Воскресные эссе, как первый звонок перед началом тематической недели, уже превратились для меня в традицию. Когда ближайшие недели получают имя, начинается подбор основной ноты для эссе, собираются и распадаются мозаики из картинок и мыслей, а потом наступает воскресный вечер, ухожу с ноутбуком в кабинет, чтобы быстренько написать текст ... и оказываюсь не готова.
Сказать по любому ювелирному, литературному или житейскому поводу могу много, но форма короткого эссе не подразумевает широкого разлива мысли. Тему хочется раскрыть глубоко, только вот Оринго, в первую очередь, является интернет-магазином и я не уверна, что мои раскопки будут интересны всем читающим... И я вновь начинаю утрамбовывать идеи на целую книгу в узкие рамки небольшого текста. Обычно получается, всё же годы тренировок быстрого чтения и быстрого письма не проходят бесследно. Но сегодняшная сложная история о том, каким богам мы служим, какие звёзды нас ведут и на чём держится сказочный мир Оринго, принципиально отказывается куда-либо помещаться. Пойду на поводу у неё и не стану вталкивать огромную стихию в тесноватую коробочку эссе, а покажу под микроскопом только одну крохотную точку пересечения ювелирного искусства, ювелирного дела и ювелирного бизнеса.
Так случилось, что первая ювелирность пришла в мою жизнь в 2003 году под видом обычного бизнеса. Я тогда работала начальником отдела сбыта (ОСЮИ) на большом предприятии и воспринимала ЮИ (ювелирные изделия из золота) исключительно как товары для оптовой реализации, как объекты для инвентаризации, перемещения, отгрузки - и всё. Это был реально отдел сбыта, т.е. производство что-то делало, а нам это надо было продавать.
Но, к сожалению, я не носила украшения сама, не любила то, что делало производство и искренне не понимала, кому надо покупать то, чем и так завалены магазины. В общем, неважнецкий был из меня начальник ОСЮИ, хотя старалась, строила планы, рисовала сбытовые схемы и выполняла всё, что было мне предписано.
Немного освоившись с продажами, начала интересоваться ювелирным производством, т.к. поняла: продавать проще ходовые позиции ассортимента, а не всё подряд, что удобнее и быстрее сделать. На тот момент ювелирный бизнес в Украине был прост и банален: менеджеры производственных предприятий и оптовики, работающие с определенными заводами и мастерскими, с полными сумками товара объезжали ювелирные магазины, в которых товароведы или хозяева отбирали то, что им нравилось, по оптовой цене. Потом в магазине добавлялась наценка (примерно плюс 100 - 200%) и товар продавался.
Объёмы драгоценных металлов по стране расходились большие, украинцы ещё не пресытились постсоветским изобилием одинакового товара. Достаточно жестко работала государственная машина лицензирования и контроля, были специальные отчёты в Минфин по движению драгметаллов и проверки. Хотя порог входа в ювелирный бизнес был крайне высоким по стоимости вложений, а также по бюрократическим и коррупционным причинам, но зато этот бизнес был очень живой и прибыльный. Почти не было котрабандного товара, на 80-90% в магазинах были вещи действительно украинского производства, жутковатого дизайна и совсем среднего качества. Но, повторюсь, люди были не требовательны.
И постепенно ко мне пришёл первый ювелирный Слон и сказал: "Хочешь хорошо продавать, надо хорошо сделать". Тогда мне казалось, что сделать хорошо - это просто качественно, чтобы не сыпались камни и не оставались части изделий в руке. Я начала делиться своими соображениями на производстве и узнала, что для качественного литьевого ювелирного изделия нужна очень качественная и технологичная модель, в которой будут учтены все грядущие этапы изготовления. Хороших модельеров и резинщиков (тех, кто делал матрицы для восковок) в Харькове можно было пересчитать по пальцам одной руки, практически все они были выходцами с большого ювелирного завода (одного из пяти, оставшихся на территории Украины после распада СССР) и дальше несли культуру советского серийного производства. Жадно впитывая знания по сплавам, припоям, полировочным пастам и литьевым усадкам, не могла согласиться со многими другими вещами. Поэтому, помыкавшись со своими новаторскими идеями преобразования того большого производства, в итоге поняла - хочешь хорошо сделать, делай это сама. Так, на спине первого Слона по имени ЮВЕЛИРНОЕ КАЧЕСТВО, я приняла решение открыть свой маленький "свечной заводик", точнее, ювелирное производственное предприятие.
