«Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины.»
Г. Климт
Густав Климт— австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Золотая живопись Климта погружает в мир неги, бесконечно далекий от окружающей повседневности. В нем живут красивые женщины, сочные пейзажи, в своем идеальном пространстве и времени. Здесь правит красота.
"Водяные змеи"
Серьги "Пробуждение"
Густав Климт родился 14 июля 1862 года в предместье Вены под названием Баумгартен. Отцом Густава был Эрнст Климт, художник-гравёр и ювелир, а матерью — Анна Климт. Всего в семействе было семь детей — три мальчика и четыре девочки. Искусству живописи Густава начал обучать отец. В 1876 году Густав поступает в венское художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности, в котором он проучился до 1883 года по специализации архитектурная живопись. В училище к Густаву присоединяется брат. В дальнейшем они начинают работать вместе: рисуют портреты с фотографий и продают по 6 гульденов за штуку, расписывают театры в Райхенберге, Карловых Варах, Риеке. В раннем творчестве Климта настроение будущей картине задавало обрамление. Сначала художник видел раму, изготовленную братом, а потом задумывался над идеей картины, которая будет в нее помещена.
В конце 1892 года, после смерти отца и брата, Густав заботится о большой семье сам. Именно тогда он стал разрабатывать свой стиль, который совсем не вписывался в академическую манеру, поддерживаемую немного чопорным вкусом Вены того времени. Настолько необычный, что на картине «Обнажённая истина» он поместил цитату из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».
Незнакомые люди с трудом верили, что Густав Климт – художник. Крепкая фигура, высокий рост и сильные руки никак не вязались с образом художника, творчество которого изобилует нежными чувствами и золотыми оттенками. Разве что просторная длинная рубаха, не приспособленная к тяжкому крестьянскому труду, навевает мысли о богеме.
Климт отличает от современников искренность. Он изображал то, что ему было интересно. Даже несмотря на убыточность идеи. Самое прекрасное из того, что создал Климт —женские образы. У женщин на портретах Климта всегда одинаково безмятежное, мечтательное выражение лица: они взирают на мир меланхолично и отрешенно. Ключевой составляющей женского образа у Климта есть одеяние – расцвеченные орнаментом, они усиливают восприятие лица, шеи и рук.
В «Портрете Эмилии Флеге» (1902) мы видим стройную, высокую, в роскошном узорном платье, очаровательную Эмилию – музу и любимую женщину Климта.
Густав любил женщин, у него были десятки любовниц. Но именно Эмилия присутствовала в его жизни постоянно. Она находилась рядом с художником, помогала, советовала, вдохновляла в течение 27 лет. В венском Музее Леопольда представлены тысячи открыток, которые художник отправлял Эмилии. Он слал ей по несколько открыток в день — факт, который сам по себе многое говорит о необычайных чувствах к этой женщине.
«Поцелуй» Климта – пожалуй самая известная и самая растиражированная работа художника.
Подвес "Сон в летнюю ночь"
На цветочном поле, «вытканном» из орнамента и абстрактных форм, силуэт целующейся нары. Золотой тон с яркими пятнами полевых цветов и богатым узором одежд. И пара пылких влюбленных. Климт написал «Поцелуй» на излёте своей карьеры. Когда он начал сомневаться в своем таланте: "Или я стал слишком старым или слишком нервным, или слишком глупым, но что-то явно идет не так". В 1908 году "Поцелуй" был впервые выставлен в австрийской Галерее искусств, несмотря на то, что фактически картина была незакончена. Его незавершенную работу выкупила Галерея Бельведер за $240 тыс. (рекордная для Австрии сумма). Есть мнение, что пара, запечатленная на полотне, это Густав вместе с Эмилией Флёге.
Картина Климта «Юдифь и Олоферн» на тему библейской Юдифи была создана под влиянием византийского искусства, которое художник изучал во время поездки в Равенну. Золотые мозаики местных храмов нашли свое отражение в его картинах.
Друг Климта Альфред Басе писал в дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава — я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» — понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».
Уникальность таланта Густава Климта состоит в том, что он не был заложником одного стиля. За написанием пейзажей он отдыхал душой. Сегодня его пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества.
«Деревенский сад с подсолнухами»,
Серьги "Подсолнух"
«Поляна с маками»,
Кольцо "Маков цвет 3"
«Берёзовая роща» почти реалистичны.
Брошь "Березка"
"Портрет Сони Книпс"
Кольцо "Нега"
Среди его наиболее восхитительных работ - ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе.
"Идиллия"
Серьги "Идиллия"
"Ромео и Джульетта"
Медальон "Джульетта"
Осталось поведать вам уникальную историю еще одной картины Климта. Это история, в которой есть любовь и ненависть, измена и месть.
1904 год. Фердинанд Блох-Бауэр крупнейший сахарозаводчик в Европе.
Вся общественность Вены в последние дни только и делала, что обсуждала бурный роман его жены Адели и художника Густава Климта. О разводе не могло быть и речи – Фердинанд и Адель происходили из знатных еврейских семей. Идея, как разлучить влюбленных, обманутому мужу пришла во сне. Фердинанд решил заказать Климту портрет Адели и назвать картину «Портрет Адели Блох-Бауэр», таким образом увековечив свою фамилию. И пусть Климт сделает 100 эскизов, пока его не станет выворачивать от нее. Фердинанд знал, что Климт не выдержит испытания, - ему нужно менять натурщиц, любовниц, окружающих его женщин. И бросить работу художник не сможет – есть контракт, а в нем штраф, превышающий сумму контракта в десятки раз.
