Наша культура без сказок немыслима. Кажется, люди рассказывают сказки с того самого момента, как отделились от обезьян и освоили дар речи. Сказки сопровождают нас буквально всюду – с самого детства во взрослую жизнь, в виде аллюзий, образов и отсылок…
И, разумеется, как и всё простое, естественное и привычное, они практически никем до недавнего времени не изучались. Зачем? Что может быть проще сказки? С ними и так всё понятно. Или нет?..
На фото: колье "Дукач. Яблуневе Серце" со Swarovski Gemstones
В это трудно поверить, но учёные-филологи, знатоки сложнейших литературных форм и стилей, до сих пор не знают, что же такое сказка. Сказка – это выдуманная история… Ага, как «Алые паруса» у Грина? Да нет, народная! Хм, как мифы про Геракла и Персея? Да нет же, не такая серьёзная! «Перебранка Локи» подойдёт? Нет, волшебная! Хм… Тогда истории про Уленшпигеля и Насреддина, получается, не сказки?..
Вот как всё запутанно… Кажется, что признаки сказки всем известны и понятны, буквально налицо – ан нет, какой ни возьми – любой оказывается либо не таким уж и обязательным, либо не таким уж и сказочным.
Долго учёные ломали головы и ловили сказку за хвост. Наконец, решили выследить и описать её с помощью «ближайшего родственника» – мифа. Считается, что миф и сказка – почти что брат с сестрой, вот только миф постарше и посерьёзней, как старшему и положено. Про миф учёные уже немало знают – а что же до его «сестры»?
В. М. Васнецов «Ковёр-самолёт»
Во-первых, миф – штука в самом деле серьёзная и сакральная. Мифы принято рассказывать по большим праздникам или во время торжественных ритуалов. А вот сказку можно рассказать где угодно: вечером у печки, на привале у костра, в гостях, в поезде… везде. И особая атмосфера для этого не нужна.
Во-вторых, миф (только не удивляйтесь раньше времени) претендует на реальность событий, которые описывает. События эти, конечно, могли произойти ужасно давно, или быть не совсем такими, как описано в мифе, но они определённо были – Тор сражался с великанами, Геракл возносился на Олимп, Кухулин сватался к Эмер, а Зигфрид побеждал дракона. Может, оно, конечно, выглядело чуточку иначе – у великанов было две руки, а не четыре, а волосы Эмер были не золотыми, а медно-рыжими. Но оно определённо было! Сказка же на такое не претендует – никто и не подумает доказывать, что где-то когда-то волк сдул соломенный домик поросят, а потом проглотил чужую бабушку. Хотя, справедливости ради стоит сказать, что иные сказки щедро украшаются очень реалистичными приметами времени и места – например, герои ездят в Оксфорд или Петербург, едят картошку и даже подковывают паровоз (да, такая сказка есть у шведов)! Но, в отличие от мифа, это именно украшение – даже с такими подробностями верить в реальность сказки никто не требует.
Лев Каплан. Иллюстрация к "Сказкам братьев Гримм"
В-третьих, миф повествует о событиях масштабных, часто мировых – от создания этого самого мира и населения его боками, людьми и другими интересными существами до добывания огня, обучения письму и чтению, основанию городов и так далее. В сказке же происходят события рангом поменьше – резные чудесные вещи добываются не для всего человечества, а ради вполне конкретных целей конкретного героя: выполнить поручение короля, посвататься к девушке, ну и так далее; не герой побеждает дракона, а солдат загоняет чёрта в ранец…
Иными словами, сказка – это своего рода мини-миф «на каждый день», покороче, попроще и с большим простором для фантазии и выдумки.
Впрочем, без примеров все эти объяснения будут слишком скучными. А вот и пример мифа и сказки по его мотивам (да, такое бывает, и часто). Миф взят из «Старшей Эдды» и рассказывает о том, как у могучего Тора злобный великан похитил его оружие – волшебный молот; взамен великан потребовал, чтобы ему в жёны отдали Фрейю, прекраснейшую из богинь. Разумеется, выполнять такое наглое требование боги не собирались, и тогда Тор сам нарядился в платье, закрыл лицо покрывалом и отправился к великану под видом Фрейи. На свадебном пиру великан решил похвастаться «супруге» похищенным молотом – за что тут же и поплатился…
На фото: кольцо "Нордическое" с кубическим цирконием
Несмотря на внешнюю комичность, миф вполне себе серьёзный и весьма сложный – у него даже психоаналитическая трактовка есть! Тор, могучий воин, привыкший решать проблемы кулаками (и молотом), учится в этом мифе сдерживать себя, проявлять хитрость и терпение и решается выставить себя в комичном виде ради спасения всего Асгарда… В «Старшей Эдде» это выглядит примерно так:
Тотчас собрались
все асы на тинг
и асиньи все
сошлись на совет,
о том совещались
сильные боги,
как им вернуть
Хлорриди молот.
Хеймдалль сказал,
светлейший из асов,-
ванам подобно
судьбу он провидел;
"Тору наденем
брачный убор!
Украсим его
ожерельем Брисингов!
…
Тору надели
брачный убор,
украсили грудь
ожерельем Брисингов,
связка ключей
забренчала сзади,
женская скрыла
колени одежда,
камней дорогих
на грудь нацепили,
голову пышным
убором накрыли.
…
Сказал тогда Трюм,
ётунов конунг:
"Скорей застилайте,
ётуны, скамьи!
Фрейю везут мне,
невесту прекрасную,
Ньёрдом рожденную
из Ноатуна!
Коровы тут ходят
золоторогие,
черных быков
немало у турса;
вдоволь сокровищ,
вдоволь каменьев,
только мне Фрейи
одной не хватало"…
Йон Бауэр. Иллюстрация к сказкам «Среди эльфов и троллей»
А вот более поздняя сказка-песня на тот же сюжет. Времена настали другие, сакральность мифа успела померкнуть, и над ним уже можно было вдоволь посмеяться…
С трудом на старого Тора
Надели брачный наряд.
Волосы ему расчесали,
Соблюдая обряд.
На пышную свиту невесты
Уставился глупый Греммиль:
«Лучшее платье несите мне —
Надеть его самое время».
Мигом сожрала быка большого
И хлеб умяла невеста,
Пятнадцать мешков ржаной муки
Замешано было на тесто.
Лососей сожрала пятнадцать штук,
Котел похлебки капустной,
Выпила брагу всю до дна,
И на столе стало пусто.
В лохани ей притащили вина,
Была лохань тяжела,
Пришлось ее на палки надеть,
Чтобы полегче была.
От страха глупый ётун
Не взвидел белого света:
«В жизни я невест не видал,
Чтоб жрали так, как эта!»…
А что вам больше по душе – сказки или мифы? Или и то, и другое?
___
Для написания статьи были использованы материалы из книги «Исторические корни волшебной сказки» В. Проппа.
Ольга Оринго
gillyflower
Пнд, 09/11/2020 - 19:16
Оля-Оринго
Пнд, 09/11/2020 - 23:31
А ще вражає як така, здавалося б, не дуже серйозна річ як казка змушує замислитися над різноманітними важливими питаннями...