Мой бизнес-план по открытию нового предприятия был крайне прост: максимальная прибыль может получаться при чёткой пооперационной, сдельной работе, при использовании технологичных моделей и при быстрых продажах. За рамки технологий и привычного сбыта готовых изделий ничего в плане не выходило — не задумывалась о художественной ценности и считала только количества в штуках и массу драгметаллов. То, что для старта предприятия было выбрано серебро, а не золото - скорее случайность, серебро понравилось относительной дешевизной и тем, что на этом сегменте специализировались немногие предприятия.
Да, мы не брали категорически чужие модели, поэтому сразу пришлось искать легальные источники их приобретения. Первые модели покупались по наитию и немного бестолково (рассказывала об одном таком эпизоде в истории о коктейльных кольцах), но уже к концу 2004 года я почувствовала признаки приближения второго Слона: дрожь в воздухе при виде удачной модели украшения.
Не буду сочинять, что мы внезапно стали дико крутыми и успешными, но предприятие "Аризона - Харьков" состоялось, производство заработало и продажи пошли. Подбирались модели, оптимально подходящие для опта, и постепенно наш модельный ряд перевалил за сотню. Сейчас эта цифра кажется комичной, ведь в каталоге Оринго тысячи моделей, а тогда для оптовых продаж сто хороших моделей — выше крыши.
Ведь как ювелирные магазины пополняли ассортимент? Они заказывали только то, что перед этим продали, а в новые модели вкладываться не хотели. Та же беда была с цветными камнями — магазины брали бесцветное, хоть застрелись. Я металась и сомневалась, понимают ли покупатели, что украшения могут быть другими. Пришло осознание чёткой разницы между "ювелирным изделием" и "ювелирным украшением", для меня понятие "изделие" — уже скорее ругательное.
В 2006 году второй Слон вовсю трубил в открытое окно: мало сделать качественно, делайте красиво и интересно. Но что такое настоящая красота ювелирного украшения? Почему одни вещи людям нравятся, а другие оставляют равнодушными? Почему красивое, на мой взгляд, не берут в магазины, а банальное берут и просят ещё? Как выглядели ранее украшения? Какие они сейчас в других странах?
Вот тогда прорвалась плотина сознания "крепкого производственника", и ко мне отовсюду потянулись книги и журналы с ювелирными украшениями. Даже не подозревала раньше, какой огромный мир ювелирности существовал вокруг. Современные и исторические, бижутерия и драгоценности, простые и фантазийные — перед глазами у меня проносились мириады ювелирных образов, из которых я что-то уже начинала любить и узнавать. Были собраны горы альбомов с вырезками из журналов и закладки в книгах, в шкафу закончилось место под постоянно покупаемые на книжном рынке ювелирные каталоги со всего мира. Кстати, при переезде с предыдущей локации выбросила совсем не интересное, но часть коллекции печатных каталогов Картье и прочих великих брендов переехали со мной, при случае обязательно покажу.
Не особо люблю звучание терминов "начитанность" и "насмотренность", но без этого состояния наполненности чужими образами у меня точно не сработал бы пусковой клапан "да возьми ж ты в руки карандаш". Начала по вечерам рисовать, как ненормальная. Вначале повторяла брендовые вещи, но с какими-то изменениями или дополняла (догарнитуривала) уже готовые украшения. Потом постепенно стало получаться что-то своё, и мы начали учиться делать собственные модели и формировать коллекции. Так второй Слон по имени ЮВЕЛИРНЫЙ ДИЗАЙН занял своё постоянное место на спине волшебной черепахи.
Да, первое время полёт фантазии был ограничен условиями опта: надо вписаться в цену за грамм и не напугать товароведов по стране странностью идеи. Но дело двигалось: то ли везло угадывать, то ли времена менялись. Из фотографий для каталога родился первый сайт "Аризоны". Разгорелся финансовый кризис 2008 года, и хотелось не утонуть в пучине. Ездить по стране с товаром и деньгами стало опасно, мы научили оптовиков делать заказы на сайте. Дело потихоньку пошло, и работа под заказ освободила нас от необходимости держать на складе большие запасы товара, партии по сто одинаковых единиц украшений остались в прошлом и мои поиски идеального дизайна приобрели устойчивую форму. Появился план выпуска моделей ...ну не могу я вообще без планов.
Потом в сказочном мире произошли чудеса, и в 2010 году родился интернет-магазин Оринго, мы начали осваивать космические пространства розничных продаж, совсем не похожие на оптовые. В огромных океанах сказочного мира заплескались Три кита Оринго, мы погрузились в общение и обмен информацией с нашими новыми покупателями. Живи, трудись да радуйся... Ага, не тут-то было.
