Испокон века небо было для человека воплощением божественного. Испокон века небо само было богом. И хотя небо у всех над головой одинаково, небесные боги у разных народов очень сильно отличались… возможно, оттого, что различным было само понимание божественного. Давайте же посмотрим, как в древности люди видели небо и в каких образах ему поклонялись.
Начнём, как водится, с самого начала – с шумеров. Шумерская мифология и космогония были невероятно сложны и запутанны – одних богов несколько семейств, а ещё разные чудовища, странные существа, герои-полубоги и мало ли кто ещё. А родителями всей этой толпе приходилась чета небесных богов – Ану и Анту. Они были невероятно могущественны и… абсолютно безразличны ко всему, что творилось на земле. Породили богов – ну и ладно, в дальнейшие дела своих детей они предпочитали не вмешиваться, хотя и продолжали пользоваться огромным почётом. Правда, позднее Ану прославился, став образцом и примером такой мифологической концепции, как «спящее божество» – очень древнее, могучее, уважаемое, но при этом ровным счётом ничего не делающее и никак в дела мира не вмешивающееся. Обычно всю положенную работу за него делают младшие божества – творят мир, учат людей премудростям, побеждают чудовищ и так далее. У шумеров точно так же – мифов собственно про Ану и Анту практически нет, зато их многочисленные дети наперебой совершают разнообразные подвиги и часто упоминаются в легендах, откуда мы про них и знаем.
Посмотрим теперь на чуть более молодой народ – египтян. Египетская мифология – просто кладезь чудес и странностей, всё в ней не так, как у прочих народов, всё необычно и непривычно. Что же они думали о небе, каким его себе представляли? Египтяне – одни из немногих, у кого вместо небесного бога была богиня – Нут, супруга бога земли Геба. Нут представляли как исполинскую женщину, стоящую надо всем мирозданием, опираясь на кончики пальцев рук и ног. На груди и животе Нут сверкают бесчисленные звёзды, а внизу расстилается бесконечный простор земли, воплощённый фигурой Геба – её божественного мужа. Геб добр и благостен, Нут же – бесстрастна и холодна; столь разные нравы вынуждали супругов постоянно ссориться. В конце концов, не выдержав бесконечных ссор, Шу – бог воздуха и отец этой недружной четы – разъединил их: взял Нут на руки и поднял высоко вверх, а Геба оставил внизу. С тех пор Геб занят заботами земли и людей, которым всегда благоволил, а Нут бесстрастно взирает на него с высоты холодного космоса, спокойная и умиротворённая.
Было у Нут ещё одно обличье, помимо женского – египтяне чтили её также в облике Небесной Коровы. Это прекрасное, могучее существо с мощными рогами и животом, сплошь усыпанном звёздами. Рассказывают, что на её спине вознёсся в небеса сам Ра, великий бог солнца. Фараона египтяне называли «сыном дикой коровы», подчёркивая его божественное происхождение. Бесконечно далёкая и недоступная, Нут нечасто удостаивала смертных своим вниманием – и тем не менее была очень почитаема и любима.
У древних греков отношения с небом были весьма непростыми. Богов, в том или ином виде покровительствующих небу, у них было немало. Собственно небесный свод олицетворял Уран – великий титан, супруг титаниды Геи, воплощения земли. Уран и Гея породили множество детей – титанов, богов, сторуких гигантов и циклопов. Большинство детей пугали Урана своей силой и чудовищным видом, поэтому он не выпускал их в мир, а заключал во чрево Геи, в глубочайшие подземелья, где они в ярости бушевали и неистовствовали, причиняя страдания своей матери. Но наконец самый младший, самый храбрый сын Урана и Геи восстал против жестокого отца, освободил своих сестёр и братьев, избавив мать от мучений, и сверг Урана, заточив его в Тартар.