Увидев сумму контракта, Густав Климт подписал его, даже не читая. Цена, которую предложил ему Фердинанд, была ошеломляющей. Работа действительно длилась долго – через некоторое время после начала работы над картиной Адель заболела и Климту приходилось делать затяжные перерывы в работе. За четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель».
Картина считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского югендстиля в целом. Хорошо прорисованные огромные глаза, красиво очерченные чувственно приоткрытые губы создают неуловимый контраст со спокойной уверенностью лица. Мозаичность сливающегося с платьем фона, прорисованного золотом и серебром, из которого выступают хрупкие плечи и нежные ключицы, подчеркивает обаяние образа.
Фердинанд и Адель повесили ее в гостиной их Венского дома. Задумка аристократа удалась, чувства Климта и правда угасли. Время шло, Адель болела, проводя целый день в постели. Фердинанд посвящал себя работе в своей сахарной империи. Он так и не сказал Адели, что знал о ее отношениях с Густавом.
Близилась Первая Мировая война. На Климта война повлияла губительно. В возрасте 52 лет, в 1918 году, Климт умирает. Адель пережила его на семь лет и умерла в 1925 году. В 1938 году Фердинанду удалось бежать в Швейцарию, бросив все свое имущество на попечение семьи брата. Картина оставалась в гостиной, оставалось совсем немного до начала Второй Мировой...
Густав Блох-Бауэр, родной брат Фердинанда, приходился мужем сестры Адель. В их семье было пятеро детей, младшей была Мария, любимая племянница Адель (у Адели с Фердинандом так и не было детей). В доме Марии в Вене гестаповцы забрали все драгоценности, виолончель Страдивари, а также бриллиантовое колье Адели, с того самого портрета (говорили, в этом колье несколько раз потом появлялась на людях жена Генриха Гиммлера). Мария ждала, что со дня на день заберут и «Золотую Адель». За картиной, в сопровождении отряда гестаповцев, пришел ее школьный друг Алоис Кунст, часто бывавший у нее дома и знавший о картине. Спасая культурное наследие Австрии, Кунст сотрудничал с фашистами, собирая для них коллекцию живописи, часть которой осела в тайниках и подвалах Третьего Рейха. Так он мог сделать для Австрии хоть что-то.
Стоит заметить, что Адольф Гитлер положительно относился к творчеству Густава Климта. Они встречались с Климтом, когда Гитлер пытался поступить в Академию Живописи в Вене. Тогда Климт уже был почетным профессором этой академии, Гитлер же зарабатывал себе на жизнь рисованием небольших картин с видами Вены и продавал их туристам в ресторанах и трактирах. Он пришел к Климту, чтобы показать свои работы, взять несколько уроков живописи. По доброте душевной, Климт убедил Гитлера, что такому гению уроки ни к чему. Надо ли говорить, что от Климта Гитлер вышел воодушевленным.
Таким образом полотен Климта его ненависть не коснулась, их оберегали, несмотря на еврейское происхождение автора. Однако портрет Адели фюрер не принял ее в свою коллекцию: Адель была откровенной еврейкой, и такая картина никак не могла висеть ни в Рейхстаге, ни в других местах фашистской Германии. Портрет исчез. Спустя годы выяснилось, что он сохранен Алоисом Кунстом, в идеальном состоянии. После войны он помести картину в центральном музее Бельведер в Вене. А сам стал директором этого музея и продолжал хранить свою любимую реликвию.
Мария бежала в Англию, а потом в США. Когда ей было 80, журналист Хубертус Чернин нашел завещание Фердинанда Блох-Бауэра, в котором тот завещал все имущество своим племянникам — детям брата Густава Блох-Бауэра. На тот момент в живых осталась одна Мария. Она боролась за свое имущество долгих семь лет. По решению Высшего Суда США Австрия была обязана вернуть пять картин Густава Климта, в том числе и «Портрет Адели Блох-Бауэр», законной наследнице Марии.
Мария была счастлива и не настаивала на том, чтобы картины покидали пределы Австрии. Она просила выплатить ей их рыночную стоимость - 155 млн. долларов. Такая сумма была неподъемной для министерства культуры Австрии. Велись переговоры с банками о займе, были обращения к населению с просьбой о помощи. Пожертвования стали поступать, и не только от австрийцев. Правительство почти собрало требуемую сумму, как вдруг Мария решила поднять цену до 300 млн. долларов... Учитывая новую цену, Австрия была вынуждена отдать картины.
Проводить «Золотую Адель» пришли тысячи жителей Вены, люди съезжались со всей Австрии. Через некоторое время за 135 миллионов долларов Мария продала «Портрет Адели Блох- Бауэр» Рональду Лаудэру, владельцу парфюмерного концерна «Эсти Лаудэр. Портрет с тех пор находится в основанной Лаудером Новой галерее в Нью-Йорке. «Золотая Адель» жива и будет жить в веках, как того и хотел Фердинанд Блох-Бауэр.
Для написания статьи были использованы материалы с ресурса:
http://maxpark.com/community/6782/content/3197359
радуга дуга
Сб, 14/07/2018 - 18:40
Sunnyray
Сб, 14/07/2018 - 19:08
markisa-07
Сб, 14/07/2018 - 23:53
Iryna_29
Вс, 15/07/2018 - 07:54
777
Вс, 15/07/2018 - 09:00
Вольха
Вс, 15/07/2018 - 15:40