При том огромном символизме, которым люди всегда наделяли небо, было бы, по меньшей мере, странно, если бы на него не обратили внимание музыканты. Небо – а также всевозможные его обитатели – присутствуют во многих музыкальных композициях. И сегодня мы поговорим о музыке, так или иначе связанной с небесами, полётами, птицами… и услышим, как по-разному небо вдохновляет исполнителей.
И первой композицией в списке будет великолепная Stairway to Heaven ("Лестница в небо") группы Led Zeppelin. Был бы странно начать его с чего-то иного. И сами музыканты, и их поклонники заслуженно считают эту композицию шедевром. Джимми Пейдж, один из создателей песни, говорил, что «в песне кристаллизована самая суть группы. В ней есть всё, и всё самое лучшее нас как коллектива, как творческой единицы…».
При этом сама композиция на непривычный слух довольно странная. Звучит она так, как будто её слепили из нескольких разных кусков, в беспорядке записанных на магнитофон (на самом деле примерно так и было). А смысл текста постоянно «скачет» в разные стороны: сначала Роберт Плант, вокалист группы, рассказывает нам про «даму, уверенную, что золото – это всё, что блестит» и «покупающую лестницу в небо», потом о душе, тоскующей по дому, потом – о загадочном Трубаче, выводящем за собой людей к новому дню… Суть песни никак не удаётся «поймать за хвост», что даёт простор для самых разных толкований. И именно в этом Роберт Плант, написавший для композиции стихи, видит их основное достоинство. Как он сам говорил в интервью, «в зависимости от того, какой сегодня день, я понимаю песню по-разному».
На фото: кольцо "Лестница жизни" со Swarovski Puresse
При этом Плант, большой поклонник древнеанглийских легенд и Толкина, умудрился поместить в текст аллюзии на творчество Профессора. Так, упомянутая в начале и конце песни дама, вокруг которой всё обращается в золото – отсылка к Галадриэль, живущей в золотом лесу Лотлориэн, а встречающиеся в одном из куплетов «клубы дыма среди деревьев» наводят на мысли о Гэндальфе и его трубке. Возможно, эти знания помогут тем, кто решится пуститься в путешествие по этой удивительной, необычной (и достаточно долгой) композиции.
Следующая композиция, посвящённая полетам и их последствиям – Night of the swallow ("Ночь ласточки") авторства Кейт Буш – настоящего «человека-оркестра» из Великобритании. Она и певица с совершенно нечеловеческим тембром, и композитор, и музыкант-мультиинструменталист, и автор лирики, и даже, на секундочку, дама-командор ордена Британской империи – без её авангардных творческих экспериментов британцы свою культуру уже не мыслят. Собственно, всё творчество Кейт – это постоянный непрерывный эксперимент. Немного найдётся музыкантов, у которых все выпущенные альбомы были бы абсолютно разными и при этом объединялись где-то на «надмузыкальном» уровне общим чувством гармонии и принципами подхода к музыке.
Композиция Night of the swallow принадлежит к альбому 1982 года The Dreaming, крайне специфическому даже на фоне и без того авангардного творчества Кейт. На протяжении всего альбома творится нечто странное: мелодии мечутся в разные стороны, надрывно визжит что-то струнное, грохочут ударные, на заднем плане кто-то вопит и стучит, а немного отстранённые звуки рояля и сопрано самой Кейт Буш превращают всю эту вакханалию в очень красивое и гармоничное целое.
Night of the swallow, по словам самой Кейт, рассказывает о контрабандисте, каждую ночь втайне летающем через Ла-Манш на арендованном самолёте, и его возлюбленной, которая пытается отговорить его, чтобы оградить от опасности. В этой песне словно в узле завязано неразрешимое противоречие между жаждой полёта – в широком смысле – со всеми рисками и угрозами и спокойной жизнью на земле, без страха упасть и разбиться – но и без возможности совершить что-то великое. Вправе ли мы «подрезать крылья» тем, кого любим, даже желая уберечь их? Можно ли назвать жизнь, лишённую полёта, настоящей жизнью?.
«Позволь мне попытаться!
Позволь сделать что-то в своей жалкой жизни!
Неужели ты сломаешь мне крылья как ласточке?»