Кстати, как звали этого храбреца, как вы думаете?.. А звали его Кроносом! Да-да, это тот самый Кронос, который немного времени спустя сам станет пожирать своих детей – из страха, что они поступят с ним так же, как некогда он сам с отцом. Поистине, победитель дракона сам становится драконом…
Урану греки, кстати, почти не поклонялись, в отличие от Геи. Такое впечатление, что в мифологии он был нужен исключительно для того, чтобы у титанов был какой-никакой отец. Ни собственных мифов, ни собственных святилищ у Урана нет – в отличие от его могучего внука, громовержца Зевса, который изначально тоже почитался как небесное божество. Лишь много позже он стал воплощением закона и власти, покровителем мирового порядка, противостоящим великому Хаосу. А в глубокой древности Зевс был богом ясного, чистого неба, поражающим ослепительными молниями тьму и зло.
Говоря о небе, нельзя обойти и такого персонажа, как Атлант. Титан Атлант – не бог неба сам по себе, однако фигура не менее интересная: согласно мифам, он держит небо на своих плечах. Опять-таки, если верить мифам, такое необычное занятие – наказание мятежному титану, который во время великой битвы титанов и олимпийцев сражался против последних. И хотя небесный свод невообразимо тяжёл, Атланту, можно считать, повезло – он остался на земле, в то время как его соплеменников Зевс заточил в глубокий мрачный Тартар.
С этим персонажем связано несколько противоречащих друг другу легенд. Одна гласит, что Атлант некогда был сторожем волшебного сада, где росли золотые яблоки Гесперид. Боясь за драгоценные плоды, он обнёс сад высокой стеной и никого к нему не подпускал. Как-то поблизости случилось странствовать Персею, как раз недавно расправившемуся с Горгоной Медузой. Усталый герой попросил у Атланта приюта и отдыха. Но титан, заподозривший в утомлённом путнике вора, грубо велел ему убираться и даже собрался переходить от слов к делу. Персей, хоть и был героем, явно уступал титану в силе. Когда Атлант попробовал было на него накинуться, он достал голову Медузы и показал титану. В то же мгновение Атлант окаменел, превратившись в огромную гору, и по сей день подпирающую небо. Атласский хребет в Северной Африке – ни что иное, как руки и плечи гиганта, а самый высокий пик хребта – его голова.
Согласно второй легенде, с Атлантом повстречался Геракл, одним из заданий которого была как раз-таки добыча золотых яблок. Герой попросил титана помочь ему и принести яблоки из сада, а сам взамен предложил подержать за него небесный свод. Атлант согласился и принёс Гераклу три яблока. Однако небо обратно на плечи взваливать отказался – дескать, раз уж нашёлся дурак, добровольно согласившийся на такую работу вместо него, то пускай он и отдувается. Но Геракл, который к тому времени еле стоял на ногах от невероятной тяжести, умолил Атланта дать ему немного времени – сделать подушку под плечи, изрядно натёртые небесным сводом. Титан пожалел героя и согласился; но как только он снова поднял небо на плечи, Геракл забрал яблоки и был таков.
В этой истории оба героя, пытающиеся обмануть друг друга, выглядят как-то неприглядно. Однако у мифа есть и иная трактовка, многое объясняющая. Согласно ей, небесный свод – лишь образ, а на самом деле миф представляет собой аллегорию передачи смертному герою божественной мудрости. Даже малая её толика (ведь Геракл держал небо на плечах совсем недолго) оказывается непомерно тяжела для смертного – однако герой с достоинством справляется с новообретённой ношей и на мгновение уподобляется богам. Древнегреческие авторы (например, Гераклит) пишут, что именно Геракл передал небесную мудрость обитателям земли в виде астрономии и мистерий. Сам Гераклит пишет об Атланте так: «А был он мудрым человеком и первым разведал то, что касается науки о звёздах, предсказывая бури, и перемены <ветров, и восход> звёзд и закаты — вот про него и сочинили, что он в себе самом несёт космос».
