О том, что в моем доме, пожалуй, слишком много игрушек я задумываюсь всякий раз, когда очередная деталька Lego с гулким эхом проносится по трубе пылесоса (при этом, кажется, об утрате грущу только я сама).
Или когда 10 компактных локаций из все тех же датских кубиков превращаются в 5000 разрозненных кирпичиков. Это значит, мне придется выкроить два дня и 10 кв.м. для «стройки века», чтобы хоть на время обуздать энтропию в детской комнате. Железную дорогу, выводок динозавров, пару трансформеров, набор инструментов и чемоданчик врача, полсотни машинок, небольшой арсенал оружия, а также поредевший отряд шахмат, прикидывающихся оловянными солдатиками я, волею, данной мне, приговорила к заточению в пластиковом контейнере. Да, побеги случаются регулярно, но в конце дня дети возвращают лазутчиков на базу. И лишь в борьбе с Lego я, увы, проигрываю всухую.
В обществе давно говорят о том, что количество игрушек в жизни среднестатистического ребенка превосходит не только его потребности, но и все мыслимые пределы. И, если еще двадцать лет назад горячее желание дать наследнику все самое лучшее и побольше можно было оправдать «тяжелым детством» родителей, то сегодня этот аргумент потерял свою актуальность. К тому же, нашествием яркой армии игрушек давно насторожены западные страны, где уровень жизни на порядок выше. А это значит, проблема имеет глобальный характер.
На этот раз оценивать угрозу принялись не британские ученые, а весьма щепетильные шведы. В начале 90-х в шведском университете был создан центр исследования игрушки (SITREC), где ученые и психологи задались изучением игрушки как культурного феномена, а также ее образовательной и воспитательной функции. За несколько тысячелетий существования человечества внешний облик игрушки менялся неоднократно, но роль всегда оставалась одной и той же – приоткрыть дверь в виртуальную реальность. Я сейчас говорю не про разнообразные современные симуляторы, а про самый легкий, простой и доступный путь в «зазеркалье» - фантазию.
Уникальность игрушки в том, что она одновременно существует в двух ипостасях – является объектом игры и ее субъектом. Подчиняется правилам, заданным ребенком, и в то же время диктует свои. По мнению шведских специалистов, чтобы в полной мере выполнять свою функцию, игрушка должна быть привлекательной, модифицируемой и взаимодействующей с другими типами игрушек. Это самые простые конструкторы, мячи, пирамидки, а также уменьшенные копии предметов (машины, дома), фигурки людей и животных.
На вопрос «Сколько же ребенку нужно таких игрушек?» специалисты отвечают: «Не более 3-4 для одной игры». Как только игрушка в игре ребенка начинает приобретать разные формы, она создает беспредельные поля возможностей. Небольшое количество игрушек заставляет малыша фокусироваться, больше увлекаться процессом игры, проявлять креативность мышления и воображение. Например, чтобы придумать разнообразные игры лишь с одной куклой, ее нужно будет, как минимум, переодевать, а то и перевоплощать в других персонажей. Если кукол пять, игра получается сама собой. Современные тенденции — создание и популяризация брендов (игрушки по сюжетам фильмов и мультиков), производство серий однотипных игрушек, интерактивность, избыточный дизайн — противоречат идеологии детского развития.
В этом месте, я думаю, многие вспомнят безликих пупсов из своего детства, простые, лишенные вычурного дизайна и кислотных цветов, мягкие игрушки, незамысловатые машинки. Но нам удавалось создавать удивительные миры из самых привычных вещей.
При этом я не сторонник мнения, что «и деревья раньше были выше, и трава зеленее». Современная индустрия игрушек – логичное отражение нашей цивилизации. Избыточность проявляется во всем (от еды и одежды до идеологий, каналов в телевизоре, постоянно устаревающей информации) и изобилие в детской комнате точь-в-точь повторяет изобилие взрослого мира. Просто в век быстрых решений и больших возможностей гораздо проще решиться на покупку и со временем повторить ее снова и снова.
К счастью, нас не призывают прощаться с целыми кукольными городами и коллекциями плюшевых мишек. Лишь дозированно вводить любимцев в поле зрения малыша. Тогда игрушки начинают работать в плюс, развивая любопытство, гибкость мышления, способность к нетривиальным решениям, живость и яркость эмоций. Хотя практика раздаривания избыточных игрушек с пояснением, почему важно, можно и нужно это делать, в дальнейшем пойдет лишь на пользу. Кстати, именно этот метод помогает мне контролировать количество игрушек в доме.
Мы продолжаем эволюционировать и вместе с нами меняется окружающая действительность. Поколение будущего вряд ли будет играть куклами из веточек, не потому что они плохи, а просто потому что это будет время других игрушек и других героев. Но, как и раньше, только от нас зависит, кем станет игрушка в глазах ребенка - объектом коллекции или настоящим другом.
Наталья Оринго
*в статье использованы кадры из м/ф "Машинки. Сериал для мальчиков"
solncesilber
Чт, 08/10/2020 - 10:12
Наталья Оринго
Чт, 08/10/2020 - 12:03
solncesilber
Чт, 08/10/2020 - 12:25
Cvetochnayafeya
Пт, 09/10/2020 - 06:34
Наталья Оринго
Пт, 09/10/2020 - 12:44