Конфликт ручного труда и промышленного прогресса отнюдь не модное течение, вызванное наплывом товаров из азиатских стран. Человечество обеспокоилось судьбой ремесленничества, еще не успев в полной мере насладиться торжеством науки и вкусом первых технологических побед 19 века.
Стремительно развивающееся фабричное производство давало сумасшедшую прибыль, но обезличивало все – и товары, и производителей, и потребителей. Накопительство и жажда потребления стерли какие-либо границы между стилями. В стандартном доме 19 века можно было встретить мебель в стиле Людовика XIV и картины художников-академистов. Станки без устали выдавали любителям «красивой жизни» «барочную резьбу» из папье-маше, «бронзовые» скульптуры из крашеного гипса и «золоченые рокайли» из жести.
Масштабы катастрофы были очевидны для людей искусства. Именно они во второй половине XIX века в Англии открыли Движение искусств и ремесел. Приверженцы The Arts&Crafts Movements верили в то, что искусство не просто формирует жилую среду в рамках определенного дизайна, но и способно изменить окружающий мир к лучшему.
Как на фоне растущей механизации и массового производства возродить традиционные ремесла? Что предложить потребителю вместо дешевой «массовки»? За основу были взяты традиции средневековых ремесленных цехов, выраженные в единстве формы, функциональности и декора. Художники создавали деревянную мебель, украшенную сюжетными росписями и отделанную металлическими скобами, планками и фурнитурой, обои, ткани, керамику и витражи. Использовали роспись по ткани, серебряное и золотое шитье, ковры. Ювелиры прикладного искусства избегали крупных ограненных камней, предпочитая естественную красоту драгоценных камней в форме кабошона. Акцент был сделан на изогнутых и образных конструкциях, наполненных символизмом.
Движение искусств и ремесел породило несколько творческих гильдий в разных уголках Европы. И, думаю, я не ошибусь, если самыми выдающимися творцами назову Уильяма Морриса и Чарльза Роберта Эшби. Одержимые одной целью, они все же выбрали разные пути. И дело даже не в творческих интересах.
Уильям Моррис — английский художник, писатель и переводчик. Первый человек, охарактеризовавший свою профессию словом «дизайнер».
Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Для печати на тканях пришлось научиться искусству резьбы на деревянных блоках и технике естественной окраски тканей, которая исчезла много лет назад и вновь была восстановлена и обновлена. Моррис научился вышивать антикварными швами; учился ткачеству по старой французской книге и всего за три месяца завершил свой первый дизайн гобелена.
Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней.
После смерти Морриса его врач объявил, что "он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек". Его вклад в развитие и реализацию принципов Движения искусств и ремесел неоценим.
Примером распространения Движения Морриса является «Гильдия и школа ремесел» (The Guild of Handicraft) Чарльза Роберта Эшби.
Британский дизайнер Чарльз Роберт Эшби является одним из самых важных представителей Движения искусств и ремесел. Он считал, что искусство и ремесло являются частью целого, и отделение художника от искусства невозможно. Чарльз был человеком огромных талантов, он проектировал дома, мебель, создавал предметы интерьера и необыкновенные украшения. Как и Моррис, своей деятельностью Эшби возрождал традиционные ремесленные навыки и обеспечивал работой жителей самых бедных районов города.
Его излюбленная тема в ювелирном деле – павлин. Эшби создал около дюжины драгоценностей в виде павлина в одном только 1900 году.
Несмотря на высокую стоимость изготовленных в традиционной технике мебели, статуэток, украшений и пр., интерес к теме возрастал, особенно среди новых буржуа. Вскоре на промышленном уровне появились копии произведений гильдии - предприимчивые дельцы наладили серийное производство. Да, в ущерб качеству, но доступная цена была решающим фактором в глазах покупателей. Так тезис движения потерял свою сущность.
Как поступает Эшби? Он выходит за рамки движения и принимает промышленную технологию. Новые постулаты гильдии теперь строятся на том, что машины и промышленность уже были неразрывно связаны с экономическим, социальным и художественным прогрессом. Отвергать это, все равно, что остаться позади, не развиваясь вместе с обществом.
Как и любой творческий человек, Эшби не соглашается на готовые схемы промышленников, он меняет их. Применив теорию искусств к господствующим технологиям, Чарльз пришел к решению проблемы – промышленному дизайну. Сохраняя суть продукта, производство он перенес в область индустрии.
Так давний девиз приверженцев Движения искусств и ремесел «Просто делать что - либо руками уже должно быть удовольствием» был переосмыслен, сделав возможным компромисс между искусством и прогрессом.
Наталья Оринго
Елена Маслова
Пт, 15/02/2019 - 22:00
silvercat
Сб, 16/02/2019 - 01:13