На фото: подвес "Ласточка"
Следующая композиция не совсем про небо – однако она про того, для кого небо стало вторым домом. Знакомо ли вам имя Манфреда Альбрехта Фрайхерра фон Рихтгофена? Этот господин с длинным красивым именем – знаменитый ас Первой мировой войны, непревзойдённый (даже по современным меркам!) лётчик, более известный как Красный Барон. Свой самолёт он окрашивал в красный цвет – с точки зрения маскировки странно, однако это была и не маскировка, а грозное предупреждение, и те, кто ему не внимал, сполна за это расплачивались…
На фото: кольцо "Таран" с кубическим цирконием
Лётное мастерство фон Рихтгофена поражало современников и продолжает поражать потомков. Он словно жил в небе. Подобных ему мастеров не было ни до, ни после. Родись он в античности или в средние века, о нём наверняка сложили бы не одну легенду. Но сегодня с задачей поэтов и скальдов прекрасно справляется шведская метал-группа Sabaton. Военная история – основная «специализация» музыкантов. Они удивительно живо и ярко рассказывают о героях среди людей, не героизируя при этом войну как таковую, и превращают каждого персонажа своих песен в фигуру, достойную стоять рядом с Ахиллом и Зигфридом. А трепетное отношение к фактам и историческая точность текстов стали среди любителей металла притчей во языцех: по текстам Сабатона школьники даже учат историю! (И это не шутка).
Композиция The Red Baron ("Красный барон") с достоинством перенимает давние традиции бардов, рассказывая мощную, захватывающую историю о выдающейся фигуре. Можно с уверенностью сказать, что в данном случае история и герой равно достойны друг друга.
Если бы поэты и музыканты русского рока не обратили внимание на символизм неба и полётов, это было бы… этого бы просто не могло быть. Выбрать из разнообразных композиций, посвящённых небу, наиболее выразительную, прямо скажем, непросто. У каждого поэта – свой уникальный взгляд, своё прочтение, свои небеса – от холодной равнодушной к делам людей тверди у «Наутилуса Помпилиуса» до последнего бастиона надежды среди быта и серости у Виктора Цоя… Однако больше и охотнее всего с темой и образами неба работал, пожалуй, Борис Гребенщиков. Образ неба в его лирике настолько глубок и многообразен, что его изучению можно посвятить не то, что отдельную статью, а целую монографию…
На фото: подвес "Крыло 1" со Swarovski Puresse
Выбрать среди «небесных» песен самую-самую также весьма непросто. Пожалуй, идея полёта, его суть, а также противопоставленность земного и небесного лучше всего отражены в песне с непритязательным, на первый взгляд, текстом – «Сокол». Каждый услышит в ней что-то своё, каждый поймёт по своему – простые слова удивительно многогранны. Поэтому мы не будем даже пытаться рассказать, о чём песня – все попытки обречены остаться на уровне школьного сочинения на тему «Что хотел сказать автор». Намного интереснее в данном случае, как автора услышали…
И завершим мы наш рассказ композицией группы «Мельница» St. Exupéry Blues. И посвящена она… Сент-Экзюпери, разумеется. Не обманывайтесь названием – это вовсе не блюз, это… Стиль группы «Мельница» плохо поддаётся классификации: здесь и арт-рок, и фолк, и немного джаза, и всё это переплавлено так, что разделить невозможно. И St. Exupéry Blues - это, по сути, классический представитель стиля группы: широкая, размашистая композиция с фолковым «обрамлением» и «начинкой» из переплетения множества инструментальных тем и сложного, неровного ритма с многочисленными «разветвлениями» и «завитками». Всё вместе создаёт ощущение удивительной гармонии: слушатель словно вдыхает полной грудью весенний ветер, сидя в кабине самолёта рядом с героем песни… Вдохновение, мощь, радость бесстрашного, безумного полёта – это всё и есть St. Exupéry Blues.
А какие песни о небе и его обитателях вы знаете и любите, и ассоциируются ли с ними какие-то из украшений Оринго?
Ольга Оринго
olenabuglova
Пт, 03/07/2020 - 13:34
ВОЛНУШКА
Пт, 03/07/2020 - 13:44
Елена23
Пт, 03/07/2020 - 18:43
estrellinka
Пт, 03/07/2020 - 21:06
sanasob
Вс, 05/07/2020 - 12:52