Искусство – область, в которой не одно тысячелетие происходит противостояние вкусов и убеждений. Пока одни отстаивают свое право на особенное видение мира, вторые доказывают — истина в глазах общественности.
Когда предмет споров — произведение искусства — воздействует на какой-либо орган чувств (зрение, осязание, слух и т.д.), у обеих сторон может завязаться увлекательная дискуссия. Но что делать, если в багетной раме белеет кусок свежеоштукатуренной стены, в концертном холле повисла звенящая тишина, а сквозь скульптуру в буквальном смысле можно пройти?
Само определение искусства не ограничивает творчество мастеров одними лишь эстетическими образами. Вместе с эволюцией этических оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм, не только эстетических и художественных. Так, главным критерием становится способность вызывать эмоциональный отклик у других людей. Пускай даже для этого мастеру нужно будет создать … «ничто».
В течение XX в. ничто стало осознаваться как самостоятельная эстетическая категория. Интерес к этому феномену подтолкнул художников и критиков к открытию новых способов интерпретации пространства, времени и материи. Кажется, сама невозможность дать определение «ничему» лишь сильнее разжигает азарт к работе с этим понятием и возможностями его презентации. Так или иначе, сегодня это направление представлено тысячами произведений, в центре которых находится пустота.
Когда Казимир Малевич написал свой знаменитый «Черный квадрат» в 1915, критики называли полотно (по сути пустоту, полное отсутствие объектов) торжеством «освобожденного Ничто». Для супрематистов пустота стала символом стирания старого и освобождения пространства для нового. И этим новым становятся мыслеобразы — идеи, мысли, воображение. Направление Non-Visible Art состоит в том, что зритель не видит физического воплощения произведения в виде картины или скульптуры, например. В его распоряжении лишь ее описание.
Самым плодовитым (если это слово вообще можно применить по отношению к пропагандистам концепции «ничего») был французский художник Ив Кляйн.
В начале творческого пути Ив сконцентрировался на цвете, отрешившись от форм и линий. На первой выставке художника были представлены полотна голубого, розового, синего, оранжевого цветов без малейшей точки или черточки. Также Ив напечатал небольшой альбом с этими монохромами. Поразительно выверенное по настроению предисловие к альбому «написал» его приятель Паскаль Клод.
Зрители были в восторге и нарекли полотна интерьерными. Кляйну это напротив, не понравилось, после чего он завязывает с цветом, оставив в своем сердце место лишь для ультрамаринового синего (цвет запатентован под именем International Klein Blue (IKB).
Следующим же шагом эксцентричного художника стал шаг в пустоту. Свое 30-летие Ив Кляйн решил отметить с творческим размахом, организовав выставку в галерее the Galerie Iris Clert на Rue des Beaux-Arts. Всего было создано и разослано 3500 пригласительных, те же гости, что остались без них, могли попасть внутрь за 1500 франков. Интрига сохранялась до самого конца: витражные окна галереи были закрыты занавесками, окрашенными в фирменный «кляйновский» цвет, а центральный вход оказался закрыт и заходить предлагалось через черный выход, где гостей встречали люди в военной форме и угощали коктейлями синего цвета. И только после этого зрители попадали внутрь.
А там их ждал просторный зал, свежеокрашенный в белый цвет, с серым ковролином на полу. Кляйн полностью освободил пространство галереи, оставив лишь пустые рамы на стенах, пустую же стеклянную витрину, выкрашенную в белый цвет и белую занавеску над служебным входом. Под рамами виднелись надписи типа: «Некартина, 30-73 см, 80 000 франков». Эхо, призрак искусства, пустота, о которых сам Кляйн сказал так: «Я оставил видимый, физический синий у двери и снаружи, на улице. Настоящий синий был внутри, синий глубины космоса, синий моего королевства, нашего королевства! Имматериализация синего, цветового пространства, которое не видимо, но которым мы пропитываемся… Пространством синей чувствительности в рамке белых стен галереи».
Ива Кляйна не только не освистали, очередь в галерею не исчезала еще в течение нескольких дней. Удивительно, но были желающие приобрести некартины авангардиста. В этом месте концепция «пустоты» сходила на нет и за обладание пустой рамкой нужно было заплатить вполне реальные деньги, точнее золото в обмен на чек от Кляйна. А чтобы приобрести «подлинную нематериальную ценность», нужно было пройти ритуал: сжечь и пустить чек по ветру, не оставив свидетельства покупки, а также выбросить половину золота в реку — дань сплошной пустоте. Этот трюк проделали восемь гостей галереи, проникшихся философией нематериальной чувствительности, среди них был и Альбер Камю.
