Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Кто глядит на нас с холста?

Говорят, что глаза – это зеркало души, и именно благодаря ним можно хотя бы отчасти заглянуть в кроющиеся внутри человека бездны. Неудивительно, что талантливо изображенный  на картине взгляд способен в буквальном смысле слова заворожить. Давайте же посмотрим в глаза искусству…

В 2019 году в Фейсбуке был опубликован пост, предлагающий выбрать самые красивые глаза в живописи. Вариантов оказалось немало – в подборке вспоминали жгучие очи и загадочные взгляды красавиц и красавцев из всех уголков мира. Позднее голосованием из них выбрали десяток победителей и одну картину-победительницу с самым выразительным взглядом. Разумеется, это достаточно субъективный выбор – сложно сказать, что именно завораживает нас в чужом взгляде. Одним милы лукавинка, «чертики» в глазах, другим – поволока и отстранённость. От загадочного взгляда Джоконды, будто бы следящего за тобой, у кого-то перехватывает дыхание, кто-то же относится к нему с опаской… Предлагаю полюбоваться на несколько картин с выразительными взглядами – возможно, это поможет вам понять, что цените в «зеркале души» именно вы.

0c68c620c760b1e88d234f4f1a0442b2.md.jpg

На фото: кольцо "Взгляд дракона" с кубическим цирконием

 

Начать предлагаю с картины «Самые милые глаза, которые когда-либо видел» английского художника Джона Эверетта Милле, которая, собственно, и стала толчком к «переписи самых красивых глаз». Честно говоря, при первом взгляде на нее я испытала разочарование: девушка смотрит немного в сторону, и до царственных очей «Царевны-Лебедь» Врубеля ей явно далеко! Но позже картина очаровывает своей естественностью и покоем, все в ней словно пропитано светом и нежностью. И не задумчивый ли взгляд девушки является основой этой красоты и простоты?

Любопытно, что у изображенной на картине героини был прототип - Беатрис Бакстон, внучка актёра Джона Болдуина Бакстона, которая и сама могла похвастаться глазами удивительной красоты. Вот как писал о ней сын художника: «Ее лицо было просто идеальным, как по форме, так и по цвету, и ничто не могло быть более очаровательным, чем контраст между яркими золотистыми волосами и большими голубовато-серыми ирландскими глазами, которые смотрели на вас из-под тени самых длинных черных ресниц, когда-либо украшавших человеческое лицо. Картины, для которых она позировала, никоим образом не преувеличивали ее красоту».

b287d56ce484502f385a81c32ccbbf97.md.jpg

 

Выше я уже упоминала «Царевну-Лебедь» Михаила Врубеля и никак не могу пройти мимо красоты этих глаз. Кстати, именно эта картина заняла второе место в перечне самых глазастых! Неудивительно – своим фирменным инфернальным взглядом Врубель наделял практически всех своих персонажей, от Богоматери и серафимов до демонов. Взгляд у «Царевны Лебедь» ничем не уступает прочим: огромные, трагические глаза на пол-лица, настоящие омуты, а их угольная чернота отлично контрастирует с белым нарядом… Они манят всматриваться пристальнее и пристальнее, а с трудом разорвав зрительный контакт, поневоле вспоминаешь легенду о якобы продаже Врубелем души дьяволу в обмен на талант художника. В «условиях контракта» упоминалось еще и такое условие: после заключенной сделки дьявол взглянул на художника – тому же глаза нечистой силы так понравились, что он невольно стал изображать их повсюду!

Был дьявол или нет, судить сложно, а вот без женщины дело действительно не обошлось. Считается, что образ «Царевны-Лебедь» был навеян образом жены Врубеля Надежды Забелы, которая, кстати, очаровывала не только прекрасными, широко расставленными глазами, но и нежно-свирельным голосом. Но есть и другое мнение – в картине проступают черты другой  женщины, Эмилии Праховой. Любопытно, что в семье она считалась дурнушкой, а вот сохраненный в живописи взгляд зачаровывает до сих пор…

1d3b0470c6eefc0d54595bedfbfd31fd.jpg

 

Порой для создания выразительного взгляда требуется что-нибудь особенное. Заглянуть в глаза персонажам на картинах Модильяни вряд ли получится: знаменитый художник пренебрегал изображением зрачков, в результате чего получались «безглазые» портреты. Почему именно так? На этот счет существует немало догадок. Кто-то считает, что тем самым художник отвлекал внимание зрителя от глаз, на которые обычно смотрят в первую очередь, чтобы подчеркнуть, что зеркалом души может быть не только взгляд. Чтобы исправить эту несправедливость и пригласить полюбоваться остальной частью полотна, Модильяни и модифицировал глаза подобным образом. Есть и достаточно вычурные теории: глаза на работах художника наполнены небесной голубизной – символом бесконечности душ; безглазые портреты напоминают нам слепоту античных статуй…

