Говоря об импрессионистах, подразумевают Моне. Неслучайно, ведь термин «импрессионизм» появился благодаря его картине «Впечатление. Восходящее солнце».
Помните, как безмятежное спокойствие пробуждающегося порта Гавр и неуловимая красота рассветного солнца заиграли красками уже на серебряном полотне, в подвесе "Впечатление"?
Весной 1874 года «Выставка мятежников», в которой принимал участие и Клод Моне, вызвала противоречивую реакцию. Тридцать художников были смельчаками для своих современников, их обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Слово «импрессионист» звучало как оскорбление и лишь с годами утратило негативное значение. А творчество художников, сумевших настолько полно передать свет, звук, дуновение ветерка, позже считали идеалом.
«…он взял ливень над морем в свои руки и швырнул его на холст – и в самом деле это был настоящий дождь, перенесенный на полотно».
Ги де Мопассан
14 ноября 1840 года в Париже родился Оскар Клод Моне, французский живописец. Моне начинал нестандартно – с карикатур. Это был способ заработать на карманные расходы, родители не баловали 14-летнего художника и видели сына в будущем бакалейщиком. Каждая картинка продавалась за 15-20 франков за штуку и принесла небольшую славу Моне в определенных кругах.
Французский художник Эжен Буден говорил Моне: «Надеюсь, Вы скоро отойдете от написания карикатур и перейдете к живописи. Людей, растения, животных нужно изображать в том виде, в каком их создала природа, окруженных светом и воздухом». Именно он познакомил Клода с работой на открытом воздухе. После этой поездки Клод писал: «У меня открылись глаза…».
Возможность отдаться творчеству всей душой возникла неожиданно – Моне выиграл в лотерею 100 000 франков и уехал за город. Деньги не избаловали художника, напротив, его всегда отличали упорство и целеустремленность.
Для создания самой большой по размеру картины, когда-либо написанной импрессионистами, «Женщины в саду», Моне выкопал в саду канаву и поднимал или опускал холст с помощью ворота. Также известен случай, когда художник писал тополя близ своего дома. Узнав, что их собираются спилить – выкупил кусочек земли с ними и продолжил работу. Так появилась серия картин «Тополя на Эпте», изображающая деревья в разные времена года.
А однажды, проезжая мимо Живерни на поезде, Клод Моне обратил внимание на маленькую живописную деревушку. Позже он снял дом с участком, который полностью выкупил в 1890 году, и там написал одни из своих самых цветущих, тонких и напоенных воздухом полотен.
«Весна в Живерни».
Подвес "Точка"
«Мой сад — мой самый красивый шедевр».
В Живерни Клод смог проявить еще одну свою страсть – любовь к цветоводству. Так сады оживали в его руках дважды - в реальности и на полотнах. Сад становится и источником вдохновения, и мастерской художника.
Кольцо "Гран-При"
Самыми любимыми цветами художника были кувшинки. Только представьте – кувшинкам Моне посвятил 300 картин! Неудивительно, что самая дорогая картина художника, которая была продана в 2008 году с аукциона за 80 000 000 долларов, носит название «Пруд с водяными лилиями».
Колье "Царевна-лягушка"
«Цвет - это моя однодневная одержимость, радость и страдания».
Моне первым развил новые технические приемы письма, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал изображать объект несколько раз при различном освещении и погодных условиях. Его называли «человеком солнца» из-за яркого света, которым отличается большинство его пейзажей. Клод игнорировал величайшее изобретение 19 века – искусственное освещение. Летом и зимой он вставал с первым лучами солнца и засыпал после заката и говорил: «Если солнце спит, что мне еще делать?»
Неслучайно картины мастера изобилуют оттенками синего и голубого, подсвечены пурпуром.
Брошь "Бетти"
В зрелом возрасте Клод Моне заболел катарактой. Хрусталик тускнел и мутнел, сетчатка получала меньше света, цвета виделись блеклыми и унылыми, будто скрытые под желтой пеленой. Врачам пришлось удалить хрусталик из левого глаза Клода Моне, после чего цветовосприятие художника сильно изменилось. Всего таких операций было три. Прооперированный глаз стал восприимчив к коротким волнам и видел все в насыщенном сине-фиолетовом цвете. В то время как левый глаз продолжал видеть все в желтом. «Лучше ослепнуть, чем видеть природу такой, какой вижу ее я», — в отчаянии говорит Моне.
8 огромных панно, которые в овальных залах Музея Оранжери создают ощущение пронизывающей и баюкающей водной бесконечности, были написаны 86-летним художником без хрусталика в правом глазу и с катарактой на левом.
Прикоснуться к хрупким образам природы на картинах Моне, поймать дыхание жизни, заключенное в движении воды, ветра, шелесте листьев – возможно, это стало вдохновением для именитых ювелирных компаний.
В 2014г австрийский ювелирный бренд FREYWILLE представил обновленную линию украшений «Посвящение Клоду Моне». Сочные краски ювелирных эмалей вобрали настроение коллекций «Оранжери», «Онфлер» и «Живерни».
А это кружевное совершенство – результат работы дизайнеров Buccellati, вдохновленных картиной «Шторм на берегу Бель Иль».
Очистить мир картины от смыслов и сюжетов и наполнить его эмоциями – это ли не основная идея творчества импрессионистов? А какой ювелирный стиль, на ваш взгляд, близок к импрессионизму? Может в каталоге Оринго есть такие серебряные полотна?
Браслет "Пробуждение 3"
Наталья Оринго
Sunnyray
Чт, 15/11/2018 - 08:22
Sunnyray
Чт, 15/11/2018 - 08:23
Anna-Maus
Чт, 15/11/2018 - 11:43
scoiattolo
Пт, 16/11/2018 - 11:01