Аранжировка цветов как искусство. Икебана – настоящее учение о гармонии, в котором цветы, линии и пространство формируют философию жизни.
Подвес "Мехенди"
Мастера икебаны из Японии точно знают, что оттенки растений в букете являются не самым главным элементом, гораздо важнее «глубина» цветочной композиции. Идеально составленный букет и умело подобранный к нему сосуд могут передать не только настроение составителя, но и его мысли, переживания, чувства.
Мы любим многое упрощать, нам кажется, так легче понять неизвестное. Этот «западный подход» оказывается бессильным, когда начинаешь знакомиться с Японией. Даже дословный перевод слова икебана (или икэбана) сводится к грубому «живые цветы». Иероглиф «ике» является формой глагола «икасу», обозначающего оживление, выявление. Тогда в более вольном переводе, без прямолинейности словаря, икебана - это выявление цветами себя, проявление их скрытой сути.
Учителя икебаны за пределами Японии отмечают наиболее частый вопрос своих учеников: «А сколько надо учиться?» Икебане учатся всю жизнь. Икебана – как язык, только в данном случае язык символов, постоянно меняется. Для каждого отдельного растения и тем более их сочетаний существует свое трактование. Белые хризантемы олицетворяют водный поток, ветви сосны – камни или скалы. Сосна совместно с розой воплощают молодость и долголетие, а с пионом – молодость с процветанием. Если же пион соседствует с бамбуком, то процветание дополняется миром.
Кольцо "Бутон розы"
Полураспущенные бутоны и зеленая листва олицетворяют настоящее, прошлое – полностью раскрывшиеся цветы и уже засохшие листья, о будущем расскажет энергия набухших бутонов и почек. И это я еще не стала углубляться в область чувств.
Кольцо "Нарцисс"
Подвес "Цвета неба"
Если в общих чертах попробовать понять суть гармонии, заключенной в икебане, и путь к ее воплощению, вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Совершенство достигается не тогда, когда уже ничего нельзя добавить, а тогда, когда ничего нельзя убрать».
Согласно древней притче, живший в XVI веке мастер Сэнно Рикю срезал всю повилику в своем саду перед визитом императора. Сёгун Хидэеси как раз запланировал поездку, чтобы полюбоваться знаменитым садом мастера. Лишь найдя в комнате для чайных церемоний икебану из одного цветка, удивленный опустевшим садом повелитель понял - все остальные были пожертвованы ради выбора лучшего.
Кольцо "Кантарелла"
Если изначально, в VI веке составление икебаны носило сугубо ритуальный характер, а исполнителем ритуала было духовенство, то уже к середине XV века икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов. Но налёт ритуальности остался, и до сих пор он подразумевается в контексте композиций. Изначально основой композиции считали два основных элемента - Небеса и Землю. В середине VII века составление икебаны основывается на форме треугольника со сторонами разной длины, которые обозначают побегами. Третьей опорной точкой стал символ человека.
Сет "Нэсси"
Вскоре искусством икебаны заинтересовалась аристократия, а после оно стало народным.
Сейчас в Японии и в мире существует множество школ икебаны, но обучение в каждой из них базируется на одном постулате: созерцая красоту и изящество растений, наблюдая за их медленным увяданием, человек получает возможность познать, что бренность жизни не отменяет красоту, которая тоже не вечна.
Среди всего многообразия стилей можно выделить несколько основных.
Наиболее древней считается традиция создания композиций из цветов под названием «татебана». В этом случае мастер придерживается вертикального положения цветов и ветвей.
С годами татебана стала принимать всё более свободные формы, а позже преобразилась в рикка. Первоначально композиции в стиле рикка были предназначены для больших помещений, таких, как храмы, дома аристократов и самураев. Такие цветочные композиции говорили о благородстве и богатстве хозяев. В основе композиций рикка — традиционный разносторонний треугольник как символ совершенства и гармонии. Создание рикка — очень трудный и долгий процесс, им занимаются только мастера высокого класса, которые всю свою жизнь посвятили этому делу. Как правило, секреты мастерства они получают по наследству.
Относительно молодое направления в искусстве - стиль нагеирэбана (нагеирэ). В отличие от помпезности рикка, нагеирэ следовал первоначальной идее икебаны — любованию цветами. Стиль нагеирэ повторяет естественный рост живых растений. Нагеирэ не имеет четкой ориентации в пространстве и богат разнообразием форм.
Стиль морибана – дань западному влиянию на мир Востока. Особенность этого стиля — букеты в низких и плоских вазах. Потому они идеально вписываются в привычный нам интерьер.
Стиль сёка, по сути, представляет из себя упрощённый стиль рикка. Он имеет много общего с нагеирэбаной, хотя относительно этого стиля может считаться более сложным. Сёка — также ассиметричный трёх цветочный стиль. Три элемента символизируют вселенную, гармонично сочетаясь друг с другом.
Каждый мастер икебаны помнит, что цветы могут раскрыть свою красоту только в том случае, если их грамотно расставить, тогда даже в одном цветке может быть передана вся гармония мира и величие окружающей природы.
Кольцо "Мадемуазель"
Наталья Оринго
Sunnyray
Чт, 18/04/2019 - 11:48
Оринго
Чт, 18/04/2019 - 11:51