Интересная версия выдвинута в фильме «Модильяни» - там художник говорит своей возлюбленной Жанне следующее: «Когда я узнаю твою душу, я нарисую твои глаза». Сложно рисовать взгляд человека, не зная его досконально, и если творец боится солгать своим искусством, неудивительно, что он откажется от этого испытания… Теория действительно очень красивая, но отчего тогда на автопортрете Модильяни глаза также пусты?

ccb222f7a0b51b7d364f63dfb9ea8d3a.jpg

80997eafc2046780cbc9ea2caad2b9a6.md.jpg

 

От экспрессионизма предлагаю вернуться назад, в глубь веков. Говорить о самых красивых живописных глазах совершенно невозможно, не упомянув Фаюмские портреты. Это уникальные, потрясающие произведения искусства – на них мы можем заглянуть в глаза людям совершенно другого мира и увидеть их чувства, мысли, индивидуальность… Тем страннее ощущение от них, если знать, что эти портреты – погребальные. Родом они из Египта первых сотен лет нашей эры – в эту эпоху Египет уже давно был римской провинцией, населённой самым разнообразным народом, преимущественно римлянами и греками. Оказавшись в далёкой, странной земле, они начали понемногу усваивать её правила и привычки – и в первую очередь позаимствовали погребальные обряды, предписывающие сохранять о покойном как можно больше памяти.

Фаюмские портреты – дань египетской любви к жизни и стремлению запечатлеть человека как есть, с его неповторимыми чертами, особенностями и неидеальностями. На родине греки никогда так не делали – все их картины и скульптуры изображают прекрасных, идеальных людей, почти богов, красивых, холодных и неприступных. Но оказавшись в Египте, греческое искусство словно оттаяло. Фаюмские портреты изображают настоящих людей – и их чувства, страсти и мысли видны нам много столетий спустя в невероятно выразительных глазах. Герои Фаюмских портретов смотрят на нас как современники, как равные, рождая мысли о потрясающей разности и удивительном единстве людей сквозь пространство и время.

bd71f0b9d5dd5b42f733105b83d85e62.md.jpg

9231bbe7cea8df665c52f7dcc2842f64.jpg

 

А следующие глаза, откровенно говоря, трудно назвать прекрасными. Однако жизни, индивидуальности, характера в них столько, что сквозь них можно разглядеть душу во всех подробностях… Речь о портрете Марии I Тюдор, английской королевы, более известной как Мария Кровавая. Автор портрета – нидерландский художник Антонис Мор, получивший за свою работу – истинный шедевр – рыцарский титул. Что, признаться, неожиданно – ведь льстить королеве он и не думал, изобразив её как есть.

С картины на нас смотрит неприятным, сверлящим взглядом немолодая, некрасивая женщина с ассиметричным лицом и поджатыми губами. На ней роскошное, богатое платье – однако его тёмные тона наводят на мысль о траурном облачении. На бледном, нездоровом лице, неподвижном и словно сведённом судорогой, подвижны лишь глаза, маленькие, узкие и… страшные. Взгляд их подозрительный и недобрый: в них и фанатичное упрямство, и недоверие к миру, и страх деспотичной, однако неуверенной и неумелой правительницы, и болезненная усталость человека, никогда не знавшего ни любви, ни радости. И самое странное и жутковатое – с какого ракурса ни смотреть на картину, Мария упорно глядит прямо на зрителя, настоящее деспотичное всевидящее око.

485c3551ea722be2ba877e2284a2295c.md.jpg

 

Иногда же за прекрасными глазами может скрываться нешуточная трагедия. Именно так произошло с американской художницей Маргарет Кин, прославившейся большими, будто бы инопланетными глазами персонажей своих картин.

Эта история начиналась довольно безобидно: на выставке в Сан-Франциско познакомились два начинающих художника. Пара быстро поженилась, и Уолтер, обладавший талантом скорее не художника, а маркетолога, начал продавать картины супруги. Детские портреты с подчеркнуто большими, наивными глазами неожиданно снискали огромный успех и начали продаваться за невероятные суммы. Что же не так в этой истории – спросите вы? Да-да, картины Маргарет Уолтер продавал… под своим именем!

23bd8f7123f7cc85d4d7dfb497966057.md.jpg

Коллаж из картин Маргарет Кин

 

Правда вскрылась далеко не сразу, а когда Маргарет начала протестовать, Уолтер привел ей «беспроигрышный» довод: женщина в сфере искусства никогда не будет воспринята всерьез и не получит и сотой доли былой прибыли. На какое-то время это заставило Маргарет замолчать, затем в ход пошли и прямые угрозы… Дальше все развивалось достаточно грустно и закономерно: художница работала все больше и больше, а ее муж – все больше и больше богател.

По счастью, Маргарет Кин нашла в себе силы рассказать свою историю и обратиться в суд. После многочисленных разбирательств судья предложил мудрое решение: нарисовать новую картину на глазах у суда. Уолтер отказался, сославшись на болящую руку, а вот Маргарет буквально за час создала работу с узнаваемыми огромными глазами. По мотивам этой детективной истории был даже создан фильм «Большие глаза», видимо, как предостережение для мошенников всех сортов: рано или поздно правда все-таки останавливает свой взгляд на каждом из нас.

