Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Искусство и прогресс. Противостояние и компромисс.

Конфликт ручного труда и промышленного прогресса отнюдь не модное течение, вызванное наплывом товаров из азиатских стран. Человечество обеспокоилось судьбой ремесленничества, еще не успев в полной мере насладиться торжеством науки и вкусом первых технологических побед 19 века.

Стремительно развивающееся фабричное производство давало сумасшедшую прибыль, но обезличивало все – и товары, и производителей, и потребителей.  Накопительство и жажда потребления стерли какие-либо границы между стилями. В стандартном доме 19 века можно было встретить мебель в стиле Людовика XIV и картины художников-академистов. Станки без устали выдавали любителям «красивой жизни» «барочную резьбу» из папье-маше, «бронзовые» скульптуры из крашеного гипса и «золоченые рокайли» из жести.

Масштабы катастрофы были очевидны для людей искусства. Именно они во второй половине XIX века в Англии открыли Движение искусств и ремесел. Приверженцы The Arts&Crafts Movements верили в то, что искусство не просто формирует жилую среду в рамках определенного дизайна, но и способно изменить окружающий мир к лучшему.

fbe1d7293a832b911a5e06afb87e4343.jpg


Как на фоне растущей механизации и массового производства возродить традиционные ремесла? Что предложить потребителю вместо дешевой «массовки»? За основу были взяты традиции средневековых ремесленных цехов, выраженные в единстве формы, функциональности и декора. Художники создавали деревянную мебель, украшенную сюжетными росписями и отделанную металлическими скобами, планками и фурнитурой, обои, ткани, керамику и витражи. Использовали роспись по ткани, серебряное и золотое шитье, ковры.  Ювелиры прикладного искусства избегали крупных ограненных камней, предпочитая естественную красоту драгоценных камней в форме кабошона. Акцент был сделан на изогнутых и образных конструкциях, наполненных символизмом.

 

Движение искусств и ремесел породило несколько творческих гильдий в разных уголках Европы. И, думаю, я не ошибусь, если самыми выдающимися творцами назову Уильяма Морриса и Чарльза Роберта Эшби. Одержимые одной целью, они все же выбрали разные пути. И дело даже не в творческих интересах.

Уильям Моррис — английский художник, писатель и переводчик. Первый человек, охарактеризовавший свою профессию словом «дизайнер». 

dba346d445bbffed161b20428a947543.md.jpg


Много лет своей жизни Моррис отдал на возрождение традиций изготовления британских текстильных изделий и методов их производства, и сам освоил множество ремесел. Для печати на тканях пришлось научиться искусству резьбы на деревянных блоках и технике естественной окраски тканей, которая исчезла много лет назад и вновь была восстановлена и обновлена. Моррис научился вышивать антикварными швами; учился ткачеству по старой французской книге и всего за три месяца завершил свой первый дизайн гобелена.

eaa1fa4961bcacd18e6485bad3be6da4.jpg

6b821738d5382938fdc423dc7e4becc3.md.jpgbdd285e183423544ecdd837609373f95.jpg

Дизайнерские работы Уильяма Морриса, в основу которых легли природные мотивы, стали предвестниками стиля модерн, а обои и ткани по его рисункам выпускают до наших дней.

be35d1be8100ffeb7a5c2f0430821b4f.md.jpg

После смерти Морриса его врач объявил, что "он просто был Уильямом Моррисом и сделал работы больше, чем десять человек". Его вклад в развитие и реализацию принципов Движения искусств и ремесел неоценим.

Примером распространения Движения Морриса является «Гильдия и школа ремесел» (The Guild of Handicraft) Чарльза Роберта Эшби.

08e64bbe5799720c3ef7e54e9c3eba8a.jpg

Британский дизайнер Чарльз Роберт Эшби является одним из самых важных представителей Движения искусств и ремесел. Он считал, что искусство и ремесло являются частью целого, и отделение художника от искусства невозможно.  Чарльз был человеком огромных талантов, он проектировал дома, мебель, создавал предметы интерьера и необыкновенные украшения. Как и Моррис, своей деятельностью Эшби возрождал традиционные ремесленные навыки и обеспечивал работой жителей самых бедных районов города.

a4aee867ece4de1879b44c191137a955.jpg

01e527bcb388d6b68d79b12627196042.jpg

2b6bfe7acbae583196def77fce418a59.jpg

518eacbab66a10e0bdff10008ef65a12.md.jpge7ba2d8f29d28498bb2688a3bb5f4992.md.jpg

Его излюбленная тема в ювелирном деле – павлин. Эшби создал около дюжины драгоценностей в виде павлина в одном только 1900 году.

482ddf13740387d641f576c60c377b6b.md.jpg

d8a6e6902a25585f62272ea9ae09c95b.jpgc70046badd135829e0701a19382ea449.jpg

Несмотря на высокую стоимость изготовленных в традиционной технике мебели, статуэток, украшений и пр., интерес к теме возрастал, особенно среди новых буржуа. Вскоре на промышленном уровне появились копии произведений гильдии - предприимчивые дельцы наладили серийное производство. Да, в ущерб качеству, но доступная цена была решающим фактором в глазах покупателей.  Так тезис движения потерял свою сущность.

Как поступает Эшби? Он выходит за рамки движения и принимает промышленную технологию. Новые постулаты гильдии теперь строятся на том, что машины и промышленность уже были неразрывно связаны с экономическим, социальным и художественным прогрессом. Отвергать это, все равно, что остаться позади, не развиваясь вместе с обществом.

Как и любой творческий человек, Эшби не соглашается на готовые схемы промышленников, он меняет их. Применив теорию искусств к господствующим технологиям, Чарльз пришел к решению проблемы – промышленному дизайну. Сохраняя суть продукта, производство он перенес в область индустрии.

253caedcd507feabc46976edf2c21ab6.md.jpg

Так давний девиз приверженцев Движения искусств и ремесел «Просто делать что - либо руками уже должно быть удовольствием» был переосмыслен, сделав возможным компромисс между искусством и прогрессом.

Наталья Оринго

Елена Маслова
Пт, 15/02/2019 - 22:00

Отличное было время для ремёсел. Писала в блоге на эту тему и сейчас с удовольствием вернулась в ту эпоху. Спасибо за отличное исследование, Наташа. heart
silvercat
Сб, 16/02/2019 - 01:13

Очень интересная и лаконичная статья. Спасибо! :) Из такого огромного пласта материала сумели выделить основное и изложить в приятной для прочтения форме. Мне очень понравилось, потому как многие статьи о Движении искусств и ремесел перенасыщены таким количеством фактов, что очень сложно для восприятия. И если это еще рассматривать в географическом разрезе....., запомнить многое просто невозможно. Поддерживаю Елену Анатольевну, что у Натальи получилось сделать отличное исследование! :) И иду по ссылке в блог:))))