Магический реализм – это далеко не только литература. Славные традиции сплавления реального с фантастическим живы и в изобразительном искусстве – и не просто живы, а цветут, приносят причудливые плоды и даже соревнуются с литературой за право родоначалия магического реализма как такового!
Да, у живописи есть основания на такие претензии – ведь сам термин «магический реализм» впервые прозвучал именно в контексте изобразительного искусства и относился к картинам так называемого постэкспрессионизма. В отличие от собственно экспрессионизма – с его вызывающе яркими, скандальными, оглушительными картинами-воплями – новый стиль был тихим, спокойным, даже флегматичным, с правильными, аккуратными линиями и мазками, тщательно проработанными деталями и лёгкими нестыковками и странностями, задумчиво вторгавшимися в обыденное пространство. Глянешь в первый раз – вроде бы все нормально, всмотришься – протрешь глаза – и вот снова из фрагментов собирается необычный мир. Тяжеловесный и скучный термин постэкспрессионизм в 1925 году уступил место более изящному и точному «магическому реализму». Взгляните на картины и поймёте, что лучше и не скажешь.
Яцек Йерка
Немецкий искусствовед Франц Рох, придумавший такой удачный термин, даже описал признаки картины в таком стиле. Во-первых, изображение обычных, повседневных объектов с минимумом всякой фантастики и совсем без экспрессионистского гротеска – нормально и спокойно. Во-вторых – множество тщательно прописанных мелких деталей, даже на огромных полотнах. И в-третьих – глубина картины, изображение на которой словно уходит вдаль от зрителя, в отличие от тех же экспрессионистов, намеренно делавших изображение плоским и как будто плакатным.
Майкл Паркес
К магическому реализму часто относят даже тех художников, которые сами себя к нему никогда не относили – например, Рене Магритта или Фриду Кало. Это вовсе не значит, что определения Роха неверны – скорее, дело в том, что границы между стилями в искусстве практически не бывают твёрдыми и незыблемыми, да и сами художники редко сознательно относят себя к тому или иному стилю. Поэтому не стоит удивляться, встретив в сегодняшней подборке, скажем, Яцека Йерку – признанного мастера магического реализма – рядом с Ремедиос Варо, художницей из компании испанских сюрреалистов. В конце концов, магический реализм – не столько стиль, сколько дух и принцип.
Начать любоваться предлагаю с уже упомянутого Яцека Йерки, современного польского художника, создающего задумчивые и волшебные картины. Они могу приглянуться тем, кто в детстве часами рассматривал трещинки на стене, узоры паркета и ковра, уносясь воображением далеко-далеко. На картинах Йерки все эти мечты оживают в пятикратном размере: город размещается на спине добродушного дракона, кухня, в которой помимо кота живут разные забавные создания, распахивает свои двери в пшеничное поле, книги растут прямо на деревьях, а в каждом потаенном уголке можно устроить домик для интроверта… Детство художника прошло в старинном городе, а за вдохновением он убегал к бабушке на уютную кухню, так что догадаться, откуда что взялось, не так и сложно. А еще одно из хобби художника – коллекционирование камней!
«Я ищу по-своему исключительные. Я читал фантастическую книгу братьев Стругацких «Пикник на обочине», они придумали предметы, которые были частью космоса и могли аккумулировать и отдавать свет. Так же и я верю, что мои камни — это часть внешнего космоса и других миров».
А это – Октавио Окампо, мексиканский художник, работающий в жанре метаморфоз. Его картины вы наверняка где-то да видели – они очень известны, но вот имя создателя почему-то постоянно упускают. Самое время исправить эту несправедливость!
«Я называю свой стиль «метаморфическим», потому что когда вы смотрите на мои картины, они переходят от одного изображения к другому. Моя философия в том, что мы живём в разных вселенных, параллельных друг другу. Вселенная и философия – вот мой стиль...», – вот как отзывается о своих картинах сам Октавио Окампо. Рассматривать и разгадывать сокрытую в них символику (в немалой степени религиозную) можно до бесконечности.
А вот Ремедиос Варо (ее полное имя - Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо и Уранга – кажется, тоже сошло со страниц какого-нибудь романа в жанре магического реализма) – испанская художница, работавшая в стиле… впрочем, она сама отрицала, что работает в каком-либо стиле, утверждая, что просто рисует то, что чувствует. Призрачные, хрупкие образы, дивный симбиоз мира природы и людей, науки, религии и волшебства – это все картины Ремедиос Варо. К сожалению, лет творчества ей было отведено не так уж много, но и имеющиеся полотна завораживают…
Очаровывала и сама художница – история ее жизни похожа на увлекательную книгу. Вот как писал о ней ее коллега и возлюбленный, художник Виктор Браунер: «Моя дорогая Ремедиос… Твоя походка — как тихий ветерок и как шелест крыльев бабочки или птицы в небе. Твои волосы — это корни невидимых звезд… Твои чудесные волосы — это жидкое пламя, которое касается воздуха, а воздух этот окружает все, где я хотел бы быть… Твоя кожа пахнет восточными благовониями. Движения твоего тела — это тихий ветерок или плеск ручья, где играет форель».
Думаю, вне зависимости от отношения к этим картинам, нельзя отрицать того, что они пробуждают воображение. А какие образы рождаются у вас при взгляде на них?
Ольга Оринго
Cleona
Ср, 16/12/2020 - 18:08
Cleona
Ср, 16/12/2020 - 18:11
Lenel
Ср, 16/12/2020 - 18:32
Оля-Оринго
Ср, 16/12/2020 - 19:41
irisnatusia
Ср, 16/12/2020 - 20:25
ovcharenkotatyana
Ср, 16/12/2020 - 21:19
Cleona
Ср, 16/12/2020 - 21:25
SEMENOVNA89
Ср, 16/12/2020 - 23:06
Sunshine
Ср, 16/12/2020 - 23:49
Loana
Чт, 17/12/2020 - 09:18