Еще в середине прошлого века существовало четкое разделение функций дизайна. Либо дизайнер руководствуется принципами эстетичности и делает жизнь своего клиента красивее, но никак не комфортнее; либо, исходя из принципов практичности, формирует удобное, но малосимпатичное пространство.
Мы живем в эпоху UX дизайна, когда производители заинтересованы в создании полезных, простых и приятных в использовании продуктов. И одним из самых важных навыков дизайнера становится эмпатия. Как она влияет на дизайн, учитывая, что главным органом восприятия информации в нашем цифровом мире становится зрение?
Чтобы понять, как важен цвет в дизайне, достаточно взглянуть на мир глазами человека с необычным зрением. По оценкам Национального института здоровья США 1 из 12 мужчин и 1 из 200 женщин воспринимают цвета не так, как большинство людей. При протанопии нарушается восприятие красных оттенков, дейтеранопия делает неразличимыми зеленые оттенки; тританопия исключает возможность отличать синие оттенки. Общее название для всех трех этих видов нарушения цветоощущения — дихромазия. Дихроматы различают лишь 2 из 3 основных цветов, тогда как люди с нормальным цветовым восприятием — трихроматы — распознают их все. Например, так видит карту харьковского метрополитена дихромат, красная и зеленая линия едва различимы.
А вот интерфейс Facebook – синий цвет не меняет свой оттенок в глазах дихроматов. Такой выбор в оформлении не случаен. Все потому, основатель соцсети Марк Цукерберг сам страдает дейтеранопией и плохо различает красный и зеленый цвета. «Синий — самый насыщенный цвет для меня, — объясняет Цукерберг. — Я вижу все его оттенки».
Конечно, невозможно привести все в мире к одной универсальной цветовой схеме. Но есть ряд приемов, облегчающих считывание информации в тех случаях, когда цвет не справляется с ее передачей. Например, усилить его графикой.
Светофор для дальтоников рядом с обычным светофором
Второе направление в эмпатическом визуальном дизайне – тактильные 3D-картины. Сегодня познакомиться с изобразительным искусством слабовидящие зрители могут, опираясь на свое осязание. Существует несколько методов изготовления таких картин – от литья в формах, созданных на основе пластилиновых заготовок, до печати на 3D-принтере. Фактура таких полотен может передавать особенности изображения, например одежда персонажа на ощупь похожа на ткань. А визуально тактильная картина не сильно отличается от оригинала.
В 2015 году в музее Прадо в Мадриде прошла первая выставка тактильных картин, созданных для слепых людей. С тех пор такие коллекции есть практически в каждой стране мира.
Объемные картины из шурупов художника Эндрю Майерса полностью рукотворные. Их идея возникла после того, как Эндрю увидел слепого посетителя выставки. Тот пытался познать мир прекрасного, касаясь работ и параллельно слушая рассказы-объяснения своего друга.
На производство одной картины уходит от трёх месяцев до полугода. Но такое искусство действительно объединяет людей.
Линия, движение, пространство, текстура, размер, форма, фигура, типографика и цвет — в действительности важен каждый элемент визуального взаимодействия со зрителем. Но реальные возможности их применения становятся намного шире, если взглянуть на мир глазами другого человека.
Наталья Оринго
Тalae
Втр, 08/12/2020 - 20:26