ed11fc3ebae8c04b21e52c09.jpg

Миниатюра из "Великолепного часослова", "Август"

 

Герцог Жан Беррийский был не только политиком, но также книжником и любителем искусства. Он покровительствовал художникам, а братьев Лимбург за их талант выделял особо. Именно он заказал им создание рукописи, которая должна была стать жемчужиной его коллекции. В 1410 году братья приступили к работе.

Часослов, по сути своей – иллюстрированный календарь с указанием церковных праздников. Именно для этого он изначально и предназначался. Но очень часто создатели помещали в часословы и разные дополнительные сведения – заметки по астрологии, медицине, нравоучительные истории и много чего ещё, что превращало часослов из церковного календаря в настоящую мини-энциклопедию. Именно этим объясняется то, что многие иллюстрации братьев Лимбург довольно… своеобразны.

Взгляните на миниатюру, сопровождающую февральскую страницу часослова. Низкое, серое, давящее небо как нельзя лучше передаёт мрачное настроение долгой, суровой зимы. Эффект усиливается тем, что на этой иллюстрации небо занимает крайне мало места, сжимаясь до тонкой полоски. Холодной, унылой порой людям не до небесных красот… А медленно бредущий среди тяжёлой серости крестьянин – словно прообраз персонажей Брейгеля (в каком-то смысле так и есть).

aa696ac2db37e206d92ce137a114aeaa.md.jpg

Миниатюра «Февраль»

 

Но взгляните выше… Что это? Реалистичное серое февральское небо вдруг сменяется сияющей лазурью с россыпью звёзд. На этом сказочном небесном своде видны фигуры знаков Зодиака – Водолея и Рыб, а по центру величественно движется солнечная колесница, запряжённая крылатыми конями… Это календарная часть. Реализм иллюстрации сменяется прекрасным мифом – и отнюдь не христианского толка! Над современной братьям обыденностью торжествует красота античной сказки, и зимнее небо внезапно оборачивается нарядным лазурным сводом.

 49ac2b54b9774131a7f108a0df2dc0c8.jpg

Миниатюра "Декабрь"

 

Но разве сказочное, аллегорическое небо было только в работах братьев Лимбург? Разумеется, нет. Экспериментируя с ролью пейзажа в композиции, перспективой и светотенью, художники не забывали о символической роли небес и передавали её через изображения ангелов – божественных посланников.

Надо сказать, что ангелов в живописи начали изображать далеко не сразу. Первое яркое и выразительное такое изображение – Уилтонский походный алтарь английского короля Ричарда II. Это уже конец 14 века, художники уже вовсю пробуют себя в реализме, и ангелы на алтарной створке изображены под стать духу времени. С одной стороны, все они практически одинаково-идеальны, с другой – лёгкие движения, положения рук стоящих ангелов, экспрессивные жесты ангелов на переднем плане делают их живыми и выразительными. И обратите внимание на их небесно-лазурные одеяния!

940def4032ea2b77f5e073b46383090d.jpg

Уилтонский походный алтарь, правая створка. Ангелы на переднем плане указывают на короля Ричарда, оставшегося на левой.

0369a6d9a785c403318e6920a22b1e11.md.jpg

Детали - в эти лица стоит посмотреть

f94d45ce63f003dd25d686161eeefb55.md.jpg

На фото: брошь "Зимняя сказка" с зеленым аметистом. Брошь с оленем может быть не только у ангелов...

 

По мере того, как набирало силу Возрождение, всё более «очеловечивались» и ангелы на полотнах. Удивительно, но одну из наиболее жизнерадостных и выразительных сцен с участием ангелов написал мастер, непосредственно к Возрождению отношения не имевший, но каким-то непостижимым образом очень точно передавший его дух. Речь о немецком художнике Маттиасе Грюневальде, которого вообще-то относят к поздней готике. Но только взгляните на этих радостных музицирующих ангелов!

1fd803fae51ec77685a8cbff4033c7f2.md.jpg

Маттиас Грюневальд, «Прославление мадонны», фрагмент, 1512-1515 гг

 

А вот самый что ни есть итальянский ангел, отрешённо играющий на виоле. Это куда больше вдохновенный музыкант, чем строгий небесный посланник.

