Реальные моменты не ждут золотого часа. В репортажной фотосъемке нет времени для репетиций и повторных дублей: или ты делаешь снимок века или выкидываешь в корзину десятки рядовых кадров. Сегодня говорим о нескольких знаменитых снимках и о том, почему одни ими восхищаются, а другие осуждают.
В эпоху, когда фотографу сходят с рук ошибки в настройках камеры — ведь их можно поправить практически в любом графическом редакторе уже постфактум, особенно ценны карточки, проявившиеся в стенах черной комнаты. Пленка не прощает оплошностей и помимо удачного момента крайне важно быть профессионалом своего дела и не испортить легендарный снимок незнанием основ фотографии. У героев этой статьи с профессиональными навыками все настолько хорошо, что они заслуженно вошли в историю как легендарные фотографы эпохи. Не обошла стороной их творчество и удача, услужливо собравшая всех участников процесса — моделей и фотографа — в нужное время в нужном месте.
Знаменитый снимок, на котором американский солдат целует медсестру, поисковики выдают в десятке первых по запросу «самые знаменитые фотографии в истории». Яркий сюжет запечатлел Альфред Эйзенштадт, гений репортажной съемки 20-го столетия.
Вообще на тему любви на фоне войны у Эйзенштадта есть десятки, если не сотни снимков, возможно даже более сентиментальных и трогательных, чем фотография, наделавшая столько шума. Например, вот несколько фотографий из цикла снимков, отснятых на Пенсильванском вокзале, в момент прощания американских солдат с любимыми. В них щемящая боль от расставания, растерянность перед будущим и его неопределенностью и всепоглощающая любовь. Такую рецензию сделал для снимков журнал LIFE: «Общим знаменателем всех этих прощаний является печаль и нежность, а также полное отрешение от всего, кроме своих личных душевных страданий».
Но мы вернемся к более страстному поцелую на Таймс-сквер. После того, как 14 августа 1945 года жители Нью-Йорка узнали о капитуляции Японии, тысячи людей высыпали на улицы, искренне радуясь окончанию войны. Среди них был и Альфред Эйзенштадт. В толпе ликующего народа фотограф заметил матроса, который целовал встречных женщин без разбора. Надеясь на еще несколько подобных пылких проявлений радости, фотограф вышел перед солдатом как раз в момент, когда в его объятиях оказалась юная девушка в медицинской форме. Всего за время исторического поцелуя было сделано 4 кадра, из которых на страницы LIFE, равно, как и в историю, попал только один. Быстротечный момент и чистый порыв эмоций на фоне исторического события сделали снимок легендарным. Настолько, что вскоре в редакцию журнала посыпались письма от кандидатов на роль героев фотографии. По меньшей мере 11 мужчин заявили, что они были тем самым моряком, а три женщины претендовали на роль медсестры. Хотя, зная, что девушка на фото была далеко не первой избранницей любвеобильного солдата, логичнее было бы видеть обратные цифры.
Журналисты даже проводили расследования на эту тему и пришли к более-менее единому мнению, что на фото Джордж Мендонса и Грета Фридман.
Еще одним купидоном репортажной съемки во время Второй мировой войны можно назвать французского фотографа Робера Дуано. Его работы всегда были сосредоточены на обнаружении человеческих эмоций, а во времена мировых трагедий эти чувства обостряются до предела. Фотографии влюбленных парижан на фоне катакомб и заграждений из колючей проволоки во время немецкой оккупации стали знаковыми, настоящими эмблемами парижской жизни в сложный для страны период. Есть у Робера и сюжет, во многих деталях похожий на знаменитый снимок Эйзенштадта. Вот только его, увы, миновала участь легендарного собрата.
