Говорят, что глаза – это зеркало души, и именно благодаря ним можно хотя бы отчасти заглянуть в кроющиеся внутри человека бездны. Неудивительно, что талантливо изображенный на картине взгляд способен в буквальном смысле слова заворожить. Давайте же посмотрим в глаза искусству…
В 2019 году в Фейсбуке был опубликован пост, предлагающий выбрать самые красивые глаза в живописи. Вариантов оказалось немало – в подборке вспоминали жгучие очи и загадочные взгляды красавиц и красавцев из всех уголков мира. Позднее голосованием из них выбрали десяток победителей и одну картину-победительницу с самым выразительным взглядом. Разумеется, это достаточно субъективный выбор – сложно сказать, что именно завораживает нас в чужом взгляде. Одним милы лукавинка, «чертики» в глазах, другим – поволока и отстранённость. От загадочного взгляда Джоконды, будто бы следящего за тобой, у кого-то перехватывает дыхание, кто-то же относится к нему с опаской… Предлагаю полюбоваться на несколько картин с выразительными взглядами – возможно, это поможет вам понять, что цените в «зеркале души» именно вы.
На фото: кольцо "Взгляд дракона" с кубическим цирконием
Начать предлагаю с картины «Самые милые глаза, которые когда-либо видел» английского художника Джона Эверетта Милле, которая, собственно, и стала толчком к «переписи самых красивых глаз». Честно говоря, при первом взгляде на нее я испытала разочарование: девушка смотрит немного в сторону, и до царственных очей «Царевны-Лебедь» Врубеля ей явно далеко! Но позже картина очаровывает своей естественностью и покоем, все в ней словно пропитано светом и нежностью. И не задумчивый ли взгляд девушки является основой этой красоты и простоты?
Любопытно, что у изображенной на картине героини был прототип - Беатрис Бакстон, внучка актёра Джона Болдуина Бакстона, которая и сама могла похвастаться глазами удивительной красоты. Вот как писал о ней сын художника: «Ее лицо было просто идеальным, как по форме, так и по цвету, и ничто не могло быть более очаровательным, чем контраст между яркими золотистыми волосами и большими голубовато-серыми ирландскими глазами, которые смотрели на вас из-под тени самых длинных черных ресниц, когда-либо украшавших человеческое лицо. Картины, для которых она позировала, никоим образом не преувеличивали ее красоту».
Выше я уже упоминала «Царевну-Лебедь» Михаила Врубеля и никак не могу пройти мимо красоты этих глаз. Кстати, именно эта картина заняла второе место в перечне самых глазастых! Неудивительно – своим фирменным инфернальным взглядом Врубель наделял практически всех своих персонажей, от Богоматери и серафимов до демонов. Взгляд у «Царевны Лебедь» ничем не уступает прочим: огромные, трагические глаза на пол-лица, настоящие омуты, а их угольная чернота отлично контрастирует с белым нарядом… Они манят всматриваться пристальнее и пристальнее, а с трудом разорвав зрительный контакт, поневоле вспоминаешь легенду о якобы продаже Врубелем души дьяволу в обмен на талант художника. В «условиях контракта» упоминалось еще и такое условие: после заключенной сделки дьявол взглянул на художника – тому же глаза нечистой силы так понравились, что он невольно стал изображать их повсюду!
Был дьявол или нет, судить сложно, а вот без женщины дело действительно не обошлось. Считается, что образ «Царевны-Лебедь» был навеян образом жены Врубеля Надежды Забелы, которая, кстати, очаровывала не только прекрасными, широко расставленными глазами, но и нежно-свирельным голосом. Но есть и другое мнение – в картине проступают черты другой женщины, Эмилии Праховой. Любопытно, что в семье она считалась дурнушкой, а вот сохраненный в живописи взгляд зачаровывает до сих пор…
Порой для создания выразительного взгляда требуется что-нибудь особенное. Заглянуть в глаза персонажам на картинах Модильяни вряд ли получится: знаменитый художник пренебрегал изображением зрачков, в результате чего получались «безглазые» портреты. Почему именно так? На этот счет существует немало догадок. Кто-то считает, что тем самым художник отвлекал внимание зрителя от глаз, на которые обычно смотрят в первую очередь, чтобы подчеркнуть, что зеркалом души может быть не только взгляд. Чтобы исправить эту несправедливость и пригласить полюбоваться остальной частью полотна, Модильяни и модифицировал глаза подобным образом. Есть и достаточно вычурные теории: глаза на работах художника наполнены небесной голубизной – символом бесконечности душ; безглазые портреты напоминают нам слепоту античных статуй…
Интересная версия выдвинута в фильме «Модильяни» - там художник говорит своей возлюбленной Жанне следующее: «Когда я узнаю твою душу, я нарисую твои глаза». Сложно рисовать взгляд человека, не зная его досконально, и если творец боится солгать своим искусством, неудивительно, что он откажется от этого испытания… Теория действительно очень красивая, но отчего тогда на автопортрете Модильяни глаза также пусты?