7016eb986bbd4ff78c189816da660238.md.jpg

Мелоццо да Форли. Ангел, играющий на виоле. Фрагмент фрески из церкви Санти Апостоли. 1477-1480 гг.

 

Ну а это просто прекрасно без лишних слов. Более «человечных» ангелов и вообразить нельзя! А какие замечательные у них диадемы!

2a76ea480fab0ea62de6365a8f8facfc.md.jpg

Братья ван Эйк. Поющие ангелы. Створка Гентского алтаря. 1422-1432 гг.

 

Говоря об ангелах, невозможно не упомянуть и путти – тех самых забавных и милых малышей с крылышками, которых мы привыкли (не совсем точно) называть херувимами. Они появились в работах художников Возрождения под влиянием изображений Купидона – верного спутника богини Венеры, шаловливого малыша с крыльями и стрелами. Переосмысление античных образов через христианское мировоззрение было свойственно всему периоду Возрождения – так что в гармоничном сочетании античных и христианских мотивов нет ничего удивительного.

f38fbc3b5dba177b426a6f1e8a8669a7.jpg

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. Фрагмент. 1513-14 г. Обратите внимание на бурное, живущее собственной жизнью небо на заднем плане

 

На этом мы завершим путешествие по небесным сферам. Лазурный свод над головой всегда привлекал взгляд и будоражил разум – и человек заселял небо богами и ангелами, превращая его в средоточие прекрасного. Вдохновлённый небом, человек творил красоту на земле – и сближал их в меру своих сил.

d9f0fce2197598a83438a3c346837db1.jpg

На фото: кольцо "Твой ангел" с опалом, индивидуальный заказ. Фото Натальи Кузьминичны (Наталья1985)

 

А какие картины с изображением неба (или его обитателей) числятся в списке ваших любимых? Делитесь красотой в комменариях!

Ольга Оринго

Нимфа
Ср, 01/07/2020 - 18:20

Сразу вспомнилась картина "Звездная ночь" Винсента Ван Гога. А потом на глаза попала ещё одна его работа "Звездная ночь над Роной".
Lenel
Ср, 01/07/2020 - 19:14

Одна из любимых - "Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи!
Cleona
Ср, 01/07/2020 - 19:31

Очень красиво! Хотелось бы увидеть сразу все работы, собранные для виртуального музея Оринго. Должен быть такой - с самыми интересными работами из конкурсов СМ, тематических коллекций, экслюзивов и авторских работ. Какой должен быть принцип залов? Принцип Оринго - истории, вдохновившие и удивившие. Ювелирные техники, новаторские идеи, и немного Wow!
Natasha Dziuba
Ср, 01/07/2020 - 19:57

Иоахим Патинир "Пейзаж со святым Иеронимом" (1517) - небольшая, на первый взгляд (знакома была по репродукциям) неприметная картина, загипнотизировавшая меня в Прадо. Потрясающий эффект сияния небес на этом пейзаже! Ни одна репродукция, увы, не передает.
Cvetochnayafeya
Ср, 01/07/2020 - 20:04

Ван Гог "вечернее кафе".Там небо вроде бы является фоном,для основной темы,но что-то в этом небе определенно есть!)))
Nifli
Ср, 01/07/2020 - 20:16

Вспомнилось небо с полотен Айвазовского. Там не одно только море - главный герой. Небо не менее прекрасно и одухотворенно!
irisnatusia
Ср, 01/07/2020 - 20:29

Там где море на картинах,тем и небо. Айвазовский, Тернер писали,пожалуй,самые красивые небеса над морем. Одна из любимых картин, где небо рассказывает про весь изображенный сюжет- " Над вечным покоем" Исаака Левитана.
Vikiviki
Ср, 01/07/2020 - 21:40

Люблю небо на картинах Брейгеля! А самое красивое изображение неба в базилике Сен-Шапель, в Париже.
Оля-Оринго
Ср, 01/07/2020 - 23:01

Виктория Анатольевна, и я очень люблю небо на картинах Брейгеля, хотя и слышала точку зрения, что оно якобы "безрадостное" - но это уже кому как. Спасибо, что напомнили о нем!