Надо ли иметь собственное мнение? Откуда оно берётся и как его использовать по ходу жизни? На эти вопросы я попробую ответить сама себе, если вам тоже интересно - присоединяйтесь к обсуждению.
Помните расхожий анекдот о трансформации мнения сына о маме?
"В пять лет сын думает, что мама знает всё. В десять лет он начинает подозревать, что не всё. В пятнадцать - удивляется тому, как мама мало знает о жизни. В двадцать лет сын уверен, что мама ничего не знает. А в сорок лет приходит к выводу, что надо было слушать маму..."
Ох, очень не хочется реализации финала анекдота в настоящей жизни.
Вначале мы полагаемся на мнение родителей, друзей и учителей, но постепенно получаемый опыт позволяет судить о жизни самостоятельно. И тут уже совсем не важно, насколько этот опыт универсален, по зубам ли нам тема, по которой сейчас выносится оценочное суждение, и что об этом думают те, кто раньше думал за нас. Человек не может стать личностью без собственного мнения. Наше личное мнение формируется образованием, годами, ошибками, религией, впечатлениями, победами, книгами, разговорами - и оно такое же уникальное, как отпечатки пальцев или ДНК. Точнее, должно быть таким же уникальным...
Иногда собственное мнение состоит из кубиков общественного конструктора представлений. Это самый простой вариант: берём набор стандартных устойчивых представлений от семьи, друзей и образовательной программы, жизненными коллизиями и соцсетями немного меняем концентрацию каждого аспекта и на выходе получаем рабочий, но достаточно шаблонный вариант. Собственного мнения хватит для принятия основных человеческих решений (на ком жениться, где работать, как отдыхать и за кого проголосовать).
Набор блоков охраняется ревностно. Без постоянного обновления базы представлений и без проверки прочности кубиков не далеко до катастрофы - любой точный удар по мнению может привести к беспорядкам в личности. Самые гневные обличители других мнений, как правило, имеют самые устойчивые собственные мнения. Они подсознательно чувствуют угрозу целостности своего внутреннего мира и могут нападать первыми на любых инакомыслящих.
Но при возникновении задач из нестандартного спектра, для которых в конструкторе нет готовых кубиков, человек чувствует тревогу и необходимость поскорее заполнить пустоту. Поэтому начинает срочно искать советчика, учителя, гуру, наставника... в общем, любого обладателя собственного мнения в более продвинутой версии, который может быстро поставлять на рынок мнений универсальные кубики, подходящие всем. Бессмертная фраза Еврипида "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты" постепенно трансформируется в "Скажи мне, на кого ты подписан" или "Скажи, какие новости ты читаешь каждый день".
Современные поставщики сырья для собственных мнений бывают очень разными по качеству. И, если повезёт, можно найти таких, которые не продают готовые кубики, а учат их создавать при помощи наших собственных душевных сил. Основное отличие, на мой взгляд, хорошего "поставщика сырья" от стандартного "торговца готовыми кубиками" — в необходимости думать, переваривать информацию и даже уставать от душевного смятения. Если всё просто напрямую попадает в понятийный механизм, то это — готовые кубики.
Кстати, ничего плохого в готовых "кубиках мнения" нет. Они очень полезны, если мы решаем бытовые трудности, анализируем юридическую проблему или составляем план поездки. Другие люди, постигшие суть подобных вещей и помогающие нам их тоже быстро постичь, достойны уважения, внимания и похвалы. Но если нам нужны готовые кубики для общения с детьми, для поиска себя, для выполнения желаний или для мотивации сотрудников, то вот здесь могут быть проблемы. Чужеродное мнение, полученное быстро и "за недорого", может вызывать отторжение и провоцировать появление новых задач нестандартного спектра.
Мы все созданы разными, поэтому не может быть одинакового мнения по готовым рецептам.
Видеть происходящее под разными углами, дополнять общепринятое своими мыслями и эмоциями, менять свой мир, чтобы он рос вместе с нами, находить способы и поводы учиться — это только небольшая часть процесса формирования собственного мнения.
Хотела сейчас сэкономить время и не писать по памяти отличное стихотворение Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться", а скопировать текст. В результате получила отличную иллюстрацию для завершения размышлений.
Во времена моего детства такого стихотворения в школьной программе не припоминаю, папа просто принёс мне его в виде машинописной копии и посоветовал прочитать. Потом я переписывала стихи в тетрадку, сравнивала ощущения от Заболоцкого и от Киплинга ("Если"), рассказывала папе свои какие-то трактовки и бережно сохранила в памяти не только стихи, но и свои детские выводы.
А сейчас, набрав в Google первую строку стихотворения, могу прочитать не только текст — сразу предлагаются к тексту "основные выводы и мысли", чтобы школьник не думал сам, не дай бог. Мне кажется, что многие дети не готовы отказаться от благ цивилизации в виде получения готовых "кубиков мнений" и тратить своё время на анализ архаичных стихов. Все мысли и отгадки разложены по полочкам, надо только выучить их к ЗНО. А потом, после успешной сдачи, стряхнуть лишнее и двигаться дальше по конвейеру...
Значит, код литературы постепенно перестаёт работать, и нужны новые способы формирования собственного мнения у новых поколений? Где же их искать? Да и надо ли всю жизнь возиться с собственным мнением, не дающим никаких специальных преимуществ во взрослой жизни, где всё заточено под быстрые готовые решения?
Не помешает ли интеграции ребёнка в общество собственное мнение, выпадающее из стандартов ближайшего окружения? Может быть, пусть лучше слушает маму?
На следующей неделе мы будем в Оринго обсуждать разные аспекты личного и ювелирного, надеюсь, будет не скучно. Присоединяйтесь, друзья!
А если у вас есть какие-то вопросы лично ко мне — пишите. Анастасия грозится брать у меня интервью в конце недели.)
С любовью, Елена Маслова
irisnatusia
Вс, 17/05/2020 - 21:26
Mikurianka
Вс, 17/05/2020 - 22:25
АЮ
Вс, 17/05/2020 - 22:57
АЮ
Вс, 17/05/2020 - 22:59
lwr
Вс, 17/05/2020 - 23:11
"нужны новые способы формирования собственного мнения у новых поколений?" - вряд ли. Если вопрос/объект человеку интересен, то мнение о нем будет. Если нет - то нет и не надо.
Mikurianka
Вс, 17/05/2020 - 23:38
Елена Маслова
Вс, 17/05/2020 - 23:56
Как бы не меняли (в основном, на бумаге) систему образования, в развитии самостоятельного мышления государство и преподаватели пока не заинтересованы. И, к сожалению, многие родители – тоже.
Kell
Пнд, 18/05/2020 - 06:39
olenabuglova
Пнд, 18/05/2020 - 08:57
Nata_Li
Пнд, 18/05/2020 - 09:52