Хостинг фотографий для пользователей Оринго
Чат с менеджером

Поставити питання

 
Ювелірний дім Орінго
0800-759-550
(безкоштовні дзвінки)

Личное мнение о мнении собственном

Надо ли иметь собственное мнение? Откуда оно берётся и как его использовать по ходу жизни? На эти вопросы я попробую ответить сама себе, если вам тоже интересно - присоединяйтесь к обсуждению. 

Помните расхожий анекдот о трансформации мнения сына о маме?

"В пять лет сын думает, что мама знает всё. В десять лет он начинает подозревать, что не всё. В пятнадцать - удивляется тому, как мама мало знает о жизни. В двадцать лет сын уверен, что мама ничего не знает. А в сорок лет приходит к выводу, что надо было слушать маму..."  

Ох, очень не хочется реализации финала анекдота в настоящей жизни. 

 

b9604f8a6ac710009539845ef37b1d09.md.jpg

 

Вначале мы полагаемся на мнение родителей, друзей и учителей, но постепенно получаемый опыт позволяет судить о жизни самостоятельно. И тут уже совсем не важно, насколько этот опыт универсален, по зубам ли нам тема, по которой сейчас выносится оценочное суждение, и что об этом думают те, кто раньше думал за нас. Человек не может стать личностью без собственного мнения. Наше личное мнение формируется образованием, годами, ошибками, религией, впечатлениями, победами, книгами, разговорами - и оно такое же уникальное, как отпечатки пальцев или ДНК. Точнее, должно быть таким же уникальным...

Иногда собственное мнение состоит из кубиков общественного конструктора представлений. Это самый простой вариант: берём набор стандартных устойчивых представлений от семьи, друзей и образовательной программы, жизненными коллизиями и соцсетями немного меняем концентрацию каждого аспекта и на выходе получаем рабочий, но достаточно шаблонный вариант. Собственного мнения хватит для принятия основных человеческих решений (на ком жениться, где работать, как отдыхать и за кого проголосовать).

Набор блоков охраняется ревностно. Без постоянного обновления базы представлений и без проверки прочности кубиков не далеко до катастрофы - любой точный удар по мнению может привести к беспорядкам в личности. Самые гневные обличители других мнений, как правило, имеют самые устойчивые собственные мнения. Они подсознательно чувствуют угрозу целостности своего внутреннего мира и могут нападать первыми на любых инакомыслящих. 

Но при возникновении задач из нестандартного спектра, для которых в конструкторе нет готовых кубиков, человек чувствует тревогу и необходимость поскорее заполнить пустоту. Поэтому начинает срочно искать советчика, учителя, гуру, наставника... в общем, любого обладателя собственного мнения в более продвинутой версии, который может быстро поставлять на рынок мнений универсальные кубики, подходящие всем. Бессмертная фраза Еврипида "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты" постепенно трансформируется в "Скажи мне, на кого ты подписан" или "Скажи, какие новости ты читаешь каждый день". 

Современные поставщики сырья для собственных мнений бывают очень разными по качеству. И, если повезёт, можно найти таких, которые не продают готовые кубики, а учат их создавать при помощи наших собственных душевных сил. Основное отличие, на мой взгляд, хорошего "поставщика сырья" от стандартного "торговца готовыми кубиками" — в необходимости думать, переваривать информацию и даже уставать от душевного смятения. Если всё просто напрямую попадает в понятийный механизм, то это — готовые кубики.

Кстати, ничего плохого в готовых "кубиках мнения" нет. Они очень полезны, если мы решаем бытовые трудности, анализируем юридическую проблему или составляем план поездки. Другие люди, постигшие суть подобных вещей и помогающие нам их тоже быстро постичь, достойны уважения, внимания и похвалы. Но если нам нужны готовые кубики для общения с детьми, для поиска себя, для выполнения желаний или для мотивации сотрудников, то вот здесь могут быть проблемы. Чужеродное мнение, полученное быстро и "за недорого", может вызывать отторжение и провоцировать появление новых задач нестандартного спектра.  

Мы все созданы разными, поэтому не может быть одинакового мнения по готовым рецептам.

