Не секрет, что в Оринго к книгам относятся с особенной любовью... Их читают и обсуждают, впечатления и образы воплощаются в необычайных серебряных украшениях, а они, в свою очередь, привлекают в круги Оринго новых книгочеев. Неудивительно, что гармонично совпавшие праздники - День всех влюбленных и День дарения книг - мы никак не могли пропустить!
Специально к сдвоенному празднику команда Оринго подготовила совместный рассказ о книгах, которые так или иначе нас тронули. Давайте же поговорим о любви!
Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть – смертельно опасной,
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит –
И несчастной любви не стоит.
(Борис Заходер, 1964)
Я не очень люблю книги о любви… То ли дело триллеры, приключения или исторические романы. Любовные линии в романах так сложно прочувствовать или примерить на себя, совсем не просто представлять себя в рамках жизней и чувств других людей, не видя мир их же глазами. И только немногим авторам удаётся сплетать полотно повествования так, что нет ощущения подсматривания в замочную скважину. Расскажу сегодня о двух близких мне книгах, где в канве повествования любовь двух героев вроде как бы не главная, но вот без неё ничего не было бы.
«Він хотів сказати, що жінка може зруйнувати все на світі, але стримався, згадавши про себе. Що він без жінки? І що йому держава, земля, всі простори, коли не зоріють над ними ці прекрасні очі й не чутно цього єдиного голосу?»
«Роксолану» Павла Загребельного прочитала ещё в тринадцать лет и до сих пор это одна из самых любимых книг на украинском языке. Красный томик был зачитан до ветхости страниц… Даже не знаю, как в союзе могла выйти такая смелая и неординарная книга, где столько мыслей о власти и войне.
Не вижу смысла пересказывать историю великой Хюррем, её знают все. И всё же, не глядя на мрачность эпохи (хотя когда у человечества были светлые эпохи?) и сложность судьбы главной героини, мне кажется, что эта книга о взаимной любви и об огромной силе духа. Путь Роксоланы из пленницы в королеву сердца требовал не только мудрости и одарённости, но и понимания души Сулеймана. А полное взаимопроникновение душ — это любовь.
«Можно ли каким-нибудь чудом это продлить? Спрятаться здесь вдвоем до конца войны? Пока армии будут маршировать взад и вперед у них над головой, пока не придет время, когда останется только открыть дверь, отодвинуть камни и увидеть, что дом превратился в руины на берегу моря? Пока он не сможет взять ее за руку и вывести на солнечный свет? Он бы пошел куда угодно, вытерпел бы что угодно, лишь бы это случилось. Через год, три, десять будет не так важно, кто немец, а кто француз; они смогут зайти в туристский ресторанчик, заказать простой обед и съесть в молчании – в уютном молчании, какое бывает между влюбленными…»
Вторая книга пришла ко мне сравнительно недавно, в 2015 году, но тоже оставила в душе неизгладимый отпечаток. «Весь невидимый нам свет» американского писателя Энтони Дорра — история Вернера, немецкого мальчика-сироты и Мари-Лоры, слепой французской девочки, нашедших друг друга на мгновение в водовороте разрушительной войны. Вторая мировая, полная ненависти и отчаяния, никак не способствовала появлению любви и человечности, но именно на фоне тотального кровавого хаоса так заметен распускающийся цветок робкой надежды. Судьба вела две светлые души сквозь разруху и огонь друг другу навстречу, они менялись, приспосабливались, боролись… и расстались. Но не глядя на краткость соприкосновения двух судеб, книга однозначно о любви.
Эту книгу пересказывать совершенно бессмысленно, можно упустить тончайшие шелковистые нити сюжета, что сплетаются в магическую сеть. И отдельного внимания здесь достоин алмаз «Море огня», который дарит бессмертие своему владельцу и навлекает несчастья на всех, кого владелец любит. Алмаз становится отдельной частью истории и, на мой взгляд, своей мистичностью совершенно не портит книгу.
