Раньше верили, что люди на противоположной стороне Земли ходят вверх ногами. Конечно, это не так, но в виде аллегории это выражение красочно описывает различия во взглядах на жизнь между жителями Европы и Азии.
Найти красоту в разрушенном, превратить хаос в точку отсчета нового – этому стоит поучиться у японцев. Пока мы стремимся к навязанным идеалам, в Японии ценят любой опыт.
Что вы делаете, когда разбивается любимая чашка? Отправляете осколки в мусорное ведро, сказав им прощальное «Это на счастье»? Ведь в магазине стоят еще сотни таких же чашек, и даже лучше. В эпоху потребления нет времени для сожаления, пусть даже вместе с осколками в урну полетели воспоминания о встречах и расставаниях, вечерах под песни на гитаре.
В Японии разбитую керамику не выбрасывают, а восстанавливают. Разбитые предметы при этом не только обретают вторую жизнь, но их красота становится совершенно уникальной. Посуда, восстановленная в технике кинцуги превращается в настоящее произведение искусства.
Техника кинцуги появилась в конце XV века, в период правления сегуна Асикага Есимаса. Он обожал чайные церемонии и был сильно огорчен, когда разбилась его прекрасная чайная чаша. Чашу взялись отремонтировать китайские мастера, они скрепили осколки металлическими скобами.
Результат не понравился правителю, и тогда японские мастера придумали новый способ склеивания, названный в дальнейшем кинцуги - «искусство золотого шва», «золотая заплатка».
Пока на Западе кинцуги считали чудачеством, японцы оттачивали мастерство, доведя философию кинцуги до абсолюта. Мастер мог разбить только что изготовленную посуду и тут же ее склеить. Коллекционеры специально разбивали ценнейшие предметы искусства, чтобы затем вернуть их в коллекцию, но уже скрепленными золотым швом. Так ценители кинцуги находили в поломанных вещах красоту и вдохновение.
И это действительно прекрасно – уметь недостаток, изъян превратить в красоту, возникающую при соединении разрушенного. Золото и серебро в качестве акцентов лишь подчеркивают высокую ценность изделия.
Перед мастером, с одной стороны, стоит задача собрать предмет правильно. А с другой стороны, раскрыть его красоту. Профессионально этому можно научиться только в Японии.
Для настоящего кинцуги используется специальный лак уруси, полученный из сока лакового дерева. Лаковые деревья нигде кроме Японии, Китая и Кореи не растут, потому у любителя могут возникнуть сложности с его приобретением. Самый простой и быстрый способ — международные торговые площадки Etsy, Amazon. Средняя цена kintsugi kit 70-100 долларов.
Именно уруси делает процесс кинцуги крайне опасным – лак чрезвычайно токсичен и при неосторожном использовании вызывает серьезные проблемы со здоровьем. Но во время просушки керамики вредные вещества испаряются и посуда абсолютно безвредна.
Различают три основных разновидности кинцуги:
1. «Трещина» — использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей.
2. «Мозаика» —заполнение отсутствующих фрагментов выполняется золотом или золотой эмалью.
3. «Стыковка» — замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.
Перед началом работы все осколки собираются, обследуются трещины, изделие тщательно изучается под ярким светом, все детали очищаются от пыли. Готовят клеящий состав из лака уруси, воды и рисовой муки. Эта база наносится на все скрепляемые элементы и трещины.
Лишний состав, выступивший в местах крепления и трещинах, удаляется тонким ножом.
После просушки места соединения шлифуют наждачной бумагой. Лак уруси, смешанный с золотой или другой пудрой, наносится по всем швам, стыкам и заново созданным из замазки деталям. Так получают золотой шов. Главное в работе – не бояться подтеков и бугорков. Можно нарочито допустить небрежность и не стараться сделать шов идеальным. Таким образом ваш предмет приобретает уникальность.
Алгоритм кажется простым, но все действия совершаются медленно. Ремонт одного предмета занимает от 4 недель. Мастеру потребуются усидчивость, терпение, чувство вкуса.
Пока мы пытаемся забыть свои ошибки и неудачи, избавиться от недостатков, японцы делают их своим достоинством. Не суть важно, идет речь о человеке или керамической вазе. Философия кинцуги предлагает не прятать недостатки в погоне за несуществующим совершенством, а подчеркнуть красоту и глубину того, что у нас есть.
Наталья Оринго
Nuro4ka
Втр, 30/04/2019 - 17:40
abzenta
Втр, 30/04/2019 - 19:33
oleley
Втр, 30/04/2019 - 22:46
Наталья Оринго
Втр, 30/04/2019 - 22:51
Nuro4ka
Ср, 01/05/2019 - 13:43
Natalia892
Ср, 01/05/2019 - 17:42
natadema
Ср, 01/05/2019 - 21:02
Sunnyray
Чт, 02/05/2019 - 00:46
ВикторияВ
Пт, 03/05/2019 - 09:43
liya
Пт, 03/05/2019 - 11:28