Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Главное, чтобы костюмчик сидел

Какой бы проникновенной не была игра актеров на сцене, театральный костюм всегда будет в эпицентре внимания, важной и неотъемлемой частью любого представления.  Подверженный веяниям моды, ведомый мыслью художника и скованный требованиями режиссера.

Сложно поместить в рамки одной статьи всю историю костюма для сцены. В системе исчисления культурологов - это годы кропотливой работы.  Но мы сможем пройти по длинному коридору театральной гардеробной, выбрав наугад вешалки с костюмами, и прочесть немного об их удивительной истории.

 

9790f343038fbed0e81ea9b5363bdde6.md.jpg

 

Дату зарождения костюма для любых зрелищных событий древности можно отсчитывать с торжественных выходов восточных царей, процессий фараонов и, конечно, трагедий и комедий греческого театра. Но представление о костюме именно театральном складывалось постепенно в XVI–XIX веках.  

 До XVI века, во времена фольклорных представлений и обрядов, в эпоху феодализма искусство театра отражается в представлениях бродячих артистов. Авторами костюмов являлись безымянные мастера, которые самостоятельно придумывали себе наряд и воплощали его в жизнь подручными, недорогими и доступными средствами. Современный костюм использовался для всех исторических персонажей, на эту основу накладывали различные аксессуары и атрибуты, а также использовали символику цвета.

 

a067c2decd9f84a1113dfeec72a66088.jpg

 

Например, для образа короля использовали приблизительно одно и то же стилизованное платье, независимо от того, был это царь Давид, Соломон или Генрих VII. Роль социального идентификатора выполняли аксессуары, в данном случае корона, даже если венценосная особа лежала в постели.

Лишь в эпоху Возрождения театр оказался на пике внимания, как и все виды искусства. Театральными костюмами уже занимались умельцы, получившие образование: портные, художники, декораторы.  Именно в этот период впервые была высказана идея о соответствии костюма времени действия пьесы, однако развития она не получила. То есть, зрители, незнакомые с постановкой или зашедшие в середине действа, по-прежнему имели мало шансов разобраться в сюжете.

 

d26774e2b72593332fd8d42c0e2a3f95.jpg

 

Самыми знаменитыми авторами костюмов и декораций придворных балетов Франции были Анри де Жиссе и Жан Берен. Их костюмы были довольно разнообразны: можно было увидеть платья, состоявшие из двух половинок — мужской и женской, или платья, надетые как будто задом наперед.

 

d7216beb05d0328a0109a22d2d58c327.md.jpg

 

А вот в Англии XVIII века костюмы, особенно в драматическом театре, были заботой самих актеров. В договоре с актером обычно оговаривалось, какая часть гардероба обеспечивалась театром, а какая — самим актером. Чаще всего аксессуары и обувь были «на совести» актеров, а гардероб в целом был завидным приданным. Старые актеры, уходившие со сцены и накопившие за долгую карьеру сценические костюмы, могли продать их актерам нового поколения.

Период Вольтера в истории театрального костюма запомнился стремлением к исторической, национальной и этнографической точности. Это был отказ от пудренных париков, массивных драгоценных украшений, ушла чрезмерная пышность, стесняющая движения. Но уже к концу XIX века многие видные режиссеры и художники борются с реализмом в искусстве, что приводит к возврату условности и стилизации. Считалось, что театр должен нести в жизнь что-то новое, сказочное, нереальное, а не повторять обыденность человеческой жизни. После появления кинематографа реализм на сцене уже не производил должного эффекта. Так реалистическое направление нашло продолжение в сфере нового искусства кино, а театральный костюм получил возможность развиваться в разных направлениях, поскольку жесткие каноны перестали существовать.

Если говорить о профессионалах сценического костюма, то неизменным лидером в этой области является лондонское ателье Angels Costumes.  Британский семейный бизнес по созданию костюмов для театра и кино ведет свою историю с 1840 года, а сегодня продукция Angels Costumes блистает на сценах и киноэкранах всего мира.  

 

63dfe56d10e7f9ace1ca728e4d27b356.md.jpg

 

Если поставить все вешалки с костюмами в одну линию, получится дорога в 12 километров. Здесь есть готовые решения на любое сословие и эпоху.

Владельцы ателье с гордостью говорят о своем профессионализме: «Мастера могут так раскроить мужской пиджак, что все обрезки поместятся в наперсток». И 37 статуэток «Оскар» не дают усомниться в их мастерстве.

И было бы странно, если бы на такой благодатной почве не попробовали свои силы мировые кутюрье. Если вы считаете себя профи в мире современной моды и буквально на ощупь отличаете французский крой от любого другого, предлагаю загадку. На фото кадры из трех современных постановок, костюмы к которым разрабатывали Жан-Поль Готье, Карл Лагерфельд и Ёдзи Ямамото. Почерк автора настолько узнаваем, что уверена - вы справитесь даже без google-подсказок.

 

485e0ae7ce885495ffa3b128b20019dd.md.jpg

1. Блестки, стразы, яркие разноцветные перья, - в таких нарядах выходят на сцену танцовщицы знаменитого берлинского театра-ревю "Фридрихштадтпаласт" в грандиозной постановке шоу "The one – Grand Show".

 

5d1eb45d768dd9e120b143779a67e341.md.jpg

2. В 1993 году черные костюмы для оперного спектакля "Тристан и Изольда произвели фурор на немецкой сцене.

 

be01ddd7cfcee0b704dd38ab68f359ac.md.jpg

3. Балет Монте-Карло под руководством Жана-Кристофа Майо представляет спектакль "Altro Canto". Чувственные костюмы создали гармоничный образ с игрой актеров и музыкой барокко.

 

Наталья Оринго