Елена Маслова
Думаю, каждый человек в душе немного романтик. Даже если, как я, зачитывается футуристическими сагами или леденящими кровь рассказами и всячески воротит нос от очередной книжной истории любви. Все дело в том, что и такой предельно понятный жанр, как любовный роман, вмещает в себя десятки нюансов. Мне нравится, когда книга не оставляет после прочтения липкое ощущение приторности и нереальности. Когда в судьбах героев находишь точки соприкосновения со своей собственной, через их мысли и действия. Когда нет положительных и отрицательных персонажей и сама жизнь стирает границу между черным и белым, предлагая читателю вместо этого всю палитру чувств и оттенков.
«Джен Эйр» Шарлотты Бронте и «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу я отношу именно к таким, хотя вряд ли поставила бы эти книги рядом на одной полке. Слишком разные они по-своему характеру. Тем не менее мое знакомство с произведениями английской и австралийской писательницами было похожим до мелочей: в семье пользовались заслуженной любовью сериалы, снятые по сюжету книг. Так, девчонка, с замиранием сердца следившая за красивыми картинками зарубежного кинематографа, открыла для себя книжные прообразы Эдварда Рочестера и Джейн Эйр, Ральфа де Брикассара и Мэгги Клири. Тот редкий случай, когда фильм не отваживает от книги, а, наоборот пробуждает желание поскорее открыть первую страницу.
"Нас так же не может утомить общество друг друга, как не может утомить биение сердца, которое бьется в его и в моей груди; поэтому мы неразлучны. Быть вместе — значит для нас чувствовать себя так же непринужденно, как в одиночестве, и так же весело, как в обществе..."
Что ждет читателя? Истории любви, которая терзает сердца и души. Истории судеб людей, которые бросают вызов социальным, общественным стереотипам, но не в силах отпустить личные предубеждения. Истории, для которых фоном служит тонкое и атмосферное описание природы и пейзажей, ставших декорациями для отчаянных сердечных порывов. А еще живые, искрящиеся образы и яркие характеры персонажей.
Измученный жизнью аристократ сэр Рочестер, уставший от бури страстей и жаждущий мирной, нежной, заботливой, чистой и доброй души в лице милой Джейн. Это она заставила его давно забытое чувство любви и единения душ. И служитель церкви Ральф де Брикассар, оказавшийся бессильным перед выбором между любовью и тщеславием. Всю жизнь он служил Богу и большую часть этой жизни он любил Мэгги.
"...Я познакомился с Мэгги, когда ей было десять лет, через несколько дней после ее приезда из Новой Зеландии. По справедливости можно сказать, что я знал Мэгги в дни потопа и пожара, в дни душевного голода, в дни жизни и смерти. Все это нам пришлось претерпеть. Мэгги — это зеркало, в котором мне суждено видеть, что я обыкновенный смертный".
Наталья Оринго
Любая сказка - она всегда о любви,
даже если кажется, что о смерти.
(с)
В подростковом возрасте я так любила читать о любви, что даже оборудовала себе специальное место - у окна, выходящего в сад. Сквозь стекла упоительно пахло вишней и черемухой, а я не менее упоенно лила слезы над перипетиями отношений Лизы и Лаврецкого (Тургенев, "Дворянское гнездо"), примеряла зеленую шляпку со Скарлетт О’Хара или путешествовала во времени вместе со своевольной и острой на язык Клэр (Диана Гэблдон "Чужестранка")
Со временем часть прочитанного перестала меня трогать, но такой своеобразный литературный багаж очень помог мне в университете, превратившись в курсовую по массовой литературе. Я же сама убеждена, что практически все книги на земле рассказывают о любви. Остается только выбрать, какой язык и манера повествования нам наиболее близки.
«Если пятнадцать дней в месяце темные, мрачные, то остальные пятнадцать — светлые, солнечные».
Отношения своенравной красавицы Феридэ и ее зеленоглазого возлюбленного Кямрана далеки от безоблачных - но тем интереснее. Роман «Королёк — птичка певчая», написанный Решатом Нури Гюнтекином, зовет за собой в непростое путешествие. Молодая, беспечная и вспыльчивая девушка сбегает с собственной свадьбы и отправляется учительствовать. Впрочем, от любви не так-то просто убежать, но чтобы понять это, нужно вырасти душой...
Меня всегда трогал именно этот путь взросления, описания невзгод, которые проходит Феридэ на пути к своему Кямрану, и уверенность в том, что, что бы ни случилось, в саду всегда качаются качели любви - и мы всегда можем вернуться к этому вихрю тепла, света и зелени.
