Наверное, у многих из нас в детстве была книжка (возможно, даже с картинками) под странным и красивым названием «Рамаяна». Она оставила в памяти фантастические истории о сражении войска обезьян с ордой демонов, об обезьяньем царе, летящем через океан, о благородном Раме и прекрасной Сите… Давайте же вспомним эту историю – а заодно посмотрим на неё с другой, неожиданной стороны…
Кстати, что мы вообще знаем о «Рамаяне»? Эта поэма невероятно древняя – учёные предполагают, что самые первые её варианты возникли в 7 веке до нашей эры (немного помладше «Илиады», конечно, то тоже впечатляюще). Буквально сразу после своего появления «Рамаяна» стала невероятно популярна – настолько, что задала тон практически всей индийской поэзии на столетия вперёд и «подарила» свои сюжетные линии и образы множеству произведений. Даже знаменитая «Махабхарата» создавалась под влиянием «Рамаяны» (а не наоборот!).
Поэма очень большая – поменьше «Махабхараты», но тем не менее: 24 тысячи строф! Делится она на шесть книг плюс одна. Нет, не семь, а именно шесть плюс одна, сейчас поймёте, почему. Устраивайтесь поудобнее - приглашаю вас погрузиться в мир причудливых историй, отважных героев и отвратительных ракшасов.
На фото: серьги "Шанти 7" с кубическим цирконием
Первая книга рассказывает о рождении и детстве Рамы. Отец будущего героя, царь Дашаратха, молится богам, чтобы те послали ему сына. И боги отвечают ему: у царя рождается целых четверо сыновей, и один из них – Рама – с самого детства выделяется силой и храбростью взрослого воина и мудростью и спокойствием брахмана…
Иначе и быть не может – ведь сказочный герой на самом деле ни кто иной, как воплощение бога Вишну! Героическая сказка – лишь внешний слой «Рамаяны», под которым скрыта история борьбы богов с демонами, прядка и добродетели – с разрушительными страстями, история о человеческом предназначении и божественном долге… «Рамаяна», в сущности – огромный богословский трактат, маскирующийся под легенду. Но это мы немного забежали вперёд.
Рама побеждает своё первое чудовище и женится на прекрасной Сите – под видом которой скрывается сама богиня Лакшми. Супруги живут счастливо – но их испытания ещё впереди.
Вторая книга повествует о том, как одна из жён царя, мачеха Рамы, подстраивает изгнание Рамы и Ситы из королевства, а на престол сажает собственного сына Бхарату. Рама и Сита вынуждены удалиться в лес. Однако Бхарата проявляет настоящее благородство – он отказывается от несправедливо полученной власти и отправляется в лес на поиски Рамы. Они встречаются, и Бхарата пытается убедить Раму вернуться и принять законную власть. Однако тот не соглашается – если сам царь, их общий отец, выбрал Бхарату своим наследником, этот выбор священен. К тому же поэма явно показывает, что и сам Бхарата – умелый и мудрый правитель. Так божественная правда сталкивается с человеческой, прагматической – но братья находят компромисс: Бхарата объявляет себя наместником Рамы, отказывается от царских инсигний и остаётся править страной и беречь трон до возвращения законного государя.
Третья книга повествует о жизни в лес Рамы, Ситы и другого брата Рамы – Лакшманы, отправившегося вместе с ними в изгнание по собственной воле. Оба брата – воины и герои, но до чего же они разные! И до чего же показательно, какими чертами наделён «главный» герой, сам Рама.
Лакшмана – настоящий рыцарь: мужественный, бесстрашный, смело бросающийся в бой на самого лютого врага. Он храбр и решителен, готов сам пробивать себе путь, ничего не страшась. Как похоже на героев, знакомых нам – Зигфрида, Сида. Роланда! Однако настоящий герой – отнюдь не он, а Рама, его противоположность. Нет, Рама ничуть не менее храбр и искусен в бою – однако, в отличие от Лакшманы, он спокоен, мудр, рассудителен и не стремится «переломить судьбу через колено», с достоинством встречая все выпадающие на его долю испытания. Он позволяет судьбе и богам вести себя, не пытаясь радикально изменить ход событий: «делай, что должно, и будь, что будет». В этом смысле он куда больше напоминает жреца или даже – отчасти – отшельника.
Какое-то время изгнанники идиллически живут в лесу, но в один прекрасный день им приходится познакомиться со своими соседями… А соседи их – буйные, злобные демоны ракшасы. Как-то раз к дому Рамы, Ситы и Лакшманы подходит ракшаси (женщина-ракшас) – страшная и уродливая. И прямо с порога заявляет, что оба брата – Рама и Лакшмана – ей очень понравились, и кого-нибудь из них она желает себе в мужья. Братья отвечают, что внимание такой красавицы им несказанно льстит, но вот незадача: Рама уже женат, а если ракшаси вступит в брак с Лакшмной, младшим братом, ей самой придётся стать младшей женой и подчиняться Сите – разве это пристало столь благородной деве?..