От экспрессионизма предлагаю вернуться назад, в глубь веков. Говорить о самых красивых живописных глазах совершенно невозможно, не упомянув Фаюмские портреты. Это уникальные, потрясающие произведения искусства – на них мы можем заглянуть в глаза людям совершенно другого мира и увидеть их чувства, мысли, индивидуальность… Тем страннее ощущение от них, если знать, что эти портреты – погребальные. Родом они из Египта первых сотен лет нашей эры – в эту эпоху Египет уже давно был римской провинцией, населённой самым разнообразным народом, преимущественно римлянами и греками. Оказавшись в далёкой, странной земле, они начали понемногу усваивать её правила и привычки – и в первую очередь позаимствовали погребальные обряды, предписывающие сохранять о покойном как можно больше памяти.
Фаюмские портреты – дань египетской любви к жизни и стремлению запечатлеть человека как есть, с его неповторимыми чертами, особенностями и неидеальностями. На родине греки никогда так не делали – все их картины и скульптуры изображают прекрасных, идеальных людей, почти богов, красивых, холодных и неприступных. Но оказавшись в Египте, греческое искусство словно оттаяло. Фаюмские портреты изображают настоящих людей – и их чувства, страсти и мысли видны нам много столетий спустя в невероятно выразительных глазах. Герои Фаюмских портретов смотрят на нас как современники, как равные, рождая мысли о потрясающей разности и удивительном единстве людей сквозь пространство и время.
А следующие глаза, откровенно говоря, трудно назвать прекрасными. Однако жизни, индивидуальности, характера в них столько, что сквозь них можно разглядеть душу во всех подробностях… Речь о портрете Марии I Тюдор, английской королевы, более известной как Мария Кровавая. Автор портрета – нидерландский художник Антонис Мор, получивший за свою работу – истинный шедевр – рыцарский титул. Что, признаться, неожиданно – ведь льстить королеве он и не думал, изобразив её как есть.
С картины на нас смотрит неприятным, сверлящим взглядом немолодая, некрасивая женщина с ассиметричным лицом и поджатыми губами. На ней роскошное, богатое платье – однако его тёмные тона наводят на мысль о траурном облачении. На бледном, нездоровом лице, неподвижном и словно сведённом судорогой, подвижны лишь глаза, маленькие, узкие и… страшные. Взгляд их подозрительный и недобрый: в них и фанатичное упрямство, и недоверие к миру, и страх деспотичной, однако неуверенной и неумелой правительницы, и болезненная усталость человека, никогда не знавшего ни любви, ни радости. И самое странное и жутковатое – с какого ракурса ни смотреть на картину, Мария упорно глядит прямо на зрителя, настоящее деспотичное всевидящее око.
Иногда же за прекрасными глазами может скрываться нешуточная трагедия. Именно так произошло с американской художницей Маргарет Кин, прославившейся большими, будто бы инопланетными глазами персонажей своих картин.
Эта история начиналась довольно безобидно: на выставке в Сан-Франциско познакомились два начинающих художника. Пара быстро поженилась, и Уолтер, обладавший талантом скорее не художника, а маркетолога, начал продавать картины супруги. Детские портреты с подчеркнуто большими, наивными глазами неожиданно снискали огромный успех и начали продаваться за невероятные суммы. Что же не так в этой истории – спросите вы? Да-да, картины Маргарет Уолтер продавал… под своим именем!
Коллаж из картин Маргарет Кин
Правда вскрылась далеко не сразу, а когда Маргарет начала протестовать, Уолтер привел ей «беспроигрышный» довод: женщина в сфере искусства никогда не будет воспринята всерьез и не получит и сотой доли былой прибыли. На какое-то время это заставило Маргарет замолчать, затем в ход пошли и прямые угрозы… Дальше все развивалось достаточно грустно и закономерно: художница работала все больше и больше, а ее муж – все больше и больше богател.
По счастью, Маргарет Кин нашла в себе силы рассказать свою историю и обратиться в суд. После многочисленных разбирательств судья предложил мудрое решение: нарисовать новую картину на глазах у суда. Уолтер отказался, сославшись на болящую руку, а вот Маргарет буквально за час создала работу с узнаваемыми огромными глазами. По мотивам этой детективной истории был даже создан фильм «Большие глаза», видимо, как предостережение для мошенников всех сортов: рано или поздно правда все-таки останавливает свой взгляд на каждом из нас.
Маргарет Кин рядом со своими работами
Всматриваться в глаза картин можно до бесконечности… Предлагаю продолжить в комментариях – делитесь, чей взгляд и почему кажется особенным вам!
Ольга Оринго
celenitty
Втр, 08/12/2020 - 16:22
Lina2018
Втр, 08/12/2020 - 18:09
Frosta
Втр, 08/12/2020 - 20:02
Cvetochnayafeya
Втр, 08/12/2020 - 20:25
Cleona
Втр, 08/12/2020 - 20:42
ljudviga
Втр, 08/12/2020 - 21:39
shursh
Ср, 09/12/2020 - 10:31
Оля-Оринго
Ср, 09/12/2020 - 13:35
Оля-Оринго
Ср, 09/12/2020 - 13:38
Оля-Оринго
Ср, 09/12/2020 - 13:41