Сегодня, в век индустриализации, нам кажется естественным, что один-единственный мастер, высококлассный специалист, разрабатывает идею и технологию – а другие воплощают её в жизнь. Один мастер-«голова» и множество исполнителей-«рук» – так устроены многие производства. А можете ли вы себе представить систему, в которой мастера – почти все?
Известно, что зачастую бывает, если собрать вместе много мастеров со своими проектами, взглядами и амбициями: ссоры, споры, медленное производство и весьма дорогая продукция (споры входят в стоимость). Однако такая система долгое время умудрялась не просто существовать, но и прекрасно себя при этом чувствовать, двигать вперёд экономику и выдавать самые настоящие шедевры!.. Речь идёт, разумеется, о средневековых гильдиях – удивительном явлении, в котором экономика сплавляется с моралью, а мастерство и опыт становятся капиталом не хуже золота.
"Торговая площадь в Берген-Оп-Зом"
Про гильдии и цеха слышали, наверное, все, кто хоть немного интересуется историей. Что же это такое? Любитель истории скажет, что это профессиональные объединения ремесленников. Чуть более продвинутый любитель истории скажет, что объединения ремесленников – это цеха, а гильдии – это купеческие союзы (это не совсем верно– в разных странах такие объединения называли то так, то этак). И оба, скорее всего, будут уверены, что это про экономику и скучно. Разумеется, они неправы.
Средневековое общество было очень жёстко поделено на три ступени весьма неодинаковой высоты. На самом верху находилось духовенство, чуточку ниже – воины-рыцари, и намного, намного ниже, почти у самой земли – крестьяне. Для деревни такое деление работало нормально. Однако с появлением такой штуки, как город, система начала давать сбой. Город породил массу зажиточных ремесленников, купцов, торговцев, воров, нищих и прочих – и все они оказались словно подвешены в воздухе: для крестьян слишком богаты, слишком независимы или просто занимаются не тем, для рыцарей – происхождение подкачало. Что же делать? Куда деваться?
На фото: брошь "Роуз" со Swarovski Red Dark Zirconia
И такого рода «лишние» люди начали объединяться друг с другом: ходить в одну церковь, гулять в одном трактире, совместно сбывать товар, обмениваться секретами ремесла, воспитывать учеников… Примерно так и появились цеха и гильдии – союзы мастеров, объединённых не только общим делом, но и общим двусмысленным положением в тогдашнем обществе: не «чернь» и не «белая кость», а не пойми что такое.
Гильдия – это не только общее производство и общие торговые дела. Для средневекового ремесленника это настоящая семья – крепкая, дружная, многочисленная, готовая встать горой за «своего». Гильдии защищали своих участников на судебных тяжбах, поддерживали деньгами тех, кто попал в трудную ситуацию – заболел, разорился и так далее, представляли интересы мастеров в городском совете. Важной частью гильдейской жизни были и «семейные застолья», по-современному говоря, корпоративы. Кроме шуток, совместные пиры были настолько серьёзным делом, что даже сами слова «цех» и «гильдия» произошли от старонемецкого zёсh и староанглийского gyld – оба слова означают «пирушка» или даже «попойка»! Как и в семейном застолье, участие в таком «корпоративе» было обязательным, а за пропуск без уважительной причины могли и оштрафовать. Ничего удивительного: гильдейские пиры были фактически ритуальными, они символизировали общность, согласие и взаимную поддержку.
"Стрелки гильдии св. Адриана"
Однако гильдейская «семья» была вместе с тем очень строгой, консервативной и требовательной – и сурово наказывала за неподчинение правилам. Так, цеховые уставы регламентировали не только порядок работы, расходные материалы, стоимость готового товара и прочее, но и… допустимый фасон одежды мастеров или длину ожерелий их жён. За частной жизнью своих «подопечных» гильдии следили строго и ревниво. Так, в уставе цеха брадобреев в Риге был прописан запрет на… ампутацию любой части тела без согласования с цеховыми старейшинами! Доживи гильдии до наших дней, наверняка и татуировки бы мастерам запрещали без согласования делать – совсем в духе строгих родителей.
Чаще всего человек попадал в «семью» с ранних лет, ещё подростком, в качестве ученика – по собственному желанию или по воле родителей, желающих обеспечить чадо хлебной профессией (или просто приткнуть куда-нибудь). Ученик жил при мастере, помогал ему в работе, выполнял разные поручения, а мастер обучал его тонкостям дела. Если мастер был представителем важной и уважаемой профессии – например, ювелиром – то родители ещё и доплачивали ему за обучение.
