Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Художник, что рисует дождь

Это сейчас картинка (или фотография!) с косыми иглами дождя, бусинами капель, легким плеском на поверхности луж кажется понятной и само собой разумеющейся. Красивой — да, безусловно! — вызывающей какие-то свои, личные, сокровенные ассоциации и воспоминания… и так странно думать, что рисовать дождь, да и в целом изменения погоды на холсте начали не столь давно, в XIX веке — только когда наступила пора пленэрной живописи. И особенную роль в изображении погодных перемен сыграли французские импрессионисты.

Интересно, что молодые живописцы, желающие отринуть академизм, не ставили своей изначальной задачей изображение только погодных условий. Их больше интересовали цвет и свет, передача первого впечатления (от франц. impression), и живая многослойность цвета, когда на него падает свет. И так уж получилось, что именно разные погодные условия и расположение солнца на небосводе создавали неповторимые декорации для творчества и перекочевывали на бесценные картины. 

9a391bc3354cc13940b03b77dbafde78.md.jpg

Камиль Писсарро. «Мост Буальдьё в Руане в дождливый день»

 

Поскольку мы начали с дождя, то давайте и посмотрим на него глазами одного из ярких представителей импрессионизма Камиля Писсарро. Изначально живописца привлекла совершенно другая идея: желая изобразить промышленный пейзаж, в котором каждая секунда наполнена движением, жизнью, энергией, он писал различные вариации вида на мост Буальдьё. В тот период окна комнаты Писсарро как раз выходили на Сену, и это давало возможность запечатлеть бурлящую жизнь в любой момент — и при любых погодных условиях. Пелена дождя в данном случае создавала особенную атмосферу для всей оживленности происходящего, и это отмечал сам автор. В письме того же года, что и создание картины, он пишет: «В центре сюжета картины — мост близ Плясе-де-ля-Бурс с покрывающим его размытым эффектом дождя, толпами уходящих и приходящих людей, дымящими лодками, пристанями с кранами, работниками на переднем плане — и все это в серых цветах, сверкающих от дождя». И действительно: сверкающая, словно покрытая серебристой рябью, картина создает ощущение такой мелкой мороси, что приходится щуриться, чтобы присмотреться к деталям.

Невозможно не вспомнить и еще одну знаменитую серию картин Писсарро, изображающую бульвар Монмартр, будто умытый дождевой водой.

1f82374e310dcdfbc8abdbb47fc7860c.md.jpg

Камиль Писсарро. «Бульвар Монмартр, весенний дождь»

 

Тема дождя привлекала многих импрессионистов, поскольку давала возможность взглянуть на мир сквозь колеблющиеся потоки воды. И каждый, конечно же, видел в них и передавал что-то своё. У Винсента Ван Гога это буйство красок и исполосовавшие картину косые линии в желтых и фиолетовых тонах на картине «Пейзаж в Овере в дождь». У Эдгара Дега переливающиеся разными оттенками голубого капли дождя покрывают костюмы жокеев, лошадей и траву в композиции «Жокеи под дождём». Гюстав Кайботт, отличавшийся большей реалистичностью картин, живо изобразил круги на воде и колеблющиеся силуэты деревьев в поверхности пруда на картине «Йер, дождь». Примеров пейзажей того времени в дождливую погоду предостаточно, и, выполняя свою первейшую задачу по передаче игры цвета и света, живописцы сохранили для нас свой уникальный взгляд на погоду.


09b5b654f9cff2181b5de05599c15985.md.jpg

Винсент Ван Гог. «Пейзаж в Овере в дождь»

3d2835fe44b12f5042ce3cb783813e36.md.jpg

Эдгар Дега. «Жокеи под дождём»

ed006a4f0a813bc6724013780b5486a4.md.jpg

Гюстав Кайботт. «Йер, дождь»

 

Эдуард Мане хоть и не славился пейзажами, как Писсарро, Сислей и Моне, но и его «Морской пейзаж в Аркашоне» дает полюбоваться хорошей погодой на побережье; тем, как солнечный свет выхватывает из тени участки пляжа и оставляет следы-блики на воде; ощущением глубины моря в тех места, где волны темны. И для Пьера-Огюста Ренуара погода скорее сама по себе холст, на который ложатся яркие краски: работая, например, над пейзажами в Алжире, он больше внимания уделяет диковинной местности, которая своей непокорностью застала его врасплох.