Ракшаси приходит в ярость и удаляется. Кто ж знал, что она – сестра самого Раваны, повелителя демонов, и что месть её станет ужасной…
В четвёртой книге Рама и Лакшмана отправляются на поиски Ситы. По пути они встречаются с Сугривой – бывшим царём народа ванаров, очень похожих на обезьян. Сугрива рассказывает о том, что его лишил царства вероломный брат. Братья решают помочь обезьяньему царю вернуть трон и отправляются на битву с узурпатором. С помощью божественных героев войско Сугривы побеждает, а сам царь, в награду за помощь, даёт братьям отряд воинов-обезьян для битвы с Раваной. А возглавляет этот отряд персонаж, которого многие в детстве наверняка любили больше всех – мудрый советник царя Хануман, наделённый даром летать по воздуху.
Кстати, мудрый и благородный Хануман – на самом деле ни кто иной, как… Шива! Да, это одно из воплощений великого и могущественного разрушителя вселенной. Почему именно такое? Одному Шиве известно…
В пятой книге рассказывается о том, как Хануман отправляется на разведку на остров Ланка, в самое сердце царства ракшасов. Он находит Ситу, передаёт ей послание от Рамы и заверение, что войско вот-вот будет здесь. А затем… А затем Хануман в лучших традициях классического трикстера (с замашками вселенского разрушителя) устраивает на Ланке форменный дебош. Он летает по всей столице ракшасов, вырывает с корнем деревья, выкрикивает оскорбления ракшасам и вызывает их на бой. А тех, кто соглашается, отделывает до полусмерти! Зачем он всё это устраивает? Чтобы таким образом деморализовать врагов, а заодно посмотреть на их воинское мастерство. Ну и просто потому, что может.
Разгневанный Равана приказывает изловить нарушителя порядка. Ханумана ловят и притаскивают ко двору Раваны. Но Хануман моментально делается на удивление вежливым и обходительным и говорит, что он… посол Сугривы, а посла обижать нехорошо! Правила дипломатии знакомы даже царю ракшасов, и Равана, скрипя зубами, приказывает отпустить Ханумана восвояси. Но перед тем нацепить на него шкуру и приделать длинный хвост, чтобы тот стал похож на настоящую обезьяну, и этот самый хвост поджечь! Слуги Раваны исполняют всё в точности. Однако Хануман не намерен терпеть такое дипломатическое оскорбление: с горящим хвостом он проносится по всей столице и поджигает десятки домов; в столице паника, Хануман же спокойно ныряет в океан, тушит хвост и отправляется обратно.
Шестая книга – штурм столицы ракшасов, битва Рамы с Раваной и победа над демоном, освобождение Ситы и триумфальное возвращение домой. Пересказать это в точности невозможно – чтобы прочувствовать красоту, динамику и истинно эпический размах происходящего, лучше всё-таки читать. После победы на поле боя появляется сам Индра – бог-громовержец и бог-воин, и воскрешает всех павших обезьян. Рама и Сита на волшебной колеснице возвращаются в своё царство, а Хануман награждается вечной молодостью.
Именно таким и должен быть конец что у волшебной сказки, что у притчи о борьбе света и тьмы. Именно таким, судя по всему, и задумывался конец «Рамаяны». Помните, мы говорили, что книг в «Рамаяне» шесть плюс одна?
Так вот. Некогда, предположительно в Бенгалии, к каноническому сюжету добавили очень странное продолжение. Вернувшись на родину вместе с супругой, Рама неожиданно начал подозревать её в неверности – не увлеклась ли та в заточении могущественным ракшасом? Верная и благородная Сита была глубоко оскорблена такими подозрениями. Не желая оправдываться без вины, она взмолилась богам и пожелала, чтобы земля разверзлась и поглотила её. И боги выполнили её просьбу – так воплощённая Лакшми вернулась на небеса. А Рама, осознав свою ошибку, решает, что земная жизнь больше не для него, и тоже отправляется на небо.
Странная концовка, согласитесь? С одной стороны – да; с чего бы ссориться столь искренне любящей паре, с чего бы нарушилось их сказочное счастье? С другой – это вполне естественное завершение истории о воплощённых героях-богах, сильных, мудрых и благородных, ходящих по земле, совершающих неслыханные подвиги и являющих чудеса верности и любви. Они не могут вечно жить на земле – однажды наступает пора уйти, оставив этот мир его земным заботам. Так проходит время богов, время ванаров и ракшасов, наступает время людей, новых подвигов и новых легенд...
Что ж, "Рамаяну" вполне можно читать на разных уровнях - от детской сказки до религиозной притчи. А знаете ли вы, что она была неоднократно экранизована? По сюжету "Рамаяны" снимались как мультфильмы, так и фильмы и даже сериалы.
Видимо, как говорил Брахма в самой "Рамаяне", «пока горы и реки будут существовать на земной поверхности, до тех пор и история “Рамаяны” будет обходить свет»...
___
Иллюстрации для статьи взяты из оцифрованной оригинальной меварской версии рукописи "Рамаяны"
Ольга Оринго
Kell
Ср, 19/08/2020 - 19:42
Елена Маслова
Ср, 19/08/2020 - 20:23
Макся2006
Ср, 19/08/2020 - 20:47
Cleona
Ср, 19/08/2020 - 21:43
Елена Маслова
Ср, 19/08/2020 - 22:16
И Ольга, и Анастасия весьма юные девушки, но их глубокие познания в сферах культуры и литературы впечатляют.
Оля-Оринго
Ср, 19/08/2020 - 22:20
Оля-Оринго
Ср, 19/08/2020 - 22:22