Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Гончие псы океана

Кто больше моряков ценит ясное небо и попутный ветер? Эпоха судов, бесстрашно рассекающих волны под гордо поднятыми парусами, давно прошла, однако романтика паруса всё ещё жива – и сегодня мы хотим рассказать о самых, пожалуй, романтических и легендарных судах прошлого века. Речь пойдет о чайных клиперах – удивительных кораблях, чей век господства на море был, увы, недолог, зато поразительно ярок.

Когда сгорела "Катти Сарк"
В лучах холодного рассвета,
И, словно инеем одета,
Ушла на лёгких парусах,-
Открыв газету поутру,
Один моряк сказал другому:
"Давай, приятель, ближе к дому,
Помянем старшую сестру.
Её сгоревший такелаж
Не подойдёт для долгих гонок"
А штурман плакал, как ребёнок,
Прочтя в газете репортаж,-
И вдоль прибрежных городов
Летел сигнал, быстрее вздоха,-
Сгорела, кончилась Эпоха
Великих Парусных Судов.

The Dartz

Если вы никогда не слышали слова «клипер», то стоит познакомить вас с этим типом кораблей и рассказать, чем же они так необычны. Клипер – это парусник с очень узким и длинным корпусом и острыми обводами. Такой парусник резал морские волны, точно клинок – тяжёлая, громоздкая водная масса была не в силах задержать его, а множество парусов (намного больше, чем на прочих разновидностях кораблей подобного типа) ловили малейшее движение ветра, не давая тому ни единого шанса ускользнуть.

Узкий, острый корпус и много парусов в сочетании дали невиданную дотоле скорость – до 30 км/ч! Да, сейчас это не кажется нам таким уж достижением, однако поставьте себя на место человека начала позапрошлого века. Представьте себе, что всю свою жизнь вы знакомы лишь с пешей ходьбой и не слишком-то шустрой ездой на лошади – и вы поймёте, почему в своё время клипер заслуженно считали настоящим чудом скорости. Огромным, мощным, но неповоротливым фрегатам можно было и не пытаться его догнать – их собственная скорость обычно была раза в два-три ниже.

d73a24ee0e4cba32bfff8ce1cc6e3339.md.jpg

 

Изначально как раз против фрегатов такие парусники и предназначались. Во время Войны за независимость между Англией и Америкой англичане устроили непокорной колонии морскую блокаду, рассчитывая полностью отрезать её от цивилизации. Американцы поняли, что дело плохо, и им срочно нужен корабль, способный блокаду прорвать. Создать такое судно взялись мастера из города Балтимор. Спущенные на воду новые «балтиморские шхуны» были, вопреки ожиданиям, не тяжёлыми и мощными, а лёгкими, быстрыми и маневренными – они не топили английские фрегаты, а уходили от них. Догнать «балтиморцев» было практически невозможно – всё равно что пытаться руками поймать ветер. За лёгкий, быстрый ход и обводы, словно режущие волны, судна назвали «клиперами», от английского to clip – «резать, стричь» - они как бы стригли волны.

После окончания войны клипера «переквалифицировались» в торговые суда – высокая скорость позволяла быстро доставлять товары из самых дальних уголков земли. Правда, вскоре выяснилось, что за скорость приходится платить грузоподъёмностью – клипера были просто не в состоянии принять на борт большой груз. Так что быстроходные корабли стали использовать для перевозки ценных и редких товаров, малого количества которых уже хватало, чтобы озолотиться. Например, прекрасной тонкой шерсти из Австралии или редкого и модного напитка из Китая под названием чай.

43c4d451cca55f7ec860b93da3a78ec2.md.jpg

Морской бой между американским клипером и английским крейсером 


Всю первую половину 19 века Америка безраздельно господствовала в морской торговле. Однако время шло, война с Англией начала изглаживаться из памяти, и в британских портах начали появляться первые американские суда – в том числе и клиппера. И англичане поняли, что это их шанс восстановить честь Британии как морской державы. Они изучили удивительные корабли, составили чертежи и начали строить собственные быстроходные парусники, ничуть не уступавшие американским, а вскоре и превзошедшие их! Американцы и глазом моргнуть не успели, как моря наводнили британские клиппера, а англичане превратились в их первейших конкурентов в торговле чаем. Эпитет «чайные» прочно закрепился за английскими клипперами – хотя, пожалуй, на тот момент им куда лучше подошло бы другое название…