На фото: подвес "Интерстеллар. Юпитер" со Swarovski Инфинити
А что же другие народы? Смотрели ли они на небо, видели ли в нём богов? Видели, и ещё как! Правда, справедливости ради стоит сказать, что у большинства европейских народов богов неба как таковых почему-то не было, зато богов, с небом связанных и ответственных за разные сопутствующие явления – сколько угодно.
Так, предки современных финнов и карел (а позже и сами финны и карелы) почитали бога-кузнеца Ильмаринена – могучего героя и искусного мастера, открывшего людям секрет железа и стали. Он выковал множество чудесных вещей, самой чудесной из которых была мельница Сампо, источник счастья и изобилия. Спрашивается, как же Ильмаринен связан с небом? Очень просто: это тоже его творение! В начале времён Ильмаринен выковал небесный свод по просьбе своего друга, мудреца и мага Вяйнёмёйнена, и установил его над землёй. Даже само имя кузнеца намекает на его связь с небом: финское слово ilma имеет множество значений – это и собственно «небо», и «воздух» и даже «погода».
Как видите, ковка небесного свода - процесс трудоемкий
Удивительного бога знали полинезийские народы – гавайцы, маори и многие другие. По всей Полинезии поклонялись могущественному богу по имени Тангароа – демиургу, покровителю неба, воплощавшемуся в виде радуги и… гигантского осьминога или кальмара. Дело в том, что Тангароа был «по совместительству» ещё и покровителем моря. Море и небо – две равно таинственные и непознанные стихии – совмещались в полинезийских мифах в образе огромного хтонического существа, бесконечно мудрого, сведущего в тайных искусствах, чей разум непостижим, а поступки непредсказуемы. Несмотря на непростой нрав и достаточно необычный внешний вид, Тангароа был одним из наиболее любимых и почитаемых богов и считался создателем всего доброго и прекрасного.
На фото: кольцо "Осьминог" с кубическим цирконием
Кстати, божество настолько популярно, что пробралось даже на современные монетки!
У древних ацтеков богов неба было немало – ацтеки были искусными астрономами и различали на небе множество планет и звёзд. Разумеется, у каждой был свой небесный покровитель, со своими задачами, характером и со своими легендами, одна другой страннее. Свои боги были у небесного свода, облаков, дождевых туч, Луны, Солнца, Венеры и Полярной звезды. С последним по имени Мишкоатль связана, пожалуй, самая странная из легенд.
Согласно ей, у Мишкоатля было четыреста братьев-звёзд. Однажды на небо явилась чудовищная богиня Ицпапалотль в виде огромной бабочки, крылья которой были сплошь усажены по краям острыми обсидиановыми лезвиями, на руках и ногах были мощные загнутые когти ягуара, а во рту вместо языка был каменный нож. Она пожрала всех братьев Мишкоатля, а сам он с трудом спасся от хищной богини и решил отомстить во что бы то ни стало. Он призвал духов своих братьев и вместе с ними вступил в битву с Ицпапалотль. Они долго сражались, но наконец победили. Тело поверженной Ицпапалотль Мишкоатль бросил в костёр, где оно… неожиданно превратилось в россыпь разноцветных камней. Один из них Мишкоатль забрал с собой и сделал из него каменный нож, ставший одним из узнаваемых атрибутов бога.
Глядя на одно и то же небо, люди видели в нём очень разных богов. Это наводит на мысли о том, что небо в легендах было ни чем иным, как исполинским зеркалом, где, бесконечно увеличиваясь, отражались представления людей о благе, силе, справедливости и мудрости. Каждый видел то, чему сам был готов поклоняться, что сам считал величественным и достойным. Интересно, забыв на время о прогнозе погоды, что увидим на небе мы сами?..
Ольга Оринго
slivka178
Пнд, 07/09/2020 - 13:46
Оля-Оринго
Пнд, 07/09/2020 - 13:56
celenitty
Пнд, 07/09/2020 - 14:39
Оля-Оринго
Пнд, 07/09/2020 - 15:09
ljudviga
Пнд, 07/09/2020 - 17:49
Журбицкая
Пнд, 07/09/2020 - 18:34