Видеть происходящее под разными углами, дополнять общепринятое своими мыслями и эмоциями, менять свой мир, чтобы он рос вместе с нами, находить способы и поводы учиться — это только небольшая часть процесса формирования собственного мнения.  

 

02c01eebb579c3ebf2acf9e442688955.md.jpg

 

Хотела сейчас сэкономить время и не писать по памяти отличное стихотворение Николая Заболоцкого "Не позволяй душе лениться", а скопировать текст. В результате получила отличную иллюстрацию для завершения размышлений.

Во времена моего детства такого стихотворения в школьной программе не припоминаю, папа просто принёс мне его в виде машинописной копии и посоветовал прочитать. Потом я переписывала стихи в тетрадку, сравнивала ощущения от Заболоцкого и от Киплинга ("Если"), рассказывала папе свои какие-то трактовки и бережно сохранила в памяти не только стихи, но и свои детские выводы.

А сейчас, набрав в Google первую строку стихотворения, могу прочитать не только текст — сразу предлагаются к тексту "основные выводы и мысли", чтобы школьник не думал сам, не дай бог. Мне кажется, что многие дети не готовы отказаться от благ цивилизации в виде получения готовых "кубиков мнений" и тратить своё время на анализ архаичных стихов. Все мысли и отгадки разложены по полочкам, надо только выучить их к ЗНО. А потом, после успешной сдачи, стряхнуть лишнее и двигаться дальше по конвейеру...

 

Значит, код литературы постепенно перестаёт работать, и нужны новые способы формирования собственного мнения у новых поколений? Где же их искать?  Да и надо ли всю жизнь возиться с собственным мнением, не дающим никаких специальных преимуществ во взрослой жизни, где всё заточено под быстрые готовые решения? 

Не помешает ли интеграции ребёнка в общество собственное мнение, выпадающее из стандартов ближайшего окружения? Может быть, пусть лучше слушает маму? 

 

eb1c1fc7a771741cfe1004edf94c9b17.md.jpg

 

На следующей неделе мы будем в Оринго обсуждать разные аспекты личного и ювелирного, надеюсь, будет не скучно. Присоединяйтесь, друзья!

А если у вас есть какие-то вопросы лично ко мне — пишите. Анастасия грозится брать у меня интервью в конце недели.)

 

С любовью, Елена Маслова любовь

 

irisnatusia
Вс, 17/05/2020 - 21:26

Все как вы сказали ,Елена Анатольевна!Маму обязательно надо слушать - интервал в лет двадцать- потом опять маму слушать,если мама сама имеет здоровое собственное мнение:)))Возиться с собственным мнением надо,это признак того,что человек умеет думать и анализировать все ,что получил в процессе образования,опыта,впечатлений...и т.д.Если еще к этому есть духовный задел в человеке,то такое " мнение"- бриллиант.Я только за такое собственное мнение,которое не приносит вреда окружающим и выгодно отличает человека от стада ,получающего " кубики".
Mikurianka
Вс, 17/05/2020 - 22:25

Литературный код никуда не денется. До гугла были "Сто лучших сочинений", но это и не плохо т.к. совершенно не отменяет собственное мнение, скорее даёт возможность познакомиться с альтернативными. Но это тоже только ИМХО &:)
АЮ
Вс, 17/05/2020 - 22:57

Ой, да... коды никто не хочет расшифровывать - подавай «брифли» и «свободное время». Спрашиваю у племянников: свободное от чего и для чего оно вам? Все безумно деловые и уставшие)) С каждым годом ловлю себя на мысли, что так сложно удивлять детей... с другой стороны - это мотивирует))))
АЮ
Вс, 17/05/2020 - 22:59

Спасибо за эссе, Елена Анатольевна:) С нетерпением жду следующей недели и думаю насчёт вопроса))
lwr
Вс, 17/05/2020 - 23:11

