Домашний очаг с незапамятных времён был центром и сердцем любого дома. Если уж что и стоило обожествлять, так это очаг, дающий и свет, и тепло, и пищу, и надежду… Практически каждый народ так или иначе знает подобных богов — о них и предлагаем поговорить.
Домашний очаг - замечательная вещь, но, как ни странно, мало у кого такие боги отвечают исключительно за домашний очаг - очевидно небожителям было скучно... Нередко наделены они и другими обязанностями и полномочиями, так или иначе в сознании народа связанными с домом и огнем. Так что не удивляйтесь, если как-нибудь обнаружите героев и героинь этой статьи, занимающихся не совсем привычными для них делами.
Первая героиня достаточно известна, хотя и весьма скромна — Гестия, древнегреческая богиня, отвечавшая за благополучие дома и семьи. Обыкновенно она изображалась в длинных с покрывалом на лице, как настоящая добропорядочная мать греческого семейства. В её ведении были очаг, дом, семейная гармония… но не только. Самая скромная богиня Олимпа была и самой опытной путешественницей — ведь именно она сопровождала беспокойных греков в их бесконечных морских плаваниях, не позволяя забыть о родине и оберегая на пути домой. А когда греки основывали на чужих берегах новые города, то первое, что они делали — зажигали ритуальный огонь Гестии, словно очаг посреди большого общего дома.
На фото: серьги "Маяк"
Вторая богиня, пожалуй, одна из самых неожиданных — Бригита, «ирландская Минерва», в ведении которой находится столько всего, что даже и не скажешь сразу, покровительницей чего она является. Она хранительница домашнего очага — а ещё поэт, кузнец и врачеватель. Да, всё сразу и одновременно! В ирландском пантеоне Бригита — одна из самых любимых богинь. К ней обращаются за творческим вдохновением, за исцелением от болезни, помощью в родах, улаживанием домашних дел, новыми идеями и выбором цели в жизни. Пожалуй, нет такого дела, в котором Бригита не могла бы помочь.
Далее нас приветствует маорийская богиня Мауика, повелительница всего огня, который только есть в этом мире — от грозных вулканов до мирных очагов. Мауика — бабушка самого Мауи, пожалуй, самого известного из богов Океании, покровителя и учителя людей, а заодно и хитрого трикстера. Рассказывают, что именно хитрость помогла Мауи добыть огонь для людей: пришёл он как-то раз к бабушке и пожаловался, что, дескать, костёр развести не может. Мауика, желая помочь внуку, дала ему один из ногтей со своей руки — именно в них содержалось пламя. Мауи ушёл, весьма довольный, а через недолгое время снова пришёл и пожаловался, что костёр потух. Мауика дала ему второй ноготь… так хитрый внук выманил у бабушки целых четыре ногтя и отнёс их людям на землю. Когда же он явился за пятым, Мауика уже успела догадаться, в чём дело, ужасно рассердилась на внука и устроила в своём царстве огромный пожар — Мауи еле успел убежать. Потом она, правда, сменила гнев на милость, и теперь покровительствует людям и помогает им поддерживать пламя в очагах. А во время большого пожара, как говорят, огонь впитался (да, именно так!) в некоторые деревья — с тех пор пламя из них можно добыть трением.
На фото: подвес "Тотем. Manta Ray"
Четвёртый герой — ацтекский бог Уэуэтеотль. Думаете, только богини могут хранить очаг? Боги тоже неплохо с этим справляются! Имя «Уэуэтеотль» в буквальном переводе означает «очень-очень старый бог». На всех скульптурах и рисунках он изображается как старец, древний, как само мироздание… Хотя на некоторых изображениях Уэуэтеотль — вполне себе молодой и симпатичный юноша. Если верить ацтекским рукописям и испанским комментариям к ним, на своём ежегодном празднике Уэуэтеотль сначала представал в молодом обличье — как благородный юноша, украшенный нефритом и перьями птицы кецаль. Ему делались весьма необычные подношения — лягушки и змеи, пойманные в окрестных болотах. (Почем именно так — никто не знает, а монахи-переписчики, видно, были столь удивлены, что никак это не прокомментировали). А через месяц, на другом празднике, Уэуэтеотль является уже в образе старца в красно-золотых одеждах. Уэуэтеотль — бог спокойный и неторопливый, хранитель очага и пищи, покровитель покоя и неизменности.
И пятый бог — да, тоже именно бог — родом с Кавказских гор, и зовут его Села. Он — бог-громовержец, но громовержец необычный. Обычно его «коллеги» вроде Зевса или Тора используют молнии как оружие, для Селы же это… сельскохозяйственный инструмент. Говорят, что каждую весну он ударяет в землю невидимой молнией, и земля оттаивает — становится можно пахать и сеять. Села же покровительствует огню домашнего очага, приготовлению пищи (сам, кстати, не прочь угоститься пшеничной кашей или свежими лепёшками), а также — неожиданно — дождю. Постойте, разве огонь и дождь совместимы? А почему бы и нет? Ведь без дождя не будет урожая, а без огня в печи — любимых Селой лепёшек. И та, и другая стихии помогают росту и творению — а именно их больше всего и любит самый спокойный и добрый громовержец.
На фото: кольца "Огонь"
Теперь вы знаете, кого призывать, устроившись вечером у камина И пусть все боги домашнего очага хранят ваш дом!
Ольга Оринго