Для счастливого плавания кораблю мало иметь непотопляемый корпус, опытную команду, включая штурмана и рулевого, и счастливое имя. Долгое время за удачу в открытом море отвечали носовые фигуры.
Вообще необходимость иметь на борту и огромных галер, и крохотных суденышек атрибут, усмиряюющий стихию и отвечающий за связь со всемогущими богами, возникла еще на заре судостроения. Так, на юте римских судов непременно должен был иметься алтарь, у которого почитали божеств-хранителей конкретного боевого корабля или торгового судна.
Греческие и египетские мореплаватели положили начало распространению характерных рисунков на корпусе корабля - «всевидящих глаз предков». Их смелый взгляд по поверью был способен противостоять злому волшебству, отпугивать недоброжелателей и задабривать морских богов.
Викинги же стали одними из первых, кто украсил форштевень резными скульптурами, призванными устрашить противника. Будучи его конструктивным продолжением, головы змеев и драконов с хищным оскалом делали всю ладью похожей на гигантское чудовище.
Прежде чем носовые фигуры обрели свое постоянное место прописки на борту, было немало попыток вписать скульптуры-обереги в корабельный интерьер. Но на палубе они по большей части мешали, а главное, своим весом снижали устойчивость судна на воде. Идеальным оказалось место под бушпритом, именно там мы и привыкли их видеть. Носовые фигуры были не только резным талисманом, но и изображением духа корабля в форме людей, зверей или мифологических фигур. Египтяне чаще всего защищали свои суда при помощи изображений священных птиц; финикийцы предпочитали быстроногих лошадей, греки — разъяренных кабанов, символизирующих агрессивность. Львы и орлы всегда являют собой мощь и силу – и именно их чаще всего использовали на военных кораблях. Владельцы торговых судов предпочитали украшать их фигурами, олицетворяющими доход и изобилие.
В дальнейшем стали появляться не только аллегорические изображения, но и скульптуры людей и даже портреты определенных исторических персонажей. Податливое дерево идеально подходило для передачи контуров человеческого тела.
Интересная скульптура украшала китобойное судно «Элайс Ноулз». Оберегом для корабля стал образ женщины в скромной крестьянской одежде и высоких ботинках на пуговицах. Уютная как бабушкины объятия, по словам членов экипажа она напоминала им о доме и связывала с семьей больше, чем любой семейный портрет. Вот и верь после этого в ветреность моряков.
Женские, к тому же еще и обнаженные, носовые фигуры – чуть ли не самый распространенный образ в кораблестроении тех времен. По старинному морскому поверью, шторм на море может утихнуть, если перед ним предстанет обнаженная женщина. Так как редкая женщина согласилась бы участвовать в плавании для выполнения такой специфической работы (да и негоже дамам быть на борту), миссию по спасению полностью возложили на носовые фигуры. Красиво, есть не просят и польза огромная!
Надо отдать должное, стройные силуэты красавиц придавали быстроходных галеонам особенное очарование. Хотя встречались и довольно эксцентричные образы.
Клипер «Катти Сарк» украшен деревянной фигурой Нэнни, прелестницы — ведьмы, которая держит в руке клок из хвоста лошади (отсылка к повести в стихах Роберта Бернса «Тэм О’Шентер»)
Мужские фигуры также могли удивить.
К прелестницам, ведущим корабли сквозь бури и туман, моряки прикипали всей душой. Когда однажды судно во время сильного шторма потеряло носовую фигуру, корабельный плотник попросту предложил заменить ее какой — то другой. На что оскорбленный в лучших чувствах капитан воскликнул: «Разве я похож на того, кто подбирает чьи — то потерянные вещи? Да я лучше сменил бы жену!»
Использование носовых фигур вошло в общую практику с галеонами, которые использовались с 15 по 18 века. А в эпоху барокко тщательно продуманные фигуры были обычной картиной на кораблях высокого ранга. Позже внедрение и развитие недревесных судов также привело к снижению количества этих талисманов. Новые металлические корпуса были более обтекаемыми, компоновка скульптуры на носу большого судна стала делом сложным и неблагодарным. Да и магические заклинания моря и ветра утратил свою важность, уступив современным навигационным приборам.
Хотя и сейчас при желании заказчика практически любое судно можно снабдить талисманом, мне кажется лаконичный силуэт современных кораблей уже не так гармонизиурет с изящными формами.
Но это не значит, что корабли утратили свое «лицо». И сейчас в открытом море можно встретить весьма симпатичные экземпляры, творение новой эпохи. Но это уже другая история.
Наталья Оринго
Madra Rua
Втр, 29/06/2021 - 20:49
Оля-Оринго
Втр, 29/06/2021 - 20:53
SEMENOVNA89
Втр, 29/06/2021 - 21:37