"Он продолжал все тем же речитативом перечислять животных и растения с Островов, а я сидела, слушала его декламацию и думала о том, как все это странно: вот сижу на камне у шотландского водоема, внимаю гэльской любовной песне, а на коленях у меня лежит большая мертвая рыба. А самое странное то, что все это доставляет мне неподдельную радость".
Многотомник "Чужестранка" Дианы Гэблдон, повествующий о женщине, попавшей из просвещенного XX века в 1743 год, в Шотландию, - это, пожалуй, классический любовный роман, в приязни к которому даже как-то неловко признаваться. Великолепные красавец с красавицей на обложке, многосерийная экранизация, традиционный сюжет, в котором будут и разлученные влюбленные, и страстный горец... Но если всмотреться глубже, обнаружишь неспешную, в старинном духе, историю о любви, семье и силе человеческого духа, которые неизменны во все времена.
Я нежно люблю "Чужестранку" за нетипичную сильную героиню. Клэр - врач, и ее любовь к медицине, страстное увлечение собственным делом помогают ей приспособиться к другой эпохе и не опускать руки даже в самых сложных ситуациях. "Чужестранка" научила меня тому, что нельзя отказываться от того, во что веришь и чем на самом деле являешься - во имя любви или чего бы то ни было еще. И тогда, какие бы ветра перемен вокруг нас не бушевали, у истории есть шанс закончиться по-настоящему хорошо.
Ольга Оринго
Любовные романы — мое комфортное чтение для плохих дней. Хэппи-энд не обязателен, пусть будут только яркие чувства и настоящие переживания. Особенно любимых книг много, но расскажу сейчас о парочке интересных.
"Достаточно того, что ей даровали целую жизнь. Она уже знала, что так везет далеко не всем: иногда жизнь забирают слишком рано. Но ведь главное – как ты проживешь свою жизнь, а не то, сколько лет тебе осталось".
Сесилия Ахерн точно известна поклонницам романов о любви. Самая знаменитая книга, даже с экранизацией — «P. S. I love you». Её действие как бы разворачивается в двух измерениях, нынешнем времени и прошлом. Холли получает письма от своего мужа Джерри, и эти письма заставляют ее переживать всю историю их любви с самого начала и до конца. Потому что, как бы ни было жаль, у любви есть конец.
Он есть у всего, и в первую очередь у человеческой жизни. Однако любовь может пережить человека, если она настоящая. Для меня это книга о заботе, о ностальгии и о том, что силы жить иногда таятся в самых неожиданных моментах.
P. S. Сначала книга, потом фильм!
"... — Только не она! Маргарет никогда не думала о нем, я уверен! Ей такое даже в голову не придет.
— А вот в сердце, по-моему, вошло".
«Север и Юг» Элизабет Гаскелл советую тем, кто жалеет, что нельзя стереть себе память и перечитать «Гордость и предубеждение», а заодно «Унесенных ветром». Это викторианский роман о сильных характерах и контрастах жизни.
Маргарет Хейл переезжает на Север с Юга, а с собой привозит мнение о том, как следует обращаться с рабочими на фабриках. Джон Торнтон живет на Севере всю свою жизнь и считает мисс Хейл своенравной южанкой, понятия не имеющей, как ведутся дела. Думаю, уже понятно, что у них нет никакого шанса избежать захватывающей любовной истории?
Кроме любви, в романе будет много социального контекста. Если любите книги с историческими реалиями, а не просто «комнатные» события, то вам точно понравится.
Анастасия Оринго
Как видите, список получился весьма разноплановый - на любой вкус! Расскажите, читали ли вы упомянутые книги, или, возможно, у них еще есть шанс появиться на книжной полке?
И, конечно же, делитесь своими любимыми книгами о любви - сейчас самое время их вспомнить...
С любовью, команда Оринго
brenda
Пнд, 14/02/2022 - 16:42
dora2014
Пнд, 14/02/2022 - 17:37
Cvetochnayafeya
Пнд, 14/02/2022 - 17:53
Татьяна Викторовна
Пнд, 14/02/2022 - 21:29
fwd.natasha.chm...
Пнд, 14/02/2022 - 23:24
Sunshine
Втр, 15/02/2022 - 08:25
shursh
Втр, 15/02/2022 - 12:45