Конструкция из двух Слонов и трёх Китов — штука неустойчивая, сами понимаете. И, хотя никто никого не звал, новый топот не заставил себя долго ждать. Это был нарядный и строптивый третий Слон, который потребовал особенности, непохожести и смысловой наполненности ювелирных украшений. Даже самая красивая модель украшения может не раскрыть себя, если в украшение закрепить не подходящие камни, или остаться невостребованной, если человек хочет увидеть её в другом цвете или дизайне... Слон наступал на пятки, и началась гонка на выживание.
Прекрасные природные кабошоны, новый сайт с разными фильтрами, камни Swarovski, описание габаритных размеров, различные покрытия, много фотографий и видео, конкурс "Серебряная мечта" — ни один Слон не потребовал от нас так много, как этот, по имени ЮВЕЛИРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Но именно благодаря ему в мир Оринго начали приходить и оставаться люди, не желавшие довольствоваться просто драгметаллами, а мечтавшие о разных украшениях, об удивительных камнях и по достоинству оценившие ювелирные качество, дизайн и суть. Благодаря индивидуальности каждого Оринговца, жителя сказочного мира Оринго, и индивидуальности каждого созданного украшения, мне стало ещё интереснее планировать коллекции, искать камни и новые образы.
Идиллия? Почти да, но слонов-то у нас четыре, если вы внимательно посмотрели на картинку.
Так кто же стал четвёртым?
Когда три ювелирных Слона качества, дизайна и индивидуальности заняли свои места на прочном бронепанцире вечно летящей черепахи, когда в Оринго-мире улеглась пыль от постоянных перемен, а в Оринго-океане добрые Киты смогли плавать свободно, не опасаясь нападок залётных китобоев, внезапно обнаружилось, что где-то в пути задержался четвёртый Слон, без которого всё получилось сказочно и замечательно, вот только как-то не устойчиво.
Если все остальные слоны приходили сами по себе, то четвёртого начали искать мы, осознавая незавершенность прекрасной ювелирной вселенной. Не один год мы пробовали заполнить пустоту. Пускали на свободное место жирафа, который любил начинать новые проекты разной направленности, но жираф быстро уставал и всем надоедал суетливостью. Ставили подъёмный кран технических разработок, чтобы создать идеальный конструктор, но потратив много денег и времени, получили взамен только усталость. Пирамиду потряхивало, а его всё не было... пока однажды недавно не нашлось ему имя.
Знакомьтесь, четвёртый Слон — ЮВЕЛИРНЫЙ УСПЕХ. Ювелирный успех (он же - ювелирное признание) оказался тем, без чего нельзя служить ювелирному искусству, развивать ювелирное дело и заниматься ювелирным бизнесом.
Пока этот Слон не живёт у нас постоянно, к сожалению, ведь слишком долго мы о нём не задумывались. Но всё чаще он приходит, присматривается, работает на полставки, и я уже не сомневаюсь, что в компании с качеством, дизайном и индивидуальностью наш устойчивый успех станет самым счастливым, самым красивым и самым розовым Слоном.
Надеюсь, что мы со слонами не слишком вас утомили. Долгий путь становления и осознания ювелирности обозначен мною только для того, чтобы следующая праздничная ювелирная неделя началась честно. Озвучу важную, на мой взгляд, и немножко грустную мысль. Настоящий устойчивый успех дела не приходит без постоянного труда, без углублений и изысканий по избранной теме, без понимания, для кого и для чего надо трудиться. Но часто бывает много правильного и тяжелого труда, не приводящего к успеху и случается успех, не имеющий под собой прочных оснований.
Что же делать, спросите вы? Просто трудиться в любимом деле, узнавать новое, развиваться и совершенствоваться, оставляя на своей черепахе достаточно места для всех слонов.
Проведите следующую неделю в Оринго
и узнайте больше о реальных и сказочных ювелирных историях.
Обещаю, будет интересно.
С любовью, Елена Маслова
-----------
Mikurianka
Вс, 26/01/2020 - 22:33
orelsv@rambler.ru
Вс, 26/01/2020 - 22:40
orelsv@rambler.ru
Вс, 26/01/2020 - 22:43
irisnatusia
Вс, 26/01/2020 - 23:22
Pana_anna
Вс, 26/01/2020 - 23:49
alps
Пнд, 27/01/2020 - 00:09
SEMENOVNA89
Пнд, 27/01/2020 - 00:31
NaUmka
Пнд, 27/01/2020 - 01:15
Natasha Dziuba
Пнд, 27/01/2020 - 01:20
Tais
Пнд, 27/01/2020 - 02:02