"Старшины цеха ювелиров в Амстердаме"
Как часто бывает в строгой патриархальной семье, ученик как самый младший, голоса в гильдии не имел, его мнение никого не интересовало, а старшие часто не столько учили, сколько спихивали на ученика всякую скучную и неприятную работу. Мастер мог его и поколотить – за лень, медлительность, или просто из-за плохого настроения… Длилось это всё целых семь лет, а у иных мастеров и десять! Удивительно, но в таких непростых условиях ученики всё же умудрялись чему-то учиться, осваивать профессию, и по истечении семи лет, к своей радости и облегчению, переходили на новую ступень – становились подмастерьями.
Момент превращения из ученика в подмастерье был своего рода достижением профессионального совершеннолетия. Для гильдии это было настоящее событие, в честь которого, разумеется, устраивался пир, после которого новоиспечённый подмастерье возвращался к своему мастеру – но уже как полноценный работник, исполнявший сложные поручения и получавший за них законную плату.
"Урок остеологии Себастиана Эгбертсзоона" (портрет гильдии лекарей)
В течение нескольких лет подмастерье совершенствовал навыки и копил деньги. И то, и другое было необходимо, чтобы в будущем самому стать настоящим мастером: абы кого гильдия в мастера не пускала, для этого нужно было, во-первых, сделать немалый взнос в общую казну, во-вторых, создать шедевр. Да-да, всё верно. Средневековый подмастерье должен был создать шедевр – этим французским словом обозначался самый лучший и красивый образец продукции, на которой специализировался подмастерье. Будущий ювелир преподносил старейшинам изысканное кольцо или брошь; сапожник – туфли из тончайшей крашеной кожи; пивовар – кувшин самого крепкого и вкусного пива, и так далее.
Кстати, в городе Кёльне существовал забавный экзамен для пивоваров: подмастерье выставлял на длинный дубовый стол двенадцать кувшинов пива – по числу цеховых старейшин, а из тринадцатого поливал скамью. На скамью усаживались старейшины в кожаных штанах, дегустировали напиток, а потом разом вставали. Если скамья поднималась вместе с ними, прилипнув к штанам – значит, пиво удалось, и испытуемый признавался мастером.
"Групповой портрет членов правления гильдии бондарей и сборщиков винных налогов"
Поднявшись до вершины гильдейской иерархии, новоиспечённый мастер полностью вливался в «семейную» жизнь – участвовал в общих советах, встревал в споры и склоки со своими коллегами и городскими властями, пировал, работал, брал собственных учеников и нанимал подмастерьев. Круг замыкался и начинался сначала…
Ничего удивительного в том, что, пройдя столько испытаний на пути к званию мастера, многие держались за него очень крепко. Часто это приводило к тому, что старые члены гильдии, мягко выражаясь, не торопились «давать повышение» своим подмастерьям: чего доброго, отнимут хлеб, выживут с тёплого места, а уж если, не дай бог, ещё и талантливей окажутся… Мастера вовсю нанимали подмастерьев для тяжёлой рутинной работы, платили гроши и не давали никакого намёка на «повышение». Подмастерьям же это не нравилось – они отказывались работать и устраивали откровенные саботажи, а порой и целые восстания. В итоге к началу Нового времени это вылилось в самую настоящую войну: мудрые наставники и благодарные ученики превратились в жестоких эксплуататоров и озлобленных бунтарей.
Хронический «конфликт поколений» быстро привёл к упадку гильдий как таковых – в битвах за собственные привилегии мастера не заметили, что без «новой крови» дела не идут, что торговцы отворачиваются от вечно воюющих цехов и не хотят поставлять им сырьё, что богатства и власть постепенно уплывают из рук… Уже к 16 веку гильдии утратили своё значение и превратились в пережиток старины, а в 18 веке исчезли вовсе... По счастью, заката мастерства как такового это не означало.
А в завершение статьи предлагаю вам угадать: в какой стране гильдии продержались дольше всего?
На фото: кольцо "Ручное 8"
Ольга Оринго
Cleona
Пнд, 16/11/2020 - 19:16
irisnatusia
Пнд, 16/11/2020 - 19:46