А за 10 лет до этого французский художник пробовал свои силы в музыке, написав музыкальное произведение, состоящее из непрерывного затяжного звука без начала и конца — 40-минутную Монотонную симфонию. По замыслу автора, симфония должна была создавать головокружительное чувство стремления, ощущения вне времени.
Вслед за Кляйном пришло целое поколение деятелей искусства, черпающих вдохновение в пустоте. Основываются тематические музеи, открываются «пустые галереи», работают Non-Visible Art выставки.
Так, в 1972 году группа Art & Language устраивает в Нью-Йорке выставку The Air Conditioning Show, представляющую собой пустые галерейные пространства с воздухом комнатной температуры.
No Show Museum — первый в мире музей, целиком посвящённый ничто и его воплощениям в истории искусства. Музей был создан в 2013 г. швейцарским художником-концептуалистом и куратором Андреасом Хойссером. В нём представлены работы таких всемирно известных художников XX—XXI вв., как Марина Абрамович, Йозеф Бойс, Даниэль Бюрен, Маурицио Каттелан, Марсель Дюшан, Ханс Хааке и другие. Всего коллекция включает в себя около 400 экспонатов.
Может здесь все-таки что-то есть?..
Нет, показалось.
В Нью-Йорке существует Музей невидимого искусства MONA (The Museum of Non-Visible Art). На официальном сайте музея есть пояснительное видео, цель которого – привить зрителю мысль, что некоторые произведения искусства настолько концептуальны и гениальны, что имеют право не материализовываться в физическом мире и достойны существовать лишь в воображении художника. Экспонаты в музее можно купить — клиент получает табличку с описанием картины, сертификат подлинности и, конечно же, само произведение - большую раму. А затем дома можно попробовать «проявить» картину собственными силами или же, как советуют авторы проекта, повесить пустую рамку на стену, сопроводив описанием, чтобы каждый, используя свое воображение, мог получить удовольствие от невидимого шедевра.
Но не только художники работают в «невидимой» технике. В лондонской Галерее Хэйворд (Hayward Gallery) в 2012 году прошла «пустая» выставка 50 работ ведущих творцов. Мастера разжигали воображение зрителей самыми разнообразными способами.
На этом фото работа Энди Уорхола «Невидимая скульптура», датируемая 1985 годом. Когда-то гений поп-арта стоял рядом с этим постаментом, а сейчас кажется, что отошел на минутку и скоро вернется. Организаторы выставки считают, что здесь можно почувствовать ауру знаменитого художника.
Работа американского концептуалиста Тома Фридмена «Проклятие» — пространство размером 11 дюймов над пьедесталом, по уверениям Фридмена проклятое ведьмой. Угадаете, за сколько было продано?
Экспозиция Джеппа Хайна «Невидимый лабиринт» не что иное как пустая комната. Двигаться воображаемыми путями лабиринта предлагают по подсказкам из наушников. Стоит уткнуться в «стену», наушники завибрируют.
Мне же особенно понравилась рецензия на работу популярного актера кинорежиссера Джеймса Франко. За 25 долларов можно купить описание его неснятого фильма «Красные листья», основанного на произведении Уильяма Фолкнера. К слову, работа над фильмом «длилась» 2 года!
Пустые холсты или картинные рамы, музыкальные произведения, состоящие из пауз и тишины, инсталляции и скульптуры из воздуха и галереи, что закрываются от посетителей на время проведения выставок — все это формы искусства смыслов, призванные открыть глаза на параллельный мир, построенный из образов и слов. Вот только мне гораздо ближе эстетика искусства, неотделимая от чувств. А вам?
Наталья Оринго
Sunshine
Втр, 27/07/2021 - 17:26
Sunshine
Втр, 27/07/2021 - 17:27
Kell
Втр, 27/07/2021 - 17:39
olenabuglova
Втр, 27/07/2021 - 17:45
Шани
Втр, 27/07/2021 - 19:17
Nifli
Втр, 27/07/2021 - 19:29
Cvetochnayafeya
Втр, 27/07/2021 - 20:16
Наталья Оринго
Втр, 27/07/2021 - 20:35
beeZyanka
Втр, 27/07/2021 - 20:51
Lina2018
Втр, 27/07/2021 - 21:12