Символика чёрного цвета кажется самой простой и понятной. Чего тут думать? Чёрный — цвет тьмы, ночи и всякой потусторонщины. Ещё это цвет отречения от мира (монахи не дадут соврать), аскезы, ограничений, да и вообще не самый дружелюбный оттенок палитры. Хотя… так ли всё просто?
Разумеется, всё далеко не просто, и, казалось б, простой и понятный чёрный цвет способен преподнести немало сюрпризов. Начать хотя бы с того, что далеко не везде и не всегда он был цветом неблагоприятным и нежелательным. И вообще, история у него куда интересней, чем могло бы показаться…
Давным-давно, задолго до привычной нам европейской культуры, во времена древнего Египта, чёрный цвет был цветом плодородия и процветания. Да-да! Впрочем, ничего удивительного — плодородная почва, обильно покрытая илом, имеет как раз-таки насыщенный чёрный цвет. Так что неудивительно, что для древних египтян чёрный был самым что ни есть благоприятным цветом, и даже страну свою они называли Кемет — «Чёрная земля». Так что этот своеобразный оттенок далеко не всегда имел негативную коннотацию, и египтяне могут это подтвердить.
На фото: серьги "Цвета неба"
Для древних греков чёрный был символом тьмы и тайны — вспомним хотя бы богиню Гекату, в чёрных одеждах, с чёрными крыльями а иногда и с чёрным лицом. Таковым он и оставался практически до самого прихода христианства. К сожалению, о значении чёрного у европейцев-язычников (кельтов или скандинавов) мы ничего не знаем — однако можно с уверенностью сказать, что в христианстве впервые появляется откровенно негативная оценка чёрного цвета: он связывается с дьяволом, преисподней и всяческим злом. И вполне вероятно, что сформировалась такая оценка именно под влиянием греков (а чуть позже и римлян).
На фото: кольцо "Ангел или демон"
Ранее Средневековье и в самом деле не жаловало чёрный; для него настали не самые лучшие времена, когда его вовсю ассоциировали с дьявольским началом и вообще со всем нехорошим в этом мире. Кстати, некоторые исследователи (например, знаменитый историк Мишель Пастуро) связывают это с тем, что в Средние века (особенно ранние) хороших чёрных красителей попросту не существовало. Самым распространённым красящим веществом был обычная сажа, но она очень быстро выстирывалась и выгорала, и насыщенно-чёрное одеяние превращалось в грязно-серое. Неудивительно, что с подобными оттенками не хотелось связывать ничего хорошего!
На фото: кольцо "Страж"
Дополнительные — и отнюдь не негативные — значения чёрный цвет начал приобретать позже, ближе к XIII веку, так называемой эпохе Высокого Средневековья. К тому времени секрет стойкого чёрного красителя, дающего вполне симпатичный цвет, был раскрыт; первоначально его делали из так называемых чернильных орешков, своеобразных круглых наростов на дубовых листьях, потом добавились и другие материалы. Чёрный из тусклого и мутного превратился в роскошный и блестящий: такой не зазорно было поместить на герб или украсить им доспехи. Именно в эту эпоху в литературе появляется образ Чёрного Рыцаря — таинственного и благородного воина, скрывающего своё лицо и происхождение, однако при этом помогающего главному герою. Чёрный из цвета зла превращается в цвет тайны, мистики, чего-то, скрытого от глаз обычных людей и тем более притягательного.
На фото: подвес "Страж Средневековья"
Чем ближе эпоха Возрождения, тем радикальней чёрный цвет меняет своё значение. Не последнюю роль в этом играют, кстати, как раз рыцари и их гербы. Чёрный цвет сначала заявляет о своих правах в геральдике, символизируя силу и мощь, а позже перекочёвывает на мантии и плащи так называемого «нового дворянства» — учёных и юристов, постепенно становясь цветом знания, достоинства и благородства. Чёрный цвет постепенно «облагораживается», и в скором времени даже короли начинают считать его весьма модным…
На фото: запонки "Дорога к мечте"
Ближе к Новому времени значение этого цвета снова меняется. В моду входит меланхолия — состояние печальной задумчивости, которое, как считалось, способствует высоким размышлениям и интеллектуальному росту. Меланхолия, как считалось в те времена, вызывается избытком в организме так называемой «чёрной желчи», субстанции медленной, тяжёлой и связанной со стихией земли. А цветом земли традиционно считался… угадайте, какой? Верно! Чёрный снова вступает в свои права и становится цветом мыслителей и тонких натур. Даже Гамлет у Шекспира ходит в чёрном — как и положено интеллектуалу-меланхолику.
На фото: подвес "Другая судьба Офелии"
А что же сейчас? В настоящее время чёрный, можно сказать, переживает второе рождение: начиная с середины прошлого века он становится цветом элегантности и сдержанной роскоши, словно возвращая себе средневековое королевское достоинство. Чёрное всегда в моде, всегда актуально — вспомнить хотя бы бессмертное «маленькое чёрное платье». Этот цвет — выбор людей, знающих толк в изяществе и красоте, которые не бросаются в глаза, предпочитая говорить сами за себя.
На фото: серьги "Like"
Ольга Оринго
NataRIDNA
Пнд, 25/10/2021 - 12:19
Lina2018
Пнд, 25/10/2021 - 16:49