"дети не готовы отказаться от благ цивилизации в виде получения готовых "кубиков мнений" и тратить своё время на анализ архаичных стихов" - я бы сказала, что тут на первом месте вопрос, зачем дети читают эти стихи? Если из личного интереса, то возникают и впечатления, и ощущения. Если для ЗНО, то таки да, надо знать, что подразумевают под правильным ответом на "что хотел сказать автор" составители теста. Потому что ни автоматизированный тест, ни живая (живая ли?) школьная Мариванна не готовы работать с такой материей, как личное мнение школьника. В 15 лет не надо удивляться маме, надо просто дотерпеть до совершеннолетия, и тогда окружающие - нехотя и со скрипом - начинают признавать за тобой право на свое мнение. Все эти "вот когда... (получишь паспорт, начнешь зарабатывать, родишь детей, купишь машину, построишь дом, посадишь печень, доживешь до моих седин - подставить нужное) - тогда и поговорим..." сверхценные оценки других людей - отметать логично и естественно, вместе с пройденными тестами ЗНО. Это примерно так работает: теорема Пифагора в жизни пригодится, а второй вариант декабрьской контрольной по геометрии в 6 классе помнить не обязательно :)
"нужны новые способы формирования собственного мнения у новых поколений?" - вряд ли. Если вопрос/объект человеку интересен, то мнение о нем будет. Если нет - то нет и не надо.
Mikurianka
Вс, 17/05/2020 - 23:38

lwr, браво. Совершенно с вами согласна.
Елена Маслова
Вс, 17/05/2020 - 23:56

Про относительно живую Марьивановну - о да-а-а...)) 
Как бы не меняли (в основном, на бумаге) систему образования, в развитии самостоятельного мышления государство и преподаватели пока не заинтересованы. И, к сожалению, многие родители – тоже.
 
Kell
Пнд, 18/05/2020 - 06:39

Мне кажется, что достаточно много людей имеют собственное мнение. И загвоздка заключается в том, что они или не хотят его высказывать ( страх неодобрения или физического насилия) или не умеют (банальная привычка идти за самым сильным в группе). И всему этому виной отсутствие психологической поддержки в детском возрасте и родительское "Да что ты понимаешь? Молчи! “... :( И потом из таких молчунов клещами просто собственное мнение доставать можно. Оно, очевидно, - есть. Но догадайся, пожалуйста, сама))))
olenabuglova
Пнд, 18/05/2020 - 08:57

Понравились фото, очень небанальный ракурс. Такой себе привет для своих ;-)
Nata_Li
Пнд, 18/05/2020 - 09:52

lwr, "Если вопрос/объект человеку интересен, то мнение о нем будет" - только вот вопрос, своё ли. Знаю очень многих людей, которые на вопросы о поиске себя, действительно подходящего для себя дела, цели в жизни, способов её достижения ищут, как сказала Елена Анатольевна, гуру, которые способны дать готовые ответы. А потом плюс-минус слепо следуют рекомендациям этих гуру. Хотя вопросы самим этим людям, безусловно, интересны. Просто их не научили хотеть думать самостоятельно, критически относиться к информации. А это, в том числе, и школьное/вузовское обучение - пусть не обязательно анализ литературных произведений, пусть решение задачек - кто-то пытается решать сам, а кто-то потом просто списывает. (Хотя это не только об обучении - это и многие родители, которые вместо того, чтобы поддержать самостоятельные попытки ребёнка, говорят: неправильно, это нужно делать так). И чем дальше, тем больше поиск готовых ответов считается нормой, к сожалению. Простой пример из недавнего прошлого. Пару лет назад меняла работу, до собеседования техническое задание состояло из нескольких задач. На собеседовании мне с удивлением сказали: а у Вас эта задача написана нестандартно - есть целый решебник по задачам такого типа, а у Вас свой вариант решения - зачем? То есть во взрослой профессиональной деятельности компании тоже заточены на то, что человек будет мыслить готовыми формулами, от человека ожидают не настоящего умения решать задачи, а пользования шаблонами. Но рано или поздно возникает ситуация, в которой шаблоны не работают - хотя бы потому, что обстоятельства жизни у каждого человека очень индивидуальны, не на каждые обстоятельства можно найти рецепт от гуру или решебник в интернете. Так что по мне - однозначно нужно создавать ситуации, в которых ребёнку нужно самому искать путь решения задачи.