Дело в том, что торговля чаем была очень прибыльной, но односторонней. Англичане тоннами закупали у китайцев чудесный напиток – а также шёлк, фарфор и другие диковины, буквально сводившие Европу с ума. Сами же китайцы принципиально не покупали ничего у «западных варваров». В карманы китайских купцов рекой текло британское золото,  английские же купцы скрежетали зубами, не в силах получить с китайцев ни монетки. Что же могло пронять этих гордецов, ради чего они бы распахнули свои кошельки? И у англичан появилась идея…

4a48cdecd9aed9295b4a89a44a484ef4.md.jpg

Британский "опиумный" клипер "Sylph" у берегов Китая
 

Они предложили китайцам диковинку из Индии - опиум. И не прогадали. Китай начал закупать индийский товар в невероятных количествах, охотно расставаясь с золотом в пользу англичан. Стоит и говорить, что клипера в этом деле пришлись куда как кстати – быстрые, маневренные, они стали настоящей находкой для торговцев опиумом, а также контрабандистов. Под белыми парусами этих прекрасных кораблей в Китай пришли разорение, война и первая в мире эпидемия наркомании…

Однако красивых и романтических страниц в истории клиперов намного больше. Так, основным грузом этих парусников всё же оставался чай – его везли из Китая в Англию три месяца, пересекая Индийский океан и огибая Африку с юга. Прежние суда справлялись с этим путём в лучшем случае за полгода, а то и больше – чай успевал отсыреть, пропитаться «ароматами» трюма и даже покрыться плесенью. Под парусами клиперов же он прибывал в Британию свежим и душистым. Английские аристократы были готовы платить огромные деньги за чай нового урожая, только-только с плантации – полцарства за чашку! Разумеется, судовладельцы и капитаны чуть не дрались за возможность первыми доставить бесценный груз. Так появилось удивительное явление – «чайные гонки».

51e8db1d36d046782752864a9f4cdf84.md.jpg

На фото: кольцо "Чайная церемония" со Swarovski Fancy Light Green

 

Гонки представляли собой соревнование клиперов – кто быстрее придёт из Шанхая в Лондон. К тому времени – к 60-м годам 19 века – клипера, «гончие псы океана», как прозвали их в Британии, сильно изменились. Они ещё больше вытянулись в длину, обводы стали ещё острее, а парусов стало намного больше – прямых для попутного ветра, косых для встречного. Таким кораблям уже не было нужды ждать ветра – их паруса ловили легчайшие движения воздуха, и даже при почти безветренной погоде клипера уверенно шли вперёд. Удивительный клипер под названием «Фермопилы», по свидетельствам историков, развивал скорость в 7 узлов (примерно 12 км/ч), когда по его палубе можно было ходить с зажжённой свечой! Поистине, настоящая магия! Множество кораблей стартовало в Шанхае и отправлялось в долгий путь до Лондона. В самом же Лондоне, как и по всей Британии, напряжённо следили за ходом гонок. Об этом писали во всех газетах, это обсуждали на улицах, дома, в пабах, на лидеров гонок делались ставки, зачастую огромные! Думается, что «зритель», поставивший на корабль немалые деньги и нервно следящий за каждой газетной новостью, волновался даже больше, чем капитан того самого корабля посреди открытого океана.

Победителей такого соревнования ждала огромная денежная награда – «чайная гонка» позволяла и судовладельцу, и капитану озолотиться на всю оставшуюся жизнь. И, разумеется, их ждала слава бесстрашных покорителей стихии – что не менее (а для кого-то и более) ценно. Разумеется, слава ждала и корабли – так, навеки остался в истории великолепный клипер «Ариэль», дебютант – и победитель! – в самой известной из «чайных гонок», Великой гонке 1866 года. К сожалению, только история и сохранила память о нём – в 1872 году «Ариэль», быстрейший парусник своего времени, бесследно исчез в океане во время одного из рейсов… Предполагают, что его погубила его гордость – высокая мачта с тяжёлым рангоутом, попросту перевернувшая корабль своим весом. Такова оказалась цена красоты и скорости…

5962fc7d52ca7adcecd445eb048505c4.md.jpg

Тот самый клипер «Ариэль» (на переднем плане)


Намного удачливей сложилась судьба знаменитого клипера «Катти Сарк». Наверняка, многие слышали о нём – сейчас величественный, отреставрированный парусник служит музеем. Однако мало кто знает, что в своей «молодости» «Катти Сарк» была кораблём довольно средненьким. Несмотря на то, что строилась она специально для «чайных гонок», среди своих блистательных «коллег» она ничем особенно не выделялась, кроме, пожалуй, необычного имени – но о нём чуть позже. Правда, в 1872 году «Катти Сарк» неожиданно стала «звездой» гонок, уверенно обойдя всех участников на первом этапе. Правда, потом удача отвернулась от неё – шторма дважды ломали ей руль, и в Лондон она пришла самой последней.

