О шрифте Брайля знают практически все. Ряд выпуклых точек так или иначе встречался многим — на упаковках лекарств, на вывесках, музейных табличках… И хотя «дубляж» брайлевским шрифтом пока ещё не слишком распространён, стоит надеяться что в будущем мир станет более принимающим и удобным — и точечные надписи не будут казаться экзотикой.
Шрифт Брайля — не только удобная и практичная система записи, но и само по себе очень интересное явление. Вот несколько фактов из «биографии» этого письма.
Факт первый. Шрифт Брайля изобрёл пятнадцатилетний подросток.
Да-да, Луи Брайль, создатель этой системы, придумал её в пятнадцать лет. Более того, придумал не сразу, а после нескольких лет размышлений и наработок. А первая идея о шрифте для незрячих пришла ему в голову в двенадцать! Разумеется, взрослые сначала относились к идеям подростка несерьёзно; только в девятнадцать лет Брайлю удалось представить свою разработку на совет Парижского института для слепых детей (где он и сам на тот момент учился). Совет счёл точечный шрифт неудобным и идею отверг: а вот ученики института наоборот были в восторге, и по их настоянию совет всё же принял шрифт Брайля в качестве системы записи.
Факт второй. Прототипом шрифта Брайля был военный шифр.
Как-то раз в Парижский институт приехала весьма примечательная личность — капитан артиллерии, герой Наполеоновских войн Шарль Барбье. Приехал не просто так, а с оригинальным изобретением. Незадолго до того сам Наполеон дал Барбье задание разработать шифр, который можно было бы читать в темноте. И капитан с заданием прекрасно справился, создав так называемую «ночную азбуку» — систему осязательного чтения, представлявшую собой таблицу со всеми звуками французского языка, закодированными при помощи цифр. Её-то он и привёз в институт, здраво рассудив, что незрячим детям она пригодится не меньше, чем военным. На этой, можно сказать, презентации как раз и присутствовал двенадцатилетний Луи Брайль. «Ночная азбука» его очень вдохновила, однако он заметил в ней определённые недостатки (например, таблица с буквами была слишком большой и неудобной для осязания), о чём и сообщил Барбье, предложив усовершенствовать систему. К сожалению, капитан весьма неприязненно отнёсся к идеям подростка и всерьёз их не воспринял. Впрочем, как мы уже знаем, Брайля это не остановило, и уже через три года он разработал шрифт, которым люди пользуются и по сей день.
Факт третий. Шрифт Брайля существует не только на латинице.
В принципе, оно и понятно — языков в мире много. Удивительно даже не то, что шрифт Брайля есть для других систем письма, а, скорее, то, как быстро и просто он к ним адаптируется. Существуют варианты шрифта Брайля для арабской письменности, грузинского и армянского языков (в которых букв куда больше, чем в латинице!), кириллицы, квадратного еврейского письма; да, Тора и Талмуд шрифтом Брайля существуют!
Кстати, еврейская история знает немало незрячих мудрецов — например, знаменитого средневекового каббалиста Исаака Слепого, выдающегося религиозного теоретика и толкователя Писания. Так вот, их, согласно традиции, называют «саги наор» — в переводе в арамейского «преисполненный света». И Исаак Слепой в иудейской традиции зовётся «Исаак Саги Наор». Очень красиво, не правда ли?
Факт четвертый. У шрифта Брайля есть свой собственный день.
4 января отмечается Всемирный день азбуки Брайля (World Braille Day). Начали отмечать его совсем недавно, в 2019 году — чтобы больше людей узнавали о значении этого шрифта и возможностях читать и общаться.
Кстати, а знаете ли вы, что шрифтом Брайля издаются книги в том числе и в Украине — меньше, чем хотелось бы, но все же достаточно активно. Например, у "Видавництва Старого Лева" таких книжек уже более 70 и даже есть "Чорна книга кольорів" — издание, рассказывающее о цветах так, чтобы это было понятно людям с нарушением зрения.
Вот такой он, шрифт Брайля, полезная и практичная система, позволяющая незрячим людям устанавливать коммуникацию, общаться, учиться и наслаждаться литературой.
Ольга Оринго