42c233a919200db14d16bb2f001cf5e3.md.jpg

Маргарет Кин рядом со своими работами

 

Всматриваться в глаза картин можно до бесконечности… Предлагаю продолжить в комментариях – делитесь, чей взгляд и почему кажется особенным вам!

Ольга Оринго

celenitty
Втр, 08/12/2020 - 16:22

Я не большой знаток живописи,но понимаю,что мне ближе реалистичность. Огромные глаза или безглазость-это жуть какая- то. В портреты монархов люблю всматриваться. Может художник и приукрасил, "отфотошопил" так сказать. Но все равно ныряешь в эту эпоху,фантазируешь...
Lina2018
Втр, 08/12/2020 - 18:09

Мой папа очень любил живопись. Возможности коллекционировать картины не было, поэтому стены нашей квартиры были увешаны репродукциями. Помню, как я, совсем маленькая, ходила туда-сюда возле "Джоконды" и проверяла, действительно ли она все время на меня смотрит. Экспозиция часто менялась, но одна репродукция висела постоянно. Я залезала на диван и могла долго разглядывать изображенную на картине даму, её надменный взгляд. Это был портрет "Неизвестная" кисти Ивана Крамского. Ее еще называли "Русская Джоконда". До сих пор ведутся споры, кто же все-таки изображён на картине: возлюбленная Александра ll Екатерина Долгорукая, дочь Крамского Софья или кто-то другой.
Frosta
Втр, 08/12/2020 - 20:02

Захожу в комментарии, чтобы написать про "Неизвестную", а тут уже есть про нее) Когда я была маленькой, репродукция этой картины висела у бабушки дома, и как магнитом притягивала мой взгляд. Бабушка, видя мой интерес, рассказала мне, что, якобы, это ее попросили позировать для этой картины)) да, моя бабушка очень любила сочинять всякие невероятные истории, которым я, конечно, верила)) Уже в подростковом возрасте я увидела картины Врубеля и влюбилась. Для меня из этой подборки, конечно, глаза Царевны-Лебедь самые гипнотические и прекрасные. Еще понравились Фаюмские портреты. Спасибо за очень интересную статью!
Cvetochnayafeya
Втр, 08/12/2020 - 20:25

Старинные иконы очень часто смотрят "живым взглядом".Не знаю результат ли это мастерства художника или проявление метафизики.Но возле некоторых рукописных икон действительно ощущается присутствие некой силы)))
Cleona
Втр, 08/12/2020 - 20:42

Фаюмские портреты I-III века н.э. - это невероятное и удивительное чудо мастеров. 1 000 изображений! Удивительная галерея мужчин и женщин, которые жили тысячи лет тому, но которые смотрят в вечность. Для меня они - номер один.
ljudviga
Втр, 08/12/2020 - 21:39

Такой взгляд - из любого уголка комнаты - характерная особенность византийского стиля иконописи. Зайдите в собор Святой Софии в Киеве и там вы увидите лики святых, от которых не скрыться. Что до произвелений Маргарет Кин, то, по сугубо моему мнению, глаза на ее картинах привлекают...своей бездумностью. Нет в них мысли, никакой, Нету чувств, несмотря на пущенную слезу. Это не взгляд человека, скорее, какой-то куклы. Еще замечательный портрет папы Иннокентия X кисти Веласкеса - вот где глаза рассказали все! Это не работы Маргарет Кин.
shursh
Ср, 09/12/2020 - 10:31

Дякую за статтю! Якщо говорити про очі, то в живописі для мене найбільш вражаючим є напрямок гіперреалізму, з його найменшими, найтоншими деталями. Промальовується все: пори на шкірі, судини, кожна волосинка, малопомітний перехід відтінків. Як на мене, це про безумовну любов.
Оля-Оринго
Ср, 09/12/2020 - 13:35

Анна Владимировна, не могу с Вами не согласиться. Когда в первый раз узнала о Маргарет Кин, долго всматривалась в глаза ее картин, пытаясь уловить веяние духа, потом сдалась  Мне кажется, тандем этой художницы и хорошего маркетолога был неизбежен - увы, в итоге история получилась печальная...
Оля-Оринго
Ср, 09/12/2020 - 13:38

Марина Павловна, да, в эти лица можно вглядываться до бесконечности... С трудом подобрала иллюстрации для статьи: хотелось показать всё самое выразительное - то есть, все-все портреты 
Оля-Оринго
Ср, 09/12/2020 - 13:41

Элина АльбертовнаЕкатерина Игоревна, забавно, но и меня в детстве заворожила "Неизвестная": у нас была огромная репродукция в альбоме; я рассматривала ее так часто, что даже затёрла страницу. Гордая, изящная и загадочная - настоящая принцесса!