После заката эпохи паруса «Катти Сарк» возила шерсть, уголь, использовалась в качестве учебного судна и, наконец, встала на вечную стоянку, превратившись в морской музей. И, по иронии судьбы, осталась единственным клипером, дожившим до наших дней. Почти все её более быстрые и удачливые собратья погибли в океане в погоне за славой – а «Катти Сарк» стоит и по сей день…

8ec4ed566c64f9bf48e8083f4fd58e9a.md.jpg


А имя этого благородного судна переводится с шотландского как «Короткая рубашка». Да-да! Более того, название такое было дано судну в честь… ведьмы из стихотворения знаменитого Роберта Бёрнса. Молодая ведьма по имени Нэн у Бёрнса как раз носит короткую рубашку и всячески заигрывает с главным героем… Отчего-то это стихотворение хозяину клипера очень нравилось (ему даже приснилась воспетая в нем ведьма счастье), и он хотел было назвать парусник «Нэнни» – вот только матросы ему все попадались весьма образованные, и служить на корабле, названном в честь ведьмы, никто не хотел. Пришлось название изменить – пожалуй, вышло даже интересней. Но дань ведьме Нэн хозяин клипера всё-таки отдал, установив на носу её резное изображение – молодая девушка с распущенными волосами решительно протягивает руку навстречу волнам, словно собираясь поймать ветер или отвести шторм…

a0af2a0303c8ddae2571c6de493ff69e.md.jpg

43d426d6185af9ce62bf87e1145bd979.md.jpg

 

Клипера, летящие по морю под всеми парусами, были потрясающим зрелищем, но век их оказался недолог – уже к 70-м годам их стали вытеснять пароходы. В первых паровых судах, нескладных, громоздких и коптящих, не было и доли романтики – зато они развивали огромную скорость и сулили большую прибыль морской торговле. Какое-то время клипера ходили в море бок-о-бок с пароходами – но вскоре тихо удалились от дел, передав свои заботы новой эпохе и оставшись в памяти как символ эпохи ушедшей – эпохи романтики, безрассудства, красоты и риска.

А нравятся ли вам парусники и украшения на морскую тематику?

6a79f7ad09e06ab148fe5cbf9e1c661b.md.jpg

На фото: кольцо "Пиратская шхуна" с кубическим цирконием.

Впервые увидев этот перстень, я ахнула: вот она, романтика парусов! Так и родилась сегодняшняя статья. 

Ольга Оринго

Olga-Helga
Ср, 09/09/2020 - 14:55

С детства люблю морскую романтику, зачитывалась произведениями Рафаэля Сабатини о капитане Бладе, Карла Мая "Робер Сюркуф", путешествиями на парусниках, противостояниями Испании, Англии и Франции на морях в Атлантике и в частности в бассейне Карибского моря. Сейчас решила впомнить и прочесть книгу Константина Станюковича "Вокруг света на "Коршуне", о кругосветке на парусном судне с паровой машиной. Люди ходившие в бескрайние водные просторы, без сводок Гидрометцентра по простейшим приборам, для меня пример смелости, упорства и веры.
Cleona
Ср, 09/09/2020 - 20:38

Прекрасное напоминание об эпохе отважных мужчин- мореплавателей и разбойников всяких мастей ( иногда очень романтичных). Многие носили на себе кольца или кулоны с якорями, символами дома и гавани. Ну а для женщин хороши бы были всякие русалки-охранницы, ракушки и морские коньки ( стандартный морской сувенирный набор).
Anna Pavlova
Ср, 09/09/2020 - 20:39

Одного разу, перебуваючи у відрядженні в Одесі, мені дивом пощастило не просто побачити, а й піднятись на борт вітрильника ВМС Італії «Amerigo Vespucci»! Ті враження назавжди закарбувались у пам`яті - найбільше запам’яталось ідеально лаковані дерев’яні поверхні, мідне оздоблення і, звичайно ж, вітрила! Складно було уявити, що вітрильнику близько 80 років! Все було настільки ідеальним!!! А ще, така вишколена команда в білосніжній формі і рукавичках... Я думаю, що служити на такому кораблі - це справжня романтика))
ekos
Ср, 09/09/2020 - 21:59

У Стивенсона мне очень нравится дилогия "Похищенный. Катриона", где многие приключения происходят на бриге. Парусники ассоциируются с благородством, романтикой, бесстрашием или пиратами)) Морские украшения для меня скорее всего якоря, как надежда, и жемчуг.