Свой самый знаменитый поцелуй фотографу еще только предстоит снять — случится это в мирном 1950-м. Изначально фото «Поцелуй у Отель-де-Виль» должно было стать самым что ни на есть репортажным. Однажды прогуливаясь Парижем в поисках сюжета по заданию редакции, Дуано увидел красивую целующуюся пару, но не стал их снимать, чтобы не мешать влюбленным, а дождался пока они закончат. Затем подошел, представился, сказал, что ему нужны романтические снимки для журнала и попросил повторить поцелуй на камеру, на что ребята, за небольшой гонорар, с радостью согласились.
Этот кадр был опубликован в LIFE вместе с несколькими другими фотографиями поцелуев на улицах Парижа. Оригинальный снимок со своим автографом Робер отправил главной героине, Франсуазе Дельбар, в качестве признательности за помощь в создании снимка.
О снимке вспомнили в 1986 году, решив напечатать с него постер. Почему-то спустя 36 лет запечатленный сюжет нашел гораздо больший отклик у публики, а снимок стал символом романтики Парижа.В итоге тираж копий пополнился 2,5 миллионами открыток, полумиллионом плакатов, а также бесчисленным количеством марок, календарей, маек и прочей продукции. Тут же с разных уголков Франции стали приходить письма от якобы героев фотографии с требованием выплатить часть прибыли от продаж. Фотограф Робер Дуано поначалу с иронией выслушивал новости о новоявленных влюбленных, ведь он знал истинных героев и лично договаривался с ними о съемке. Но шутки закончились, когда компенсацию потребовала сама Франсуаза Дельбар. Все иски на свое имя Дуано выиграл, но вот безупречную репутацию репортажного фотокорреспондента, увы, запятнал. Обществу нужна была импровизация фотографа, а не повтор на камеру на «бис».
Спустя годы в корне изменилось отношение зрителей и к самому знаменитому снимку «Американка в Италии» Рут Оркин. Но никаких интриг, исков и расследований не было, просто изменились ценности и взгляды в самом обществе. А история была такова.
В 1951 году Рут Оркин отправилась путешествовать по Италии, где во Флоренции познакомилась с ещё одной американкой - Нинель Крейг. Девушки подружились и в какой-то момент в разговоре всплыла тема, насколько ярко и эмоционально итальянские мужчины реагируют на женщин, путешествующих в одиночку. В самой Италии начала 50-х женщины были полностью погружены в семью и не дефилировали по улочкам в праздном расположении духа. Туризм же в послевоенное время еще не достиг тех оборотов, чтобы заполонить знойную Италию иностранными путешественниками и путешественницами. В общем, появление на улицах одинокой молодой иностранки всегда производило фурор. Сюжет для фото был найден!
⠀
В результате, получилась целая фотосессия «Не бойтесь путешествовать в одиночестве», самая первая фотография которой всего через год была опубликована в Cosmopolitan, в качестве иллюстрации советов о том, как женщинам путешествовать по Европе в одиночку. На этом снимке красавица Нинель идет по улице, сопровождаемая восхищенными мужскими взглядами.
Много лет спустя в своем интервью журналу «Today» Нинель рассказала, что все мужчины, запечатленные на фотографии, вели себя в тот день исключительно вежливо, и никаких домогательств с их стороны не было. На вопрос «Не является ли данное фото постановочным?» Нинель ответила: «Нет, нет и еще раз нет. Какой смысл собирать вместе 15 мужчин и сделать всего лишь два кадра?..Когда мужчина свистит тебе вслед или выкрикивает «Que Bella!» — это только воодушевляет тебя, — говорила она, — и я становилась от этих жестов только выше. В тот момент я владела всей этой улочкой и была счастлива...».
Однако спустя семдесят лет данный снимок из классики документализма превратился в яркий символ сексизма. И за сколь-нибудь радостную приписку к такой публикации можно схлопотать нешуточные обвинения и даже оказаться в гуще скандала. Но как бы не менялись со временем смыслы и идеи, очень важно сохранить способность видеть и восхищаться красотой.
Cleona
Ср, 18/05/2022 - 15:33
Cleona
Ср, 18/05/2022 - 15:36
Cvetochnayafeya
Ср, 18/05/2022 - 17:06