26f91a359b1777c92d2cd71b595cd933.md.jpg

Эдуард Мане. «Морской пейзаж в Аркашоне»

46cdad3b7d9ad7e2ab6faa8a61caf95c.md.jpg

Пьер-Огюст Ренуар. «Алжирский пейзаж. Овраг дикарки»

 

Выход на пленэр открыл художникам не только зыбкую рябь водной глади и разницу оттенков света на восходе и на закате, но и богатство цветов в разные времена года. Альфред Сислей в своих картинах «Снег в Лувесьенне» и «Снег в Аржантее» показал, что снег вовсе не белый: оттенки синего, голубого, серого, жёлтого сверкают на солнце и таятся в тени, создавая единое лоскутное полотно. Такой прозрачностью и свечением пронизаны его зимние пейзажи, что нос как будто чувствует морозный воздух, а ухо вот-вот услышит скрип снега.

Другая знаменитая работа Сислея, «Наводнение в Порт-Марли», показывает хмурую погоду одновременно с динамикой колеблющейся воды. Художник использует большой спектр приглушенных цветов и оттенков, чтобы передать хмурую погоду и соответствующее ей настроение людей, для которых наводнение стало настоящим бедствием.

15d6986d66cb3fca6115e91bac855f86.md.jpg

Альфред Сислей. «Снег в Лувесьенне»

c34c7e97b8dc17828d3e0979fedbeb1d.md.jpg

Альфред Сислей. «Наводнение в  Порт-Марли»

 

И как в разговоре об импрессионистах обойти вниманием Клода Моне? Тем более, что по части изображения различных погодных условий ним была проделана самая зримая и кропотливая работа: это подтверждают многие серии, показывающие один и тот же (или схожие объекты) в разное время суток, при разных погодных условиях и различном освещении. Моне превращает фигуры и линии в чистую вибрацию света за счет изменений атмосферы и освещения, стремясь показать, как передаются они в разном цвете. Как и другие импрессионисты, которые тоже писали несколько вариаций одного и того же мотива, Моне раскрывал серии «Вокзал Сен-Лазар» или «Стога», но кульминацией его творчества стала серия изображений Руанского собора. Живописец наглядно показывает, как меняется один и тот же портал или вход на рассветном или закатном солнце, в туманной дымке или под дождём. И мы видим не только смену света и цвета: они показывают нам, как меняется взгляд в тех или иных погодных условиях, как иллюзорно восприятие само по себе.

440cb35903ff20f4c25779d65badc821.jpg

cd035f868f94bfec3c303643f78c361c.jpg

Клод Моне. Из цикла изображений Руанского собора

cf546e517b26a78664c8a8baf3d77d46.md.jpg

3ae4ff9b49d513eec9c8c53a48c74a1d.md.jpg

85d717545fdc4ea457c07d59b0a9657c.md.jpg

Клод Моне. Из цикла «Вокзал Сен-Лазар»

 

Завершая прогулку по красочным пейзажам XIX века хочется сказать, что импрессионисты не первые, кто изображал погоду на холсте — но именно их техника позволяла показать один-единственный момент в его динамическом движении, когда кажется: стоит лишь моргнуть, и пройдет рябь по воде, а облака заклубятся, гонимые ветром. Это удивительное умение запечатлеть не только пейзаж, но и свое впечатление о нем так точно, как не могут даже фотографии. 


Алёна Минакова, 

специально для Оринго оринго 2
 

Tais
Пт, 31/07/2020 - 16:33

Спасибо! Очень интересно! Понравились все картины, но изюминка, для меня, Алжирский пейзаж.
Lina2018
Пт, 31/07/2020 - 18:57

Если хочется больше узнать об импрессионистах, можно посмотреть 4-х серийный фильм, снятый ВВС "Импрессионисты: живопись и революция".
Minakova
Пт, 31/07/2020 - 23:13

Tais? и вам спасибо, что читаете) Рада, что вам понравилось! я очень люблю импрессионистов, и если смотреть их работы в галереях - это совершенно иное впечатление, чем с экрана)
Minakova
Пт, 31/07/2020 - 23